Судья БайковаО.В. [номер]
УИД 52RS0[номер]-54
ФИО4 ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело [номер]
[адрес] 30 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО7,
судей ФИО11, ФИО8,
с участием помощника прокурора ФИО9,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО10,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации [адрес] на решение ФИО4 районного суда [адрес] от [дата]
по иску прокурора [адрес] в интересах ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к администрации [адрес] об обязании предоставить жилое помещение,
по встречному иску администрации [адрес] к ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
заслушав доклад судьи ФИО11,
у с т а н о в и л а:
прокурор [адрес], действуя в интересах ФИО6 М.В., несовершеннолетних ФИО6 Н.О., ФИО6 И.О., обратился в суд с иском к администрации [адрес] о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующие обстоятельства.
[адрес] по обращению ФИО6 М.В. была проведена проверка соблюдения жилищных прав граждан, поживающих в аварийном жилье.
В ходе проверки установлено, что ФИО6 М.В. на праве собственности принадлежит 16/38 доли в коммунальной квартире, расположенной по адресу: [адрес]А, литер А [адрес], общей площадью 51,3 кв. м., жилой 37,6 кв.м. Согласно заключению межведомственной комиссии от [дата] выявлены основания для признания многоквартирного [адрес]А литера А по [адрес] аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, утратой несущих способностей основных конструкций дома и угрозой для проживания.
Постановлением администрации города от [дата] [номер] земельный участок и жилые помещения многоквартирного [адрес] А по [адрес] изъяты для муниципальных нужд. Срок расселения – [дата]. В связи с этим ФИО6 нуждаются в благоустроенном жилом помещении взамен изъятого, проживание в котором создает угрозу из жизни и здоровью.
С учетом уточненных исковых требований прокурор просил обязать администрацию [адрес] предоставить ФИО6 М.В., действующей в своих интересах и в интересах ФИО6 Н.О. [дата] года рождения, ФИО6 И.О. [дата] года рождения, в собственность жилое помещение, находящееся в границах [адрес], отвечающее санитарным и технически требованиям, общей площадью не менее 21,6 кв.м.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, его представитель обратился в суд со встречными исковыми требованиями к ФИО6 М.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО6 И.О., ФИО6 Н.О. об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности, признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета.
В обоснование сослался, что постановлением Администрации [адрес] от [дата] [номер] (в редакции постановления Администрации [адрес] от [дата] [номер]) жилой [адрес]А, находящийся по адресу: [адрес], признан аварийным и подлежащим сносу; в целях исполнения постановления администрации собственникам помещений в указанном доме предъявлено требование о его сносе в срок до [дата], но в этот срок снос многоквартирного дома они не осуществили. [дата] Администрацией [адрес] издано постановление от [номер] «Об изъятии земельного участка и изъятии жилых помещений в многоквартирном [адрес]А литера А по [адрес]». На основании этого постановления администрацией проведены мероприятия, направленные на заключение с собственниками соглашений о выкупе для муниципальных нужд изымаемых объектов.
Согласно отчету ООО «ИВК «Время» от [дата] [номер] рыночная стоимость [адрес]А по [адрес] составляет 4 546 000 руб., стоимость 4/38 доли составляет 480 648 руб., 8/38 долей- 920 368 руб., 11/38 долей -1 332 132 руб.
[дата] ФИО6 М.В. получены на руки проекты соглашений об изъятии недвижимости, однако они не подписаны, что свидетельствует об отказе собственников заключить соглашение об изъятии объектов недвижимости.
Многоквартирный [адрес]А по [адрес] входит в 3 этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО4 [адрес] на 2019-2023 годы», утвержденной Постановлением Правительства ФИО4 [адрес] от [дата] [номер]. Указанной программой предусмотрено финансовое обеспечение обязательств только в части осуществления выплаты собственникам жилых помещений возмещения за изымаемое жилое помещение.
Представитель Администрация [адрес] просил изъять принадлежащие ФИО6 М.В. и её детям доли в праве на жилое помещение, а также соответствующие доли земельного участка и общего имущества многоквартирного дома для муниципальных нужд [адрес] с возложением обязанности на администрацию [адрес] по выплате собственникам изымаемого жилого помещения денежной компенсации:
за 8/38 долей, принадлежащих ФИО6 И.О. - 920 368 руб.,
за 4/38 долей, принадлежащих ФИО6 Н.О. – 480 684 руб.,
за 4/38 долей, принадлежащих ФИО6 М.В. - 480 684 руб.,
прекратить право собственности ФИО6 И.О., ФИО6 Н.О., ФИО6 М.В. на принадлежащие им доли в праве собственности на жилое помещение; признать право собственности на данные доли за муниципальным образованием «[адрес]»; признать ФИО6 М.В., ФИО6 Н.О., ФИО6 И.О. утратившими право пользования жилым помещением; снять их с регистрационного учета по адресу жилого помещения.
Решением ФИО4 районного суда [адрес] от [дата] и определением об исправлении описки от [дата] постановлено:
«Обязать Администрацию [адрес] (ИНН [номер]) предоставить ФИО1 (СНИЛС [номер]), ФИО3 (СНИЛ [номер]), ФИО2 (паспорт [номер], выдан ГУ МВД России по ФИО4 области [дата]) в долевую собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, состоящее из одной комнаты, общей площадью на менее 21.6 кв.м. в черте [адрес] в следующих долях: ФИО1 - 1/4 доли, ФИО2-1/4 доли, ФИО3 - 1/2 доли.
Прекратить право собственности ФИО3(СНИЛ [номер] на 8/38 доли жилого помещения- [адрес]А по [адрес], на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес]А по [адрес] после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.
Прекратить право собственности ФИО2 на 4/38 доли жилого помещения- [адрес]А по [адрес], на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес]А по [адрес] после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.
Прекратить право собственности ФИО1(СНИЛС [номер] на 4/38 доли жилого помещения- [адрес]А по [адрес], на соответствующую ей долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес]А по [адрес] после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.
Признать право собственности на 8/38 доли, на 4/38 доли, на 4/38 доли жилого помещения – [адрес]А по [адрес], на соответствующую долю земельного участка и общего имущества многоквартирного [адрес]А по [адрес] за муниципальным образованием «[адрес]» после предоставления ФИО1, ФИО3, ФИО2 жилого помещения взамен изымаемого.
Признать ФИО1 (СНИЛС [номер]), ФИО2, ФИО3 утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: [адрес]А, [адрес] после предоставления ФИО1, ФИО3, ФИО2 жилого помещения взамен изымаемого.
В остальной части иска Администрации [адрес] отказать».
В апелляционной жