Дело № 2а-160/2018 год
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
14 сентября 2018 года г. Красный Холм
Краснохолмский районный суд Тверской области в составе:
Председательствующего судьи Соколовой Е.Е.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснохолмского района Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с пп.4,5,6,8,9 Раздела II «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и о возложении обязанности по принятию мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Краснохолмского района Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснохолмского района Тверской области о признании незаконным бездействия администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии в соответствии с пп.4,5,6,8,9 Раздела II «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, и о возложении обязанности по принятию мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп. Свое заявление мотивировал тем, что прокуратурой Краснохолмского района в порядке надзора проведена проверка соблюдения администрацией Краснохолмского района законодательства об отходах производства и потребления. По результатам проверки установлено следующее. Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды. В ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, населения. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положениями ч.2 ст.13 и ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно примечанию к п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, если собственник отходов не установлен, им являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Согласно ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 года №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее Правила обращения с отходами). Пунктом 2 Раздела I Правил обращения с отходами разъяснено, что отработанные ртутьсодержащие лампы это ртутьсодержащие отходы, представляющие собой, выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, а также определено понятие «места первичного сбора и размещения». Место первичного сбора и размещения - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения. Согласно пп.5 и 6 Раздела II Правил обращения с отходами, накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них. Требования к порядку размещения (хранения и захоронения), отработанных ртутьсодержащих ламп регламентированы разделом IV Порядка, а именно:
хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары (п. 14 раздела IV Порядка);
допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании (п. 15 раздела IV Порядка);
- не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных, ртутьсодержащих ламп (п. 16 раздела IV Порядка);
- хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре (п. 17 раздела IV Порядка).
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения(п.18 ч.1 ст.14), а участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных районов возложена на муниципальный район (п.14 ч.1 ст.15). Аналогичные полномочия закреплены в п.16 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования «Краснохолмский район Тверской области». Согласно пп.4, 8, 9 Раздела II Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации. В силу ч.2 ст.21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды) указано, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР05 августа 1988 г. В силу п.1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. В соответствии с чч.1 и 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998г. N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что администрацией Краснохолмского района нормативно-правовые акты, регулирующие организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп не принимались, порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не утверждался, места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп не определены, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, информирование потребителей ртутьсодержащих ламп не производится. Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства ответчиком не были предприняты меры по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Лампы (люминесцентные и энергосберегающие) содержат ртуть, используются потребителями в быту, в связи, с чем вопрос об определении специализированного места их сбора является актуальным, и направлен на создание безопасных условий проживания населения и защиту окружающей среды. Бездействие администрации нарушает право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. В силу того, что администрацией Краснохолмского района не выполняются обязанности, установленные вышеуказанным федеральным законодательством, то они подлежат возложению на административного ответчика в судебном порядке. В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. С учетом изложенного, в целях устранения нарушений федерального законодательства, предотвращения причинения вреда землям (почве), а также предотвращения угрозы причинения вреда иным компонентам окружающей природной среды, неопределенному кругу лиц, руководствуясь п.3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 39 КАС РФ, ч.4 ст.218 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Краснохолмского района, выразившееся в непринятии мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и обязать администрацию Краснохолмского района организовать сбор отработанных ртутьсодержащих ламп, а именно: определить место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп; проинформировать потребителей ртутьсодержащих ламп о наличии на территории муниципального образования места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп; принять нормативно-правовой акт, регулирующий организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утвердить порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. От административного ответчика возражений против применения такого порядка рассмотрения административного дела не поступило. Рассмотрение административного дела назначено в порядке упрощенного (письменного) производства, единолично судьей, без вызова сторон.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ считает, что административные исковые требования обоснованы Рё подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.8 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Нормами ст.22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии частям 1 и 2 ст.8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, а к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пп.14 п.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Уставом МО «Краснохолмский район Тверской области» установлено, что к вопросам местного значения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. (п.16 ч.1 ст.9).
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений законодательства об обращении с отходами производства и потребления Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. №681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным растениям и окружающей среде. Согласно указанным Правилам «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой выведенные из эксплуатации и подлежащие утилизации осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (п.6). Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора (п.8). Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов (п.10). Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями (п.13). Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения (п.18). Обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований (п.19).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, администрацией МО «Краснохолмский район Тверской области» не принимались нормативно-правовые акты, регулирующие организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не утверждался, места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп не определены, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп не организован, информирование потребителей ртутьсодержащих ламп не производится. Административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего выполнения предусмотренной законом обязанности по принятию меры к организации сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов.
Неисполнение административным ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами, производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Краснохолмского района Тверской области и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 39 ч. 1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.219 ч.1 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление к администрации МО «Краснохолмский район Тверской области» подано в суд 27.08.2018, т.е. в пределах срока, установленного законом.
Таким образом, административные исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика по непринятию в соответствии с пп.4,5,6,8,9 Раздела II «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и о возложении обязанности по принятию мер по определению места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп и информированию потребителей ртутьсодержащих ламп о месте первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, изданию нормативно-правового акта, регулирующего организацию сбора, определение места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, утверждению порядка сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно Уставу муниципального образования административный ответчик администрация Краснохолмского района Тверской области является органом местного самоуправления.
В соответствии с п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков либо истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Краснохолмского района Тверской области РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Краснохолмского район░° ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░…░ѕ░»░ј░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░°, ░І░‹░Ђ░°░·░░░І░€░µ░µ░Ѓ░Џ ░І ░Ѕ░µ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░░ ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░ї░ї.4,5,6,8,9 ░ ░°░·░ґ░µ░»░° II ░«░џ░Ђ░°░І░░░» ░ѕ░±░Ђ░°░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ ░ѕ░‚░…░ѕ░ґ░°░ј░░ ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░░ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░»░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ѕ░Ѓ░І░µ░‚░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І, ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░░░‡░µ░Ѓ░є░░░… ░»░°░ј░ї, ░Ѕ░µ░Ѕ░°░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░µ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ, ░Ѕ░°░є░ѕ░ї░»░µ░Ѕ░░░µ, ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ, ░ѕ░±░µ░·░І░Ђ░µ░¶░░░І░°░Ѕ░░░µ, ░‚░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░ї░ѕ░І░»░µ░‡░Њ ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ ░І░Ђ░µ░ґ░° ░¶░░░·░Ѕ░░, ░·░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░І░Њ░Ћ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ, ░І░Ђ░µ░ґ░° ░¶░░░І░ѕ░‚░Ѕ░‹░ј, ░Ђ░°░Ѓ░‚░µ░Ѕ░░░Џ░ј ░░ ░ѕ░є░Ђ░ѓ░¶░°░Ћ░‰░µ░№ ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░µ░» ░ј░µ░Ђ ░ї░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѓ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░░ ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░µ ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░░░·░ґ░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ-░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░°, ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░Ћ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░°, ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░° ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ѕ░°░є░ѕ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░░ ░ѕ ░І░ѕ░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░±░Џ░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Ћ ░ј░µ░Ђ ░ї░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѓ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░░ ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░µ ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░░░·░ґ░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ-░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░°, ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░Ћ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░°, ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░° ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ѕ░°░є░ѕ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ.
░џ░Ђ░░░·░Ѕ░°░‚░Њ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░…░ѕ░»░ј░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░», ░І░‹░Ђ░°░·░░░І░€░µ░µ░Ѓ░Џ ░І ░Ѕ░µ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░░ ░ј░µ░Ђ ░ї░ѕ ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░Ћ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѓ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░░ ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚░µ ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░░░·░ґ░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ-░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░°, ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░Ћ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░°, ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░° ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ѕ░°░є░ѕ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░Ћ ░њ░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░«░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░…░ѕ░»░ј░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░░» ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░ѕ░І░°░‚░Њ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░° ░░░ј░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ:
░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░‚░Њ ░ј░µ░Ѓ░‚░ѕ ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѓ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї;
░ї░Ђ░ѕ░░░Ѕ░„░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѕ░І░°░‚░Њ ░ї░ѕ░‚░Ђ░µ░±░░░‚░µ░»░µ░№ ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї ░ѕ ░Ѕ░°░»░░░‡░░░░ ░Ѕ░° ░‚░µ░Ђ░Ђ░░░‚░ѕ░Ђ░░░░ ░ј░ѓ░Ѕ░░░†░░░ї░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї;
░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░Њ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ-░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░ѕ░№ ░°░є░‚, ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░Ћ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░°, ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░‚░° ░ї░µ░Ђ░І░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ђ░°░·░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї, ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░ґ░░░‚░Њ ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░ѕ░є ░Ѓ░±░ѕ░Ђ░° ░░ ░Ѕ░°░є░ѕ░ї░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ѕ░‚░Ђ░°░±░ѕ░‚░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░‚░ѓ░‚░Њ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░… ░»░°░ј░ї.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░ї░ѕ░ґ░°░‡░µ░№ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░…░ѕ░»░ј░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ 15 ░ґ░Ѕ░µ░№ ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░є░ѕ░ї░░░░ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Њ