Дело №2а-274/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Лукьяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному иску Ивановой Валентины Николаевны и Иванова Валерия Александровича к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконными решений об отказе «изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистраций прав» от 3 октября 2018 г., обязании принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Иванова В.Н. и Иванов В.А. обратились в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконными решений № 60-0-1-33/3001/2018-396/3, № 60-0-1-33/3001/2018-396/4 от 3 октября 2018 г. об отказе «изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистраций прав», обязании принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета.
В обоснование заявления указано, что Иванов В.А. и Иванова В.Н. обратились в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в отношении земельного участка с КН *******, расположенного по адресу: Псковский район, Л. волость, д. В.. К заявлению был приложен межевой план земельного участка, подготовленный кадастровым инженером К.П.
Уведомлениями от 13.09.2018 осуществление действий по изменению основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав было приостановлено по тем основаниям, что межевой план не соответствует требованиям законодательства, а именно пункту 29 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921, поскольку в состав межевого плана обязательному включению подлежит согласие заказчика кадастровых работ на обработку персональных данных.Ивановым было предложено в срок до 20.09.2018 устранить указанные нарушения.
В связи с истечением срока приостановления, уведомлениями от 3 октября 2018 года № 60-0-1-33/3001/2018-396/3, 60-0-1-33/3001/2018-396/4, административным истцам отказано в изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав.
Административные истцы указывают, что по религиозным убеждениям не желают подписывать согласие на обработку их персональных данных. Полагают, что любая форма принуждения к использованию электронных идентификаторов личности противоречит Конституции РФ и ограничивает их право на получение госуслуги по постановке на государственный учет объекта недвижимости.
С учетом изложенного, административные истцы просят суд признать решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об отказе «изменения основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» от 03.10.2018 № 60-0-1-33/3001/2018-396/3, 60-0-1-33/300112018-396/4, принятые по результатам рассмотрения заявления Иванова В.А. и Ивановой В.Н. о государственном кадастровом учете изменений основных характеристик объекта недвижимости от 08.06.2018 г. № 60-0-1-33/3001/2018-396 незаконными. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета «изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» в отношении земельного участка с КН *******, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Л. волость», д.В., в соответствии с межевым планом от 08.08.2018 г., подготовленным кадастровым инженером К.П., СНИЛС 004-765-206 31, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании административные истцы Иванов В.А. и Иванова В.Н. и их представитель Орлова О.П. требованияподдержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представители административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области Маркова Н.И. и Червонцева Н.Е. возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.Указали, что как действия административного ответчика при принятии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с КН *******, так и ФГБУ «ФКП Росреестра», как органа, наделенного отдельными государственными полномочиями Росреестра при приеме заявления, полностью согласуются с требованиями действующего законодательства, в первую очередь в соответствии с требованиями Закона о регистрации, как специального закона, регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Действующим законодательством никаких исключений при обращении граждан Российской Федерации в орган регистрации прав по осуществлению государственного кадастрового учета объектов недвижимости, не предусмотрено, в том числе и на «основании религиозных убеждений». То есть, требования Закона о регистрации при подаче соответствующего заявления и необходимых документов для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости распространяются одинаково на всех граждан Российской Федерации. Поскольку представленный административными истцами межевой план не соответствовал требованиям приказа от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а именно пункту 29, указывающему на необходимость включения в состав приложения межевого плана согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, в котором заказчик кадастровых работ (физическое лицо) подтверждает свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональныхданных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений наих основе органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в целях предоставления государственной услуги. Поскольку данным требованиям межевой план не соответствовал, то Управлением Росреестра по Псковской области, с учётом требований закона, вынесено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, затем об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета «изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав».
