УИН 11RS0001-01-2019-012398-67 Дело № 2а-502/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Коростелева В.Л.,
представителя административного истца – адвоката Калачева М.В., действующего на основании ордера от 09.10.2019 года № 01/15,
представителя УФСИН по Республике Коми Алябушевой Е.В., действующей на основании доверенности от 13.02.2019 года,
представителя ФКУ СИЗО-1 Жабинец М.В., действующего на основании доверенности от 27.12.2017 года,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коростелева В.Л. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ... о признании незаконным распоряжения о переводе, признаний незаконным действий по перемещению в иной следственный изолятор,
УСТАНОВИЛ
Коростелев В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ФСИН по Республике Коми о признании незаконным распоряжения от 21.06.2019 года о переводе в ФКУ ... признания действий Администрации ФКУ ... по его перемещению в ФКУ ..., поскольку это ограничивает его права в доступе к правосудию, в защите и общению с адвокатом, лишен возможности подготовки к полноценной защите и лишен общения с супругой.
Определением от 25.10.2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ...
В судебном заседании административный истец и его представитель требования поддержали в полном объеме.
Представители административных соответчиков заявленные требования не признали, указав, что перевод административного истца был осуществлен на основании распоряжении УФСИН по Республике Коми с целью недопустимости нарушений ст. 33 УИК РФ. По административному истцу вынесен приговор Верховным судом республики Коми, на период, до апелляционного рассмотрения он был переведен в ... Со стороны ФКУ ... ежедневно докладывается УФСИН о заполняемости Учреждения, для содержания в ... определенного числа лиц, содержащихся под стражей, УФСИН самостоятельно регулирует количество таких лиц. Согласование на перевод таких лиц с Верховным Судом Республики Коми осуществляется в рабочем порядке путем телефонной связи.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство всех перед законом и судом. Частью 3 статьи 55 Конституции РФ допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Постановлением Пленума Верховного Суда российской Федерации от 25.12.2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В соответствии со ст. 7, 8 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы являются местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Статьей 15 данного Закона определено, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 33 Закона, размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости, а также с учетом требований раздельного содержания по половому признаку, по возрасту, по категории преступлений, по наличию рецидива и тд.
Статья 23 Закона устанавливает норму санитарной площади в камере на одного человека – ...
Из обстоятельств дела следует, что Коростелев В.Л. содержится в ФКУ ... с 02.03.2012 года по настоящее время.
Приговором Верховного Суда Республики Коми от 29.10.2018 года Коростелев В.Л. осужден по ст. 210 ч. 2, 209 ч. 2, 222 ч. 3, 69 ч. 3 УК РФ к 12 г. л/свободы. Приговор в законную силу не вступил, осужденным подана апелляционная жалоба.
В период с 25.07. по 13.09.2019 года на основании распоряжения УФСИН России по Республике Коми от 21.06.2019 года Коростелев А.Л. был переведен в ФКУ ... в целях обеспечения лиц заключенных под стражу, положенной нормой санитарной площади в 4 кв.м. и улучшения материально-бытовых условий содержания лиц, подавших апелляционные жалобы на приговор суда первой инстанции.
Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом президента РФ от 13.10.2004 года № 1314, Федеральная служба (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
К основным задачам ФСИН России, помимо иных, отнесено исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых; обеспечение охраны прав, свобод, законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Аналогичные задачи указаны и в Положении об Управлении ФСИН по Республике Коми, утвержденном приказом ФСИН России от 11.06.2015 года № 518.
Таким образом, во исполнении поставленных задач, территориальный орган Федеральной службы исполнения наказания, наделен управленческими функциями и в том числе вправе определять для лиц, находящихся под стражей, места их содержания.
В обосновании данной позиции материалы дела содержат аналогичные распоряжения УФСИН России по республике Коми от 2014, 2015 гг. о направлении спецконтингента, в частности из ... для обеспечения положенной санитарной площади, недопущения создания стесненных условий, улучшения материально-бытовых условий содержания.
В дальнейшем, во исполнении распоряжения УФСИН России по Республике Коми от 21.06.2019 года, Администрация ФКУ ... направила Коростелева В.Л. в ФКУ ...
Ссылка административного истца и его представителя на ст. 13 Федерального закона № 103-ФЗ в данном случае необоснованна, поскольку в ней указаны основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания, тогда как Коростелев В.Л. был переведен не в изолятор временного содержания.
Кроме того, обжалуемым решением, действиями Администрации места содержания под стражей права и свободы Коростелева В.Л. не нарушены, поскольку действующее законодательство не предусматривает определение места содержания под стражей с учетом проживания как членов семьи такого лица, так и его защитника.
С учетом названного, суд не усматривает необходимой совокупности условий, при которых обжалуемые решения, действия можно признать незаконными. Перевод лица, содержащего под стражей осуществлен в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и полномочиями административных ответчиков, права, свободы, законные интересы административного истца таким переводом не нарушены.
В удовлетворении административного искового заявления Коростелева В.Л. суд отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Коростелева В.Л. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ... о признании незаконным распоряжения о переводе, признаний незаконным действий по перемещению в иной следственный изолятор, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
<данные изъяты>
Судья А.П. Леконцев