Решение по делу № 2а-1613/2022 от 19.04.2022

Дело № 2а-1613/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июня 2022 г.                                                                                 г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе

Председательствующего: Истягиной Н.М.,

при секретаре судебного заседания Бабинец Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Пасичного В.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

    Пасичный В.И. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, изложенное в письме от 26.01.2022 года №; возложить на Департамент обязанность предоставить государственную услугу.

    Административный истец мотивирует свои требований тем, что административный истец является собственником гаражного бокса площадью кв.м., кадастровый , который находится в составе единого блока гаражей, построенный за счет средств кооператива (всего в блоке 24 гаражных бокса). Здание с гаражными боксами расположено на земельном участке площадью кв.м., предоставленному ГСК «Центральный» во временное пользование для строительства и обслуживания гаражей распоряжением -р от 20.09.1999. Для реализации права на оформление земельного участка, расположенного под гаражным боксом в собственность административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного под занимаемым им гаражным боксом, площадью 20 кв.м. Оспариваемым решением в предоставлении испрашиваемой услуги отказано, в связи с несоответствием схемы расположения земельного участка генеральному плану города Севастополя: формируемый земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий, в т.ч. со сложными условиями рельефа), находится за границами красных линий (зон застройки), в историческом поседении, в III поясе зоны санитарной охраны скважины . Административный истец полагает, что указанное решение, является незаконным и нарушает его права.

    К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ГСК «Центральный».

В судебное заседание стороны и заинтересованные лица не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, в связи чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.

суд приходит к выводу, что административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с выпиской из ЕГРН за административным истцом зарегистрировано право собственности на гаражный бокс площадью кв.м., кадастровый .

Истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.

Оспариваемым решением в предоставлении испрашиваемой государственной услуги отказано в связи с несоответствием испрашиваемого вида земельного участка Генеральному плану города Севастополя – испрашиваемый земельный участок расположен в зоне незастроенных территорий, в т.ч. со сложными условиями рельефа; согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП, земельный участок расположен за границами красных линий (зона застройки); в зоне исторического поселения; в III поясе зоны санитарной охраны скважины №95/5658.

Однако оспариваемое решение не является обоснованным и законным исходя из следующего.

Согласно положениями пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15); земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15).

Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в силу подпунктов 3 и 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Частью 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков является Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №9052-РДЗ от 27.06.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее – Административный регламент).

В пункте 2.9 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуг, в том числе разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам.

Согласно положениям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя, в том числе, в случае несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Согласно части 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 №190-ФЗ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

Согласно сведениям Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом города Севастополя расположен в зоне незастроенных территорий, в т.ч. со сложными условиями рельефа.

Согласно документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 №248-ПП, земельный участок расположен за границами красных линий (зона застройки), а также в III поясе зоны санитарной охраны скважины №95/5658.

Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, вид разрешенного использования земельного участка частично не соответствует действующей градостроительной документации.

Сведений о нарушении границами участка административного истца границ красных линий, линий дорог, границ территорий общего использования не имеется, представленные административному истцу сведения из Генерального плана г.Севастополя не подтверждают нахождение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий, линий дорог, границ территорий общего использования.

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Таким образом, учитывая, что законодательством Российской Федерации в рамках данных правоотношений предусмотрен запрет оборотоспособности земельных участков только общего пользования, но не зон малоэтажной жилой застройки, частично незастроенных территорий.

Несоответствие вида разрешенного использования земельного участка действующей градостроительной документации в качестве оснований для предоставления услуги по согласованию схемы расположения земельного участка не обозначено.

Так, земельный участок испрашивается административным истцом для размещения гаража; на земельном участке расположен гаражный бокс, возведенный в составе единого блока на земельном участке, предоставленном гаражно - строительному кооперативу, членом которого является истец, на основании проекта отвода земельного участка - для строительства и обслуживания гаражей. Кооперативу, членом которого является истец, выдан договор на право временного пользования землей на основании решения СГГА от 20.09.1999 г. №1698-р, за границы земельного участка, предоставленного кооперативу согласно отвода, гаражный бокс истца, находящийся в собственности административного истца не выступает.

Также судом установлено, что здание с гаражными боксами расположено на земельном участке площадью 1130 кв.м., предоставленному ГСК «Центральный» во временное пользование для строительства и обслуживания гаражей распоряжением №1698-р от 20.09.1999.

Согласно сведений, содержащихся в ЕГРН относительно земельного участка, площадью 1130 кв.м., предоставленному кооперативу, указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования – «для строительства и обслуживания гаражей», что полностью соответствует целям его использования и испрашиваемого административным истцом.

Как следует из технического паспорта на гаражный бокс, находящийся в собственности административного истца, возведен до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, следовательно, на правоотношения, связанные с его владением и приобретением участка под ним в собственность распространяются нормы положений Федерального закона от 05.04.2021 №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.3.7, положений Федерального закона от 05.04.2021 №79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства, и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от декабря 2004 года №190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в том числе, в случае если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение (п.2). Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства. На данные отношения не распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пунктов 2, 10, 10.1 статьи 39.15, подпунктов 8, 14 и 20 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом доводы о нахождении земельного участка в зоне исторического поседения, в III поясе зоны санитарной охраны скважины №95/5658 не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не ограничивают земельный участок в обороте и не являются препятствием для его предоставления в собственность.

С целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, гараж , оформленное письмом от 26.03.2022 года №ГУисх-635/22, с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Пасичного В.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, гараж .

Что касается требований административного истца по возложению на ответчика обязанностей по предоставлению государственной услуги «предварительное согласование предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности», данное требование не подлежит удовлетворению, поскольку оно относится к исключительной компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям, при этом суд не вправе подменять полномочия органа исполнительной власти.

Руководствуясь статьями 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Пасичного В.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, гараж , оформленное письмом от 26.03.2022 года №

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Пасичного В.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, гараж .

В остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме решение принято 17.06.2022 года.

Судья                                                                                   Н.М.Истягина

2а-1613/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Пасичный Владимир Иванович
Ответчики
Депаратамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
ГСК "Центральный"
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация административного искового заявления
20.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее