Докладчик БлиноваМ.А. |
Апелляционное дело №33-1544/2015 Судья Данилин Е.М. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2015 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А., Юркиной И.В.
при секретаре Орловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению Иванова А.Г. о признании незаконным решения начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного одела ГИБДД МВД по Чувашской Республике, поступившее по апелляционной жалобе МВД по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 января 2015 г., которым постановлено:
«Признать незаконным решение начальника МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике об отказе Иванову А.Г. в получении водительского удостоверения после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, выраженное в ответе от 22.11.2014 г. №.
Возложить на МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике обязанность повторно рассмотреть заявление Иванова А.Г. от 24.10.2014 №».
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов А.Г. обратился в суд с заявлением о признании решения начальника межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД МВД по Чувашской Республике от 22 ноября 2014г. № об отказе в возврате водительского удостоверения после окончания лишения срока на право управления транспортными средствами, незаконным.
Требования мотивировал тем, что постановлением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 30 января 2013г. он был лишен права на управление транспортными средствами сроком на один год за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ. Указанное постановление вступило в законную силу 28 февраля 2014г. В марте 2014 года срок административного наказания истек. На устное обращение о возврате водительского удостоверения ему было отказано со ссылкой на необходимость предоставления сведений о прохождении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В связи с чем 24 октября 2014г. Иванов А.Г. обратился с письменным заявлением о выдаче водительского удостоверения. Ответом начальника МРЭО ГИБДД МВД по ЧР от 22 ноября 2014г. в возврате водительского удостоверения было отказано. Отказ мотивирован необходимостью обращения в БУ «Республиканский наркологический диспансер» для прохождения врачебной комиссии. В обоснование отказа приведены ссылки на п.35 абз. «ж» Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и на Федеральный закон от 28.12.2013 №437-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности дорожного движения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения» (ст.23 п.9). Считает данный отказ незаконным, поскольку на момент возникновения у него права на получение водительского удостоверения положения указанных нормативных актов в части внесения изменений, касающихся необходимости представления акта внеочередного медицинского освидетельствования, не действовали. Ссылку на положения ч.4.1 ст.32.6 КоАП РФ также считает необоснованной, поскольку данная норма вступила в силу 01 сентября 2013 г. и не может быть применена в отношении лиц, привлеченных к ответственности по ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ.
Заявитель Иванов А.Г. в судебное заседание не явился, реализовал право на участие в процессе через своего представителя Филиппова Е.Ю.
В судебном заседании представитель заявителя Филиппова Е.Ю. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель заинтересованного лица МВД по Чувашской Республике Васильев Р.Н. в удовлетворении заявленных Ивановым А.Г. требований просил отказать, указав, что пунктом 7 Приказа МВД РФ от 20 июля 2000 г. № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396», которое в настоящее время действует в части не противоречащей постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», предусмотрено что, после принятия от гражданина заявления и представления им соответствующих документов должностным лицом до выдачи водительского удостоверения проводятся соответствующие проверки по учетам: водителей, лишенных права на управление транспортными средствами; выданных водительских удостоверений; распределенных и утраченных (похищенных) бланков водительских удостоверений и водительских удостоверений; лиц, объявленных в розыск.
Проведенной проверкой установлено, что Иванов А.Г. не раз привлекался за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. В 2008 году гражданин Иванов А.Г. привлекался к уголовной ответственности за приобретение и хранение наркотического средства. Согласно сведениям Республиканского наркологического диспансера Иванов А.Г. находится на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «...». Также указал, что 24 ноября 2014 г. в прокуратуру Калининского района направлена информация для принятия мер прокурорского реагирования в отношении Иванова А.Г. с целью обращения в суд с иском о прекращении его права управления транспортными средствами.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 января 2015 г. решение начальника МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике об отказе Иванову А.Г. в получении водительского удостоверения после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, выраженное в ответе от 22.11.2014 г. №, признано незаконным. На МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Иванова А.Г. от 24.10.2014 №.
Указанное решение обжаловано МВД по Чувашской Республике по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы на решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Судом установлено, что постановлением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 30 января 2013 г. Иванов А.Г. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год. Срок наказания истек в марте 2014 года.
24 октября 2014 г. Иванов А.Г. обратился в отдел УГИБДД МВД России по Чувашской Республике с заявлением о выдаче водительского удостоверения в связи с окончанием срока лишения права управления транспортными средствами.
Ответом от 22 ноября 2014 г. № Иванову А.Г. отказано в выдаче водительского удостоверения в связи с изменившимся после 1 сентября 2013 года порядком возврата водительского удостоверения.
Данный отказ начальника МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике в выдаче водительского удостоверения Иванов А.Г. просил признать незаконным.
В обоснование законности отказа в выдаче водительского удостоверения МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике ссылалось на положения абз. «ж» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортным средством» (вместе с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон) статья 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" изложена в новой редакции, согласно которой медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
В соответствии с подп. "в" п. 53 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" ст. 32.6 КоАП РФ, регламентирующая порядок исполнения постановления о лишении специального права, была дополнена ч. 4.1, вступившей в законную силу с 1 сентября 2013 г.
Данной нормой введено новое правило, согласно которому водительское удостоверение, изъятое у лица, подвергнутого административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, может быть возвращено ему только после проверки знания Правил дорожного движения.
Так, в соответствии с частью 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении срока лишения специального права за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.3 и главой 12 настоящего Кодекса, водительское удостоверение или удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются после проверки знания им Правил дорожного движения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, также медицинского освидетельствования данного лица на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Кроме того, как следует из положений части 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о прохождении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством по истечении срока лишения специального права относится к лицам, у которых водительское удостоверение было изъято за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса. Вместе с тем, согласно материалам дела, Иванов А.Г. привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, положения части 4.1 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы.
До 01 сентября 2013 года водительское удостоверение подлежало возврату лицу, подвергнутому наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, после окончания срока лишения права управления без каких-либо дополнительных условий. Соответственно ссылка в ответе МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике от 22 ноября 2014г. в качестве основания для отказа в выдаче заявителю водительского удостоверения на нормы Федерального закона от 28.12.2013г. № 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения", является неправильным.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 ноября 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
Ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, в силу положений абз. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 N 196-ФЗ, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В соответствии с абз. «ж» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортным средством» (вместе с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений) российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Вместе с тем из материалов дела следует, что на момент вынесения обжалованного решения МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике от 22 ноября 2014г. не имелось обращение компетентными органами, в том числе прокурором в суд о прекращении в отношении Иванова А.Г. права на управление транспортными средствами, признании водительского удостоверения недействительным.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Иванова А.Г., признав незаконным решение начальника МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике об отказе Иванову А.Г. в получении водительского удостоверения после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, выраженное в ответе от 22 ноября 2014 г. № и возложив на МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике обязанность повторно рассмотреть заявление Иванова А.Г. от 24 октября 2014 г.
Доводы апелляционной жалобы МВД по Чувашской Республике не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям.
Настоящее решение не является препятствием для обращения компетентным органом в суд с заявлением о прекращении в отношении Иванова А.Г. права на управление транспортными средствами, признании водительского удостоверения недействительным при наличии оснований, предусмотренных абз. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и абз. «ж» п.35 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», которым утверждены Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу МВД по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 января 2015 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А.Блинова
Судьи: А.А.Нестерова
И.В.Юркина