Решение по делу № 2-152/2024 (2-4487/2023;) от 19.10.2023

Дело № 2-152/2024 (2-4487/2023)

УИД 61RS0003-01-2023-005306-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.

при секретаре Халиловой А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/2024 по иску Администрации г. Ялты Республики Крым к Степанову К В о взыскании компенсационной стоимости за несанкционированное удаление зелёных насаждений,

УСТАНОВИЛ:

Администрации г. Ялты Республики Крым обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 16 января 2023 года департаментом муниципального контроля <адрес> в лице муниципального инспектора Ш выполнен выезд с последующим осмотром территории по адресу <адрес>. Так же, в ходе осмотра был составлен АКТ осмотра территории . Установлено, что на обследуемой территории спилены зеленые насаждения. По ходу осмотра так же велась фотофиксация и составлялась фототаблица.

По факту удаления зеленого насаждения, Специалистом усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях Республики Крым», был составлен административный протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ответчика. Постановлением административной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей, постановление не оспорено в законную силу вступило.

Согласно сведений из ЕГРН от 16.01.2023 земельный участок с кадастровым номерам принадлежит на праве собственности гражданину Степанову К В ДД.ММ.ГГГГ г.р. (далее Ответчик).

Несанкционированное удаление деревьев, является нарушением правил благоустройства Администрации города Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского советом 2 созыва, 8 сессии от ДД.ММ.ГГГГ , восстановительная стоимость указанных растений подлежит взысканию в местный бюджет Администрации города Ялта.

Согласно расчета восстановительной стоимости, выполненным Специалистом, общая сумма ущерба составляет 1 415 360,00 рублей.

На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд взыскать с Степанова К.В. в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым восстановительную стоимость за несанкционированное удаление зеленых насаждений в размере 1 415 360,00 рублей.

Истец в судебное заседание своего представителя не направил, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом.

По правилам статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с частью 1 статьи 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.

Частью 2 данной статьи установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Судебное извещение, направленное ответчику почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известному суду месту регистрации по адресу: <адрес> возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

То обстоятельство, что местом регистрации ответчика значится указанный адрес, подтверждено адресной справкой Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области от 04.11.2023 г.

В соответствии с положением п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, в указанной статье, определено два условия, при наличии которых юридически значимое сообщение признается доставленным, даже если сообщение не было вручено адресату или адресат с ним не ознакомился: сообщение было направлено и поступило адресату; сообщение не было вручено или прочитано по причинам, зависящим от адресата.

Зарегистрировавшись по месту жительства по вышеуказанному адресу, ответчик обозначил свое место жительства и, следовательно, должен нести риск всех негативных для него правовых последствий, которые могут возникнуть в результате его не проживания по месту регистрации, ответчик обязан получать поступающую в его адрес корреспонденцию.

Однако, как указано выше, направленное судом по указанному адресу судебное извещение о времени и месте судебного заседания на 11.12.2023 г. и 23.01.2024 г., возвращено в суд с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения. Доказательств невозможности получения указанной корреспонденции ответчиком не представлено. Суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о дате, времени и месте судебного заседания.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика в порядке статьи 167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 в п. 1.4.1 закрепляет, что работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа.

Согласно ч. 2 ст. 61 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Согласно ст. 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ч. 1 ст. 78 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Степанову К В (л.д. 74)

16 января 2023 года департаментом муниципального контроля <адрес> в лице муниципального инспектора Ш выполнен выезд с последующим осмотром территории по адресу <адрес>.

По результатам осмотра составлен акт , согласно которому установлено, что на обследуемой территории, расположенной по адресу: <адрес>, установлен факт несанкционированного удаления зеленых насаждений вида: дубы, грабы.

К акту приложены фотоматериалы на 6 листах, доказывающие факт удаления зелёных насаждений. На фотоматериалах отчётливо виден диаметр стволов спиленных зеленых насаждений.

Главным специалистом отдела лесного контроля муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий управления градостроительного и земельного контроля муниципальным инспектором в сфере лесного контроля и контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий департамента муниципального контроля Администрации г. Ялты вынесено определением от 16.01.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республики Крым».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Степанова К.В. было направлено извещение с требованием прибыть ДД.ММ.ГГГГ в 15-30 в департамент муниципального контроля для предоставления объяснений, ознакомления с материалами административного дела и вынесения протокола об административном нарушении по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республики Крым».

ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отсутствии Степанова К.В.

