Дело № 2-132/2015
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Пановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 2 апреля 2015 года
гражданское дело по иску Караваевой Е.А. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Караваева Е.А. обратились в суд с исками к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования и признании права на приватизацию квартиры, указывая, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлялось ей как работнику Филиала «Войсковая часть №» ФБУ войсковая часть №. Дата она обращалась с заявлением к Военному прокурору <данные изъяты> военной прокуратуры гарнизона о проведении проверки о том, кому принадлежит жилой фонд, находящейся в <адрес>, какой статус имеет данный жилой фонд и местонахождение документов, являющихся основанием ее заселения в данную квартиру. Но так как рассмотрение ее заявления не входит в их компетенцию, заявление было направлено по поднадзорности в Военную прокуратуру Центрального военного округа <адрес>. В Дата она получила ответ на свое заявление, в котором указано, что собственниками данного жилого фонда, расположенного в <адрес> является Министерство обороны Российской Федерации, данное жилье имеет статус специализированного жилищного фонда, документы, являющиеся основанием ее вселения в данную квартиру отсутствуют, так как в связи с реорганизацией жилищных органов Минобороны РФ в 2010-2011 гг. в ФГКУ «Центррегионжилье» из ФГКЭУ «Челябинская КЭЧ района» документы, послужившие основанием для предоставления ей занимаемой квартиры не поступали. Также в вышеуказанном ответе ей разъяснили, что она вправе проживать в занимаемом жилом помещении (оснований для ее выселения не имеется), обратиться к Министру обороны Российской Федерации либо в судебные органы для рассмотрения вопроса о приватизации занимаемого жилого помещения. Так же у нее имеются сведения о том, что военный городок, расположенный в <адрес> с Дата является документально открытым. Просила признать за ней право пользование жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма и обязать Министерство Обороны Российской Федерации передать ей в собственность указанную квартиру в порядке приватизации.
Истец в судебном заседании дала пояснения согласно изложенным в иске доводам, дополнив, что в Министерство обороны РФ она с заявлением на приватизацию квартиры не обращалась.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела, письменного возражения относительно заявленных истцами требований суду не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в своем отзыве указывал, что спорная квартира, согласно Постановлению Администрации <адрес> от Дата № «О заявлениях по жилищным вопросам» была признана служебной, в настоящее время на балансе Администрации <адрес> не состоит.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, в своем отзыве указывал, что ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Центррегионжилье») возражает на заявленные истцом требования по следующим основаниям. В настоящее время, в соответствии с п. 2. Приказа Министра обороны РФ «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по Вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 03.11.2010 №1455 Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ «Центррегионжилье», Учреждение) является специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (уполномоченного органа Министерства обороны). ФГКУ «Центррегионжилье» реализует полномочия, закрепленные за специализированными организациями уполномоченного органа, на основании вышеуказанного приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 №1455, а также приказа Министра обороны РФ от 05.04.2011 № 453. В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1 (далее - Закон) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право: на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации служебные жилые помещения отнесены к числу помещений, входящих в состав специализированного жилищного фонда. Поскольку фактическим Основанием предоставления служебного помещения является наличие трудовых отношений между организацией и работником, служебные Жилые помещения предоставляются по решению работодателя, в ведении которого находятся эти Помещения. На основании принятого в установленном порядке решения соответствующий орган исполнительной власти выдает гражданину ордер на служебное жилое помещение. Так же, пунктом 65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федераций регламентировано, что лица из числа гражданского персонала ВС РФ обеспечиваются по месту работы жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Таким образом, ФГКУ «Центррегиояжилье» не уполномочено на обеспечение постоянным жильем граждан из числа гражданского персонала ВС РФ, в том числе граждан утративших связь с Министерством обороны РФ, кем и является истец. Истцом не представлены документы, доказывающие право на получение спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, а именно: доказательства о признании ее нуждающейся в получении жилого помещения органом, уполномоченным на принятие решения. Так в соответствии со ст. 6 Закона «О» приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в
собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненными находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Соответственно, приватизация служебного жилого помещения законом запрещена. Согласно имеющихся сведений спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилому фонду Министерства обороны РФ на основании Постановления Администрации <адрес> № от Дата, что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение приватизации не подлежит. Спорное жилое помещение было отнесено к специализированному жилищному фонду Министерства обороны РФ в установленном законом порядке, до настоящего времени в муниципальную собственность не передавалось. Необходимо отметить, что истцом не представлено каких-либо доказательств о том, что спорное жилое помещение, предоставлено по договору социального найма, документов о праве вселения к материалам дела также не приобщено. Сведения о том, что истец была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых на условиях социального найма и спорное жилое помещение предоставлено согласно очередности именно по данному основанию в материалах дела отсутствуют, доказательств обратного истцом также не представлены, что свидетельствует о несостоятельности доводов истца, которые не могут быть приняты судом во внимание ввиду их необоснованности.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – войсковая часть № в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть в отсутствие их представителя, в своем отзыве указывал, что войсковая часть № никогда не являлась и не является балансодержателем жилого фонда в <адрес>. В войсковой части № отсутствуют, какие либо документы, как подтверждающие статус спорного жилого помещения, так и основания для проживания истца. Сведения о том, каким образом, когда и кем спорное жилое помещение предоставлялось истцу, а также является ли жилое помещение служебным, у командования войсковой части № отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ТУ Росимущества в <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в своем отзыве указывал, что по существу заявленных требований ТУ Росимущества в <адрес> сообщает следующее. В соответствии со ст.1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 №1541-1 приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Согласно пп. б п.4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009г, № 49, ТУ Росимущества в <адрес> осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества. Указанные полномочия осуществляются только в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (Письмо Росимущества от 01.11.2013г. № 16/51230.). В соответствии с типовым положением о территориальных органах Росимущества, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. № 374, а также Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», учет федерального имущества в реестре федерального имущества, выдачу информации из реестра федерального имущества и осуществление полномочий собственника в отношении имущества, принадлежащего указанному правообладателю на соответствующем вещном праве, осуществляет территориальный орган Росимущества по месту регистрации правообладателя. Как следует из содержания искового заявления по состоянию на Дата объект недвижимости, квартира <адрес> принадлежала на вещном праве Министерству обороны Российской Федерации, которое зарегистрировано в качестве юридического лица на территории <адрес>. Дополнительно сообщают, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 (ред. от 27.01,2012г.) «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности, является Министерство обороны Российской Федерации.
Суд, выслушав доводы истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью № Караваевой Е.А. в Дата была предоставлена квартира <адрес>, в которой она зарегистрирована и проживает по настоящее время.
Истец обратилась в суд с требованиями к Министерству обороны Российской Федерации о признании за ней права собственности на занимаемое на условиях договора социального найма жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со ст.8 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 (ред. от 16.10.2012) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Исходя из данной нормы закона, истцом не был соблюден досудебный порядок, поскольку Караваева Е.А. с заявлением на приватизацию квартиры в Министерство обороны РФ не обращалась.
В соответствии с абзацем первым статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации квартиры, то есть соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
После устранения указанных недостатков истец вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.222 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░