Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Старопромысловский районный суд <адрес> в составепредседательствующего судьиХлыстунова В.П., при секретареФИО2, с участием истца БазаеваБ.З., представителей истца: адвоката ФИО5,адвоката Юсупова С-А.С-А., представителя ответчика заместителяГрозненского транспортного прокурора ФИО3,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1
к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в порядке реабилитации, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,возмещении имущественного ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 4560000 ( четыре миллиона пятьсот шестьдесят тысяч) рублей компенсации морального вреда в порядке реабилитации, причиненного в результате незаконного уголовного преследования,понесенных затраты на оплату защитникам в сумме 510 00( пятьсот десять тысяч) рублей, обязать Грозненского транспортного прокурора принести извинения, направить по месту работы письменное сообщение полностью оправдывающего его по двум уголовным делам с извинениями за незаконное уголовное преследование.
В судебном заседании истец и его представители поддержали исковые требования мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГг. в отношении истца СО Грозненского ЛО МВД России на транспорте возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГг. на имущество ФИО1 наложен арест.
ДД.ММ.ГГГГг. предъявлено обвинение по ч.4 ст.159 УК РФ, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
ДД.ММ.ГГГГг. возбуждено второе уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ, которое соединено с первым уголовным делом.
ДД.ММ.ГГГГг. уголовное дело прекращено производством за отсутствием в действиях ФИО1 состава преступления( п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ),признано право на реабилитацию в соответствии со ст. 134 УПК РФ.
Согласно ст. 134 УПК РФ, суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2,5 и 6 части первой статьи 24 УПК РФ. Уголовное преследование в отношении истица прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, то есть по реабилитирующему основанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
До настоящего времени прокурором от имени государства емуне принесены официальные извинения за причиненный вред.
ФИО1 и его представители ходатайствовали о привлечении Грозненского транспортного прокурора в качестве соответчика.
В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования.
Представитель привлеченного по делу Грозненского транспортного прокурора ФИО3 просил суд прекратить дело в части обязать Грозненского транспортного прокурора принести извинения истцу,направитьпо мету работы письменное сообщение, поскольку, дело в этой части не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства.
Представитель ответчика Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению исковые требования по основаниям, изложенным в возражении.Дело просит рассмотреть без его участия.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд частично удовлетворяет исковые требования БазаеваБ.З.по следующим основаниям.
Ст.5 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ регламентировано, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
В силу ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Согласно ч.1 ст.133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.134 УПК РФ, суд в приговоре, определении, постановлении, а следователь, дознаватель в постановлении признают за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированному направляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием.
Иски о компенсации морального вреда в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (ч.2 ст.136 УПК РФ).
В соответствии со ст. 1070 ГК РФвред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
Таким образом, пункт 1 статьи1070 ГК РФ - по его конституционно-правовому смыслу означает, что подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Как следует из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования).
В соответствии со ст. 136 УПК РФ иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п. 1 ст.242.2Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов РФ.
На основании ст.1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. И признание за Истцом права на реабилитацию, и извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием, и официальное извинение прокурора являются следствием прекращения в отношении истца уголовного преследования.
В отношении ФИО1 22.05.2017г. возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ,31.10.2017г. по ч.4 ст.159 УК РФ, оба дела объединены в одно производство, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, наложен арест на имущество.
ДД.ММ.ГГГГг. уголовное делов отношении БазаеваБ.З.прекращено производством по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления,
Незаконное привлечение к уголовной ответственностиФИО1 привело к существенным нарушениям его конституционных прав, в связи с чем он длительное время лишен был возможности свободно передвигаться, и жить в постоянном ожидании вызова следователя для проведения следственных и иных процессуальных действий, распоряжаться имуществом, которое находилось под арестом.
Таким образом,были нарушены его личные неимущественные права, приобретённые от рождения и гарантированные главой 2 Конституции РФ: право на защиту государством от преступлений, право на соблюдение федеральных законов государственными органами, право на достоинство, на доступ к правосудию, на социальную безопасность. Поэтому сам факт нарушения исполнительным государственным органом законов РФ, является вредом, поскольку он был лишен ощущения безопасности, правовой стабильности, верховенства права. Противоправными действиями государственного органа ему причинён моральный вред, который должен быть компенсирован согласно ст.151 ГК РФ.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Ответственность за вред, причиненный актами правоохранительных органов и суда, в качестве особого вида деликтного обязательства регламентирует ст.1070 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненныйюридическомулицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В данном случае вред подлежит взысканию за счет средств казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ №-П от 2.03. 2010г. размер причиненного морального вреда по делам, связанным с незаконным уголовным преследованием, не должен подтверждаться или устанавливаться судом, на основании документов о временной нетрудоспособности или покупке лекарств, необходимых для поправки здоровья, так как является само собой разумеющимся, что при незаконном уголовном преследовании каждый человек испытывает нравственные и физические страдания, а потому причинение такого вреда в доказательствах не нуждается, поскольку является общеизвестным фактом, не требующим доказывания.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Штраф и компенсация морального вреда - это денежная оценка вины нарушителя, направленная на восстановление социальной справедливости.
Оценивая характер и объём испытанных истцом страданий, с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, суд принимает во внимание, что истец, как любой гражданин РФ, был вправе рассчитывать на ничем не опороченное имя и репутацию, однако в результате незаконного уголовного преследования на протяжении более одного года был вынужден претерпевать нравственные страдания, стыд, унижение, связанные с незаконным уголовным преследованием, находилась в состоянии постоянного беспокойства и нервного стресса.Вместе с тем, возмещение морального вреда не может быть эквивалентно действительным переживаниям и страданиям лица, незаконно подвергнутого уголовному преследованию, и не может служить средством обогащения.При таких обстоятельствах, исходя из принципов разумности и справедливости, характера и объема причиненных ИСТЦУ нравственных страданий, суд считает необходимым взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чеченской Республике в пользуФИО1 возмещение морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования, в размере 50000(пятьдесят тысяч) рублей.Поскольку заявленный размер компенсации морального вреда 4560000( четыре миллиона пятьсот шестьдесят тысяч) рублей является явно завышенным вследствие ненадлежащей доказанности его размера, а также несоответствия такого размера компенсации принципу разумности и справедливости. Необоснованные требования компенсации морального вреда не должны служить средством обогащения.
В части взыскания затрат понесенных на оплату защитниками взыскании 510000 тыс. рублей.
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом представлена квитанция на сумму 500000 (пятьсот тысяч) рублей, согласно которой он понес расходы за ведение гражданского дела.
Между тем в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. №»О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно пункту 3 ст.1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Разрешая вопрос об оплате юридических услуг, оказанных истцу, суд приходит к выводу, что заявленное требование о возмещении понесенных расходов несоразмеримо участию его представителей в деле. В связи с чем, суд приходит к выводу о возмещении ФИО1 понесенных судебных расходов в размере 100000 (сто тысяч) рублей, что по мнению суда является разумной суммой.
В части обязать Грозненского транспортного прокурора принести в судебном заседании официальноеизвинение, суд прекращает в этой части дело на основании ст.131 ГПК РФ и ст.220 УПК РФ, поскольку данное требование подлежит рассмотрению в ином судебном порядке, а именно в соответствии с Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 4560000 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 510000 (░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 100000 (░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░