Постановлением Административной комиссии при Администрации г. Ялта Республики Крым от 08.02.2023 Степанов К.В. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республики Крым» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Согласно Закону Республики Крым «О растительном мире», принятый Государственным Советом Республики Крым 10 декабря 2014 года в ст. 34 которого указанно, ответственность за нарушение законодательства о растительном мире Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства о растительном мире, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Решением 2 сессии 1 созыва Ялтинского городского Совета от 13 февраля 2015 года № 18 «Об утверждении Правил содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленных насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»

Пункт 2 указанных правил предусматривает, что все собственники, пользователи и балансодержатели территорий, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны: обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями.

Пункт 4.2. указанных правил предусматривает, что зеленные насаждения, произрастающие на земельных участках, отведенных в собственность, пользование физическим или юридическим лицам сохраняются и пребывают на ответственном хранении. При освоении земельных участков, в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка, допускается удаление зеленых насаждений с уплатой их восстановительной стоимости в местный бюджет, кроме зеленых насаждений ценных пород, произрастающих вне зоны планируемого строительства, которые сохраняются.

Согласно п. 2.9.9. Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 26.12.2019 решение №6, на территории городского округа Ялта Республики Крым запрещается осуществлять не согласованные в установленном порядке и наносящие ущерб зеленым насаждениям следующие действия: вырубка деревьев и кустарников в нарушение установленного муниципальными правовыми актами и настоящими Правилами порядка; повреждение, уничтожение растущих деревьев и кустарников; самовольная вырубка сухостойных деревьев; уничтожение или повреждение деревьев и кустарников в результате поджога или небрежного обращения с огнем; повреждение деревьев и кустарников сточными водами, химическими веществами, отходами, выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ, обусловливающих их усыхание или заболевание; окольцовка стволов, подсочка; прочие повреждения растущих деревьев и кустарников.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 1. Закона Республики Крым от 25 декабря 2014 года № 50-ЗРК/2014 "О растительном мире" физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных деяний, способных привести к их повреждению или уничтожению; производить комплекс мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на предоставленных им земельных участках; при осуществлении строительства, связанного с нарушением почвенного покрова (кроме работ аварийного характера), снимать и храни" л плодородный слой почвы для его дальнейшего использования, а также восстанавливать за свой счет зеленые насаждения; соблюдать иные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возмещение убытков, а именно: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об окружающей среде" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7). По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 8).

Расчет осуществлялся на основании Правил содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленных насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городско округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 35 сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 08.11.2021 № 14, по формуле указанной в приложении № 2.

Согласно расчета восстановительной стоимости, выполненным Специалистом, общая сумма ущерба составляет 1 415 360,00 рублей.

Согласно ч.1, 2 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор хранения представляет собой сделку, объектом которой является обеспечение сохранности передаваемой на хранение вещи.

Договор хранения должен содержать информацию о передаваемой на хранение вещи, которая позволяет ее идентифицировать (наименование, отличительные особенности, количественные и качественные характеристики и пр.), о сроке хранения, о сумме договора и порядке оплаты (если договор является возмездным), о сторонах договора, о месте хранения вещи, об условиях хранения.

При этом существенным условием является только предмет договора - вещь, передаваемая на хранение. Другие перечисленные условия являются несущественными.

Согласно ч.1 ст. 901 ГК РФ, хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Представленные истцом расчеты судом проверены, соответствуют Правилам содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленных насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городско округ Ялта Республики Крым и установленным в ходе судебного разбирательства фактическим обстоятельствам дела. Контррасчет ответчиком не представлен. Доказательств исполнения обязательств ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика компенсационной стоимости за несанкционированное удаление зелёных насаждений основаны на законе, подтверждены совокупностью письменных доказательств, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Администрации г. Ялты Республики Крым к Степанову К В о взыскании компенсационной стоимости за несанкционированное удаление зелёных насаждений - удовлетворить.

Взыскать со Степанова К В (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ ) в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым восстановительную стоимость за несанкционированное удаление зеленых насаждений в размере 1 415 360,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения суда изготовлен 29 января 2024 года.

Дело № 2-152/2024 (2-4487/2023)

УИД 61RS0003-01-2023-005306-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе

председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.

при секретаре Халиловой А.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/2024 по иску Администрации г. Ялты Республики Крым к Степанову К В о взыскании компенсационной стоимости за несанкционированное удаление зелёных насаждений,

УСТАНОВИЛ:

Администрации г. Ялты Республики Крым обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 16 января 2023 года департаментом муниципального контроля <адрес> в лице муниципального инспектора Ш выполнен выезд с последующим осмотром территории по адресу <адрес>. Так же, в ходе осмотра был составлен АКТ осмотра территории . Установлено, что на обследуемой территории спилены зеленые насаждения. По ходу осмотра так же велась фотофиксация и составлялась фототаблица.

По факту удаления зеленого насаждения, Специалистом усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях Республики Крым», был составлен административный протокол от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ответчика. Постановлением административной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей, постановление не оспорено в законную силу вступило.

Согласно сведений из ЕГРН от 16.01.2023 земельный участок с кадастровым номерам принадлежит на праве собственности гражданину Степанову К В ДД.ММ.ГГГГ г.р. (далее Ответчик).

Несанкционированное удаление деревьев, является нарушением правил благоустройства Администрации города Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского советом 2 созыва, 8 сессии от ДД.ММ.ГГГГ , восстановительная стоимость указанных растений подлежит взысканию в местный бюджет Администрации города Ялта.

Согласно расчета восстановительной стоимости, выполненным Специалистом, общая сумма ущерба составляет 1 415 360,00 рублей.

На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд взыскать с Степанова К.В. в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым восстановительную стоимость за несанкционированное удаление зеленых насаждений в размере 1 415 360,00 рублей.

Истец в судебное заседание своего представителя не направил, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещалась судом надлежащим образом.

По правилам статьи 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с частью 1 статьи 117 ГПК РФ при отказе адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд.

Частью 2 данной статьи установлено, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

Судебное извещение, направленное ответчику почтовым отправлением с уведомлением о вручении по известному суду месту регистрации по адресу: <адрес> возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

То обстоятельство, что местом регистрации ответчика значится указанный адрес, подтверждено адресной справкой Отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ростовской области от 04.11.2023 г.

В соответствии с положением п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, в указанной статье, определено два условия, при наличии которых юридически значимое сообщение признается доставленным, даже если сообщение не было вручено адресату или адресат с ним не ознакомился: сообщение было направлено и поступило адресату; сообщение не было вручено или прочитано по причинам, зависящим от адресата.

Зарегистрировавшись по месту жительства по вышеуказанному адресу, ответчик обозначил свое место жительства и, следовательно, должен нести риск всех негативных для него правовых последствий, которые могут возникнуть в результате его не проживания по месту регистрации, ответчик обязан получать поступающую в его адрес корреспонденцию.

Однако, как указано выше, направленное судом по указанному адресу судебное извещение о времени и месте судебного заседания на 11.12.2023 г. и 23.01.2024 г., возвращено в суд с отметкой о невозможности вручения в связи с истечением срока хранения. Доказательств невозможности получения указанной корреспонденции ответчиком не представлено. Суд приходит к выводу о надлежащем извещении ответчика о дате, времени и месте судебного заседания.

В связи с изложенными обстоятельствами, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, ответчика в порядке статьи 167 ГПК РФ по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Дело рассмотрено судом в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153 в п. 1.4.1 закрепляет, что работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного местными органами самоуправления органа.

Согласно ч. 2 ст. 61 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Согласно ст. 77 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ч. 1 ст. 78 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Степанову К В (л.д. 74)

16 января 2023 года департаментом муниципального контроля <адрес> в лице муниципального инспектора Ш выполнен выезд с последующим осмотром территории по адресу <адрес>.

По результатам осмотра составлен акт , согласно которому установлено, что на обследуемой территории, расположенной по адресу: <адрес>, установлен факт несанкционированного удаления зеленых насаждений вида: дубы, грабы.

К акту приложены фотоматериалы на 6 листах, доказывающие факт удаления зелёных насаждений. На фотоматериалах отчётливо виден диаметр стволов спиленных зеленых насаждений.

Главным специалистом отдела лесного контроля муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий управления градостроительного и земельного контроля муниципальным инспектором в сфере лесного контроля и контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий департамента муниципального контроля Администрации г. Ялты вынесено определением от 16.01.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республики Крым».

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Степанова К.В. было направлено извещение с требованием прибыть ДД.ММ.ГГГГ в 15-30 в департамент муниципального контроля для предоставления объяснений, ознакомления с материалами административного дела и вынесения протокола об административном нарушении по ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республики Крым».

ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении в отсутствии Степанова К.В.

Постановлением Административной комиссии при Администрации г. Ялта Республики Крым от 08.02.2023 Степанов К.В. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республики Крым» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.

