Дело № 12-582-16
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 13 июля 2016 года
Судья Кемеровского областного суда Булычева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «А»» (далее – ООО УК «А», общество) Я.С. Стерликовой на постановление судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 23 мая 2016г. в отношении ООО УК «А» по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 23 мая 2016 г. ООО УК «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере <данные изъяты> руб.
Не соглашаясь с судебным актом, защитник ООО УК «А» в своей жалобе просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку ООО УК «А» не осуществляет горячее водоснабжение, поставкой горячей воды занимается ОАО «Теплоэнерго». ООО УК «А» лишено объективной возможности предоставить потребителю горячую воду, поскольку ОАО «Теплоэнерго» в нарушение п.2.1 договора о теплоснабжении № от 01 августа 2013г. не поддерживает необходимый уровень среднесуточной температуры подающей сетевой воды.
Защитник ООО УК «А» Стерликова Я.С. поддержала доводы жалобы, должностное лицо административного органа Сыстерова Т.М. полагала протокол об административном правонарушении законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие по делу, извещённые надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, не явились в судебное заседание, об отложении судебного заседания не просили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного наказания, в том числе на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно частям 1, 5 статьи 24 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ) организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей и частью 7 статьи 8 названного Федерального закона. Горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы" (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой такими системами, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (пункт 1.1 СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Из материалов дела следует, что 06 октября 2015 г. ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово в связи с поступлением жалобы коллектива граждан на неудовлетворительное качество горячей воды вынесено определение о возбуждении в отношении ООО УК «А» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
ДД.ММ.ГГГГ в 9 час. 35 мин. в <адрес> с участием представителя предприятия, понятых и специалиста Филиала ФБУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Кемеровской области" в г. Кемерово проведено измерение температуры горячей воды в кухне квартиры, которая составила + 54°C, что зафиксировано в протоколе осмотра № (л.д. 6,7), протоколе о взятии проб и образцов (л.д.13,14).
09 октября 2015 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" составлен протокол физических факторов №, согласно которому температура горячей воды в месте водоразбора в <адрес> при допустимом параметре + 60 °C составила + 53,6 °C (л.д.15).
Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" в г. Кемерово проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам образца (пробы) воды, отобранного в <адрес> (л.д.10).
Согласно экспертному заключению от 09 октября 2015 г. температура горячей воды, отобранной на указанном участке, не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
30 октября 2015 г. в Территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово при рассмотрении экспертного заключения от 09 октября 2015 г., протокола лабораторных исследований физических факторов от 09 октября 2015 г. № обнаружено нарушение ООО УК «А» санитарно-эпидемиологических требований к хозяйственно-бытовому водоснабжению: температура горячей воды, отобранной в месте водоразбора по вышеуказанному адресу, составила + 53,6 °C при нормативе не ниже + 60 °C, что не соответствует требованиям пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09.
30 октября 2015 г. должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово в отношении ООО УК «А» по данному факту составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО УК «А» к административной ответственности.
Факт нарушения обществом санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколом осмотра; протоколом измерений физических факторов; заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы; протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет административную ответственность, установленную статьей 6.5 КоАП РФ.
Должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о совершении предприятием административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что ООО УК «А» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не осуществляет поставку горячей и холодной воды потребителям, нельзя признать состоятельным в силу следующего.
Водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение) (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, устанавливающим гигиенические требования к качеству воды и организации системы централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
ООО УК «А» является субъектом, обеспечивающим подачу холодной и горячей воды по внутридомовым сетям.
Транспортировка воды производится обществом от внешней границы стены жилого дома потребителям. На обслуживании ООО УК «А» находятся тепловые узлы жилого дома, оборудование, установленное на нём, подвальная, внутридомовая разводка системы отопления и горячего водоснабжения (акт на установление границ обслуживания к договору с ОАО «Теплоэнерго» № на л.д.70).
Согласно п. 2.2 Устава ООО УК «А» основными видами деятельности общества является управление эксплуатацией жилого фонда, осуществление иных видов деятельности и оказание услуг, не запрещённых и не противоречащих действующему законодательству (л.д.23).
Согласно п.п. 2.1., 3.1.1., 3.1.3., 5.1. договора управления многоквартирным домом от 22 июля 2015г. № 11 (л.д.40-32) ООО УК «А» управляет общим имуществом в многоквартирном доме, представляет собственникам помещений многоквартирного жилого дома по <адрес> коммунальные услуги надлежащего качества, параметры которого определяются в соответствии с действующим законодательством и несёт ответственность за ненадлежащее исполнение договора.
Как исполнитель коммунальных услуг ООО УК «А» в силу п. 2.3. ч.2 ст. 161, ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № несёт ответственность перед потребителями за качество коммунальных услуг.
В рамках осуществления своей деятельности ООО УК «А» обслуживает и эксплуатирует систему водоснабжения, внутридомовые сети являются частью центральной системы горячего водоснабжения.
По смыслу пунктов 4, 16 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ, а также, исходя из иных приведенных выше положений данного Федерального закона и материалов дела, деятельность общества связана с осуществлением холодного и горячего водоснабжения с использованием централизованных систем холодного и горячего водоснабжения.
В силу приведенных выше положений п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Таким образом, на организации, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем водоснабжения, в силу закона возложена обязанность обеспечить соответствие качества воды указанных систем санитарным правилам. Все исполнители, участвующие в обеспечении населения питьевой водой, ответственны за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 6.5 КоАП РФ, могут выступать как лица, которые производят ее транспортировку, подачу в жилой фонд и по внутридомовым сетям непосредственно потребителю, так и лица, осуществляющие забор воды.
Согласно договору № от 01 августа 2013 г. (л.д. 61-69), заключённому между ООО УК «А» и ОАО «Теплоэнерго», общество принимает от ОАО «Теплоэнерго» через присоединённую сеть энергию и горячую воду в количестве и качества, предусмотренного настоящим договором (п. 1.1, 2.1.4 договора), осуществляет контроль за количеством и качеством энергии и горячей воды в месте исполнения обязательства ОАО «Теплоэнерго» (п. 1.2. договора).
При этом условиями вышеуказанного договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии (мощности) теплоносителя предусмотрено, что качество сетевой воды должно соответствовать определённой среднесуточной температуре и иным свойствам источника водоснабжения (п.п. 2.1.1, 2.1.2. договора). Исполнитель (ООО УК «А») обязан, в том числе обеспечить передачу тепловой энергии, теплоносителя из точки приема в точку передачи, качество параметры которых должны соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (п.п 2.4.1., 2.4.2. договора).
Поскольку ООО УК «А» является организацией, обеспечивающей подачу (транспортировку) холодной и горячей воды, и использующей централизованную систему водоснабжения, оно обязано исполнять требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе санитарно-эпидемиологических норм и правил к качеству воды и, вопреки доводам жалобы, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.
Доказательств, которые могли бы свидетельствовать о принятии обществом необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение санитарно-эпидемиологических требований к качеству воды, не имеется.
При таких обстоятельствах в деянии общества содержится объективная сторона состава вмененного административного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО УК «А» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО УК «А» в пределах санкции ст. 6.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст.ст.30.7,30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 23 мая 2016 г. оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «А» Я.С. Стерликовой – без удовлетворения.
Судья Булычева С.Н.