Выслушав лиц, участвующих в деле, показания свидетеля К.П., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного административного иска.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером *******, расположенный по адресу: Псковская область, Псковский р-н, СП «Л. волость», д. В., обладает следующими характеристиками: категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, имеет статус: ранее учтенный, поставлен на учет 07.12.2007 на основании Свидетельства на право собственности на земельный участок, выданного Администрацией Писковичского сельского Совета от 02.02.1993 № 1753, уточненная площадь 1215,9 кв.м., принадлежит на праве общей совместной собственности Ивановой Валентине Николаевне и Иванову Валерию Александровичу на основании Договора купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом от 29.04.2003 № 712, дата зарегистрированной сделки внесена в ЕГРП 30.05.2003.
08.06.2018 Иванов В.А. и Иванова В.Н. обратились в орган регистрации прав с заявлением № 60-0-1-33/3001/2018-396 в связи с осуществлением учета изменений площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, расположенного по адресу: Псковская обл., Псковский р-н, СП «Л. волость», д. В., представив Межевой план от 27.03.2018 № б/н, изготовленный кадастровым инженером К.П. Межевой план был изготовлен в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с КН *******.
Решением Управления Росреестра по Псковской области осуществление государственного кадастрового учета 13.09.2018 № 60-0-1-33/3001/2018-396/2 было приостановлено, поскольку представленный Межевой план от 27.03.2018 № б/н по содержанию не соответствовал Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденныхприказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», а именно: в соответствии с п. 29 Требований в случае внесения в реквизит «3» раздела «Общие сведения о кадастровых работах» сведений о физическом лице в состав приложения межевого плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, в котором заказчик кадастровых работ (физическое лицо) подтверждает свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (втом числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав вцелях предоставления государственной услуги.
Предоставить свое согласие на обработку персональных данных административные истцы отказались, что подтверждается записью в разделе Межевого плана «Заключение кадастрового инженера» и заявлениями административных истцов от 3 сентября 2018 года (л.д. 72-73,74-75).
Ввиду не устранения административными истцами причины, а именно: отказ дачи согласия заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных в нарушение п. 29 Требований к подготовке межевого плана, данное обстоятельство явилось препятствием по осуществлению государственного кадастрового учета, в связи с чем административным ответчиком 03.10.2018 принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, о чем административным истцам направлено соответствующее уведомление.
Полагая свои права нарушенными действиями административного ответчика, административные истцы обратилась в суд.
Так, в соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1 ст.22 Закона о регистрации).
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч.13 ст.22 Закона о регистрации).
В соответствии с вышеуказанной нормой Министерством экономического развития Российской Федерации издан приказ от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее – Приказ), зарегистрированный в Минюсте России 20.01.2016 (№40651). Приложением №2 к Приказу являются Требования к подготовке межевого плана (далее - Требования), которые устанавливают правила оформления межевого плана.
Согласно п.4 Требований межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ. К текстовой части межевого плана относятся, в том числе, общие сведения о кадастровых работах.
Пунктом 29 Требований установлено, что в реквизите "3"раздела «Общие сведения о кадастровых работах» межевого плана приводятся сведения о заказчике кадастровых работ:в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета (при его отсутствии - наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания в соответствии с федеральной информационной адресной системой).
В случае внесения в реквизит "3" раздела «Общие сведения о кадастровых работах» сведений о физическом лице в состав приложения межевого плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, в котором заказчик кадастровых работ (физическое лицо) подтверждает свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числепередачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в целях предоставления государственной услуги.
Вместе с тем, суд не может согласиться с позиций административного ответчика о том, что форма межевого плана и требования межевого плана установлены в императивном виде Приказом Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», внесение в межевой план изменений не допускается, и реквизит 3 формы раздела «Общие сведения о кадастровых работах» является обязательным для заполнения, в связи с чем в данном случае требуется обязательное согласие истцов на обработку персональных данных.
Так, статьей 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных», установлены условия обработки персональных данных, то есть обстоятельства, наличие которых допускает осуществление обработки персональных данных субъекта.
В части 1 данной статьи перечислены случаи, когда допускается обработка персональных данных, каждый из которых является самостоятельным основанием обработки персональных данных.
В качестве общего условия обработки персональных данных законодатель в части 1 указанной статьи определил соблюдение принципов и правил, установленных Федеральным законом N 152-ФЗ, и одновременно установил перечень из одиннадцати случаев, когда допускается обработка персональных данных, каждый из которых является самостоятельным основанием обработки персональных данных.
Одним из таких случаев является обработка персональных данных с согласия субъекта персональных данных на их обработку (пункт 1 части 1 статьи 6).
Вместе с тем в пунктах 2 и 4 статьи 6 поименованного Закона предусмотрены самостоятельные случаи, когда возможна обработка персональных данных, необходимых для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом N 210-ФЗ, включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
Поскольку в настоящем случае административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области с заявлением о государственном кадастрового учете изменений объекта недвижимости, исходя из толкования п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210 «Об организации государственных и муниципальных услуг», такая деятельность является государственной услугой, а соответственно на возникшие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органовили организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу заявителя, а также для обработки персональных данных при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
Таким образом, приведенные законоположения указывают на то, что законных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учет изменений объекта недвижимости не имелось по причине отсутствия согласия гражданин на обработку своих персональных данных.
Исходя из изложенных норм законодательства, обратившись в Управление Росреестра по Псковской области с заявлениями о государственном кадастром учёте изменений объект недвижимости, и указав в них необходимые данные, а также приложив к ним предусмотренные законодательством документы, административные истцы фактически выразили свое согласие на передачу и обработку своих персональных данных, необходимых для предоставления услуги, в форме, предусмотренной частью 1 статьи 9 Федерального закона.
Ни Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», ни Федеральным законом «О персональных данных», ни Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не установлено, что обработка персональных данных гражданина в целях предоставления ему государственных или муниципальных услуг должна осуществляться исключительно и только с его письменного согласия на это, в связи с чем в силу закона письменного заявления административных истцов на обработку их персональных данных для государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости не требовалось, а соответственно у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в связи с непредоставлением заявителями согласия на обработку своих персональных данных.
Утверждения административного ответчика относительно того, что не внесение административным истцом сведений в реквизит 3 «Общие сведения о кадастровых работах», предусматривающий подтверждение дачи согласия заявителем на обработку персональных данных, не может быть расценено как несоответствие формы и (или) содержания указанного межевого плана требованиям законодательства Российской Федерации, что предусмотрено ч. 1 п. 7 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в качестве приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и как следствие последующего отказа в изменении основанных характеристик объекта недвижимости.
С учётом изложенного, суд признает незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об отказе «изменения основанных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» от 3 октября 2018 года № 60-0-1-33/3001/2018-396/3, 60-0-1-33/3001/2018-396/4.
Представленный административными истцами межевой план был проверен органом кадастрового учета, иных оснований, помимо отсутствия согласия административных истцов на обработку персональных данных, для принятия решения о внесении изменении в основные характеристики объекта недвижимости не имелось.
В связи с чем, в качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Псковской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» в отношении земельного участка с КН *******, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Л. волость», д. В., в соответствии с межевым планом от 08.08.2018 года, подготовленным кадастровым инженером К.П., в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ивановой Валентины Николаевны и Иванова Валерия Александровича к Управлению Росреестра по Псковской области о признании незаконными решений об отказе «изменения основанных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистраций прав» от 3 октября 2018 года, обязании принять решение об осуществлении государственного кадастровое учета, удовлетворить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрацию, кадастра и картографии по Псковской области об отказе «изменения основанных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» от 3 октября 2018 года № 60-0-1-33/3001/2018-396/3, 60-0-1-33/3001/2018-396/4.
Обязать Управление Росреестра по Псковской области принять решение об осуществлении государственного кадастрового учета «изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной регистрации прав» в отношении земельного участка с КН *******, расположенного по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Л. волость», д. В., в соответствии с межевым планом от 08.08.2018 года, подготовленным кадастровым инженером К.П., в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Л.В. Лукьянова
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2019 года.