Согласно Закону Республики Крым «О растительном мире», принятый Государственным Советом Республики Крым 10 декабря 2014 года в ст. 34 которого указанно, ответственность за нарушение законодательства о растительном мире Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства о растительном мире, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Решением 2 сессии 1 созыва Ялтинского городского Совета от 13 февраля 2015 года № 18 «Об утверждении Правил содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленных насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»

Пункт 2 указанных правил предусматривает, что все собственники, пользователи и балансодержатели территорий, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны: обеспечить сохранность и квалифицированный уход за зелеными насаждениями.

Пункт 4.2. указанных правил предусматривает, что зеленные насаждения, произрастающие на земельных участках, отведенных в собственность, пользование физическим или юридическим лицам сохраняются и пребывают на ответственном хранении. При освоении земельных участков, в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями застройки земельного участка, допускается удаление зеленых насаждений с уплатой их восстановительной стоимости в местный бюджет, кроме зеленых насаждений ценных пород, произрастающих вне зоны планируемого строительства, которые сохраняются.

Согласно п. 2.9.9. Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 26.12.2019 решение №6, на территории городского округа Ялта Республики Крым запрещается осуществлять не согласованные в установленном порядке и наносящие ущерб зеленым насаждениям следующие действия: вырубка деревьев и кустарников в нарушение установленного муниципальными правовыми актами и настоящими Правилами порядка; повреждение, уничтожение растущих деревьев и кустарников; самовольная вырубка сухостойных деревьев; уничтожение или повреждение деревьев и кустарников в результате поджога или небрежного обращения с огнем; повреждение деревьев и кустарников сточными водами, химическими веществами, отходами, выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ, обусловливающих их усыхание или заболевание; окольцовка стволов, подсочка; прочие повреждения растущих деревьев и кустарников.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 1. Закона Республики Крым от 25 декабря 2014 года № 50-ЗРК/2014 "О растительном мире" физические и юридические лица в соответствии с действующим законодательством обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, не допускать незаконных деяний, способных привести к их повреждению или уничтожению; производить комплекс мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на предоставленных им земельных участках; при осуществлении строительства, связанного с нарушением почвенного покрова (кроме работ аварийного характера), снимать и храни" л плодородный слой почвы для его дальнейшего использования, а также восстанавливать за свой счет зеленые насаждения; соблюдать иные требования, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.

Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возмещение убытков, а именно: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об окружающей среде" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды) (пункт 6). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7). По общему правилу в соответствии со статьей 1064 ГК РФ и статьей 77 Закона об охране окружающей среды лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 8).

Расчет осуществлялся на основании Правил содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленных насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городско округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 35 сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 08.11.2021 № 14, по формуле указанной в приложении № 2.

Согласно расчета восстановительной стоимости, выполненным Специалистом, общая сумма ущерба составляет 1 415 360,00 рублей.

Согласно ч.1, 2 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно ст. 886 ГК РФ, по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Договор хранения представляет собой сделку, объектом которой является обеспечение сохранности передаваемой на хранение вещи.

Договор хранения должен содержать информацию о передаваемой на хранение вещи, которая позволяет ее идентифицировать (наименование, отличительные особенности, количественные и качественные характеристики и пр.), о сроке хранения, о сумме договора и порядке оплаты (если договор является возмездным), о сторонах договора, о месте хранения вещи, об условиях хранения.

При этом существенным условием является только предмет договора - вещь, передаваемая на хранение. Другие перечисленные условия являются несущественными.

Согласно ч.1 ст. 901 ГК РФ, хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Представленные истцом расчеты судом проверены, соответствуют Правилам содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленных насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городско округ Ялта Республики Крым и установленным в ходе судебного разбирательства фактическим обстоятельствам дела. Контррасчет ответчиком не представлен. Доказательств исполнения обязательств ответчиком суду не предоставлено.

Таким образом, требования истца о взыскании с ответчика компенсационной стоимости за несанкционированное удаление зелёных насаждений основаны на законе, подтверждены совокупностью письменных доказательств, а потому подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Администрации г. Ялты Республики Крым к Степанову К В о взыскании компенсационной стоимости за несанкционированное удаление зелёных насаждений - удовлетворить.

Взыскать со Степанова К В (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина РФ ) в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым восстановительную стоимость за несанкционированное удаление зеленых насаждений в размере 1 415 360,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения суда изготовлен 29 января 2024 года.

2-152/2024 (2-4487/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.Ялты Республики Крым
Ответчики
Степанов Константин Владимирович
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Шандецкая Галина Георгиевна
Дело на сайте суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2023Передача материалов судье
24.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2023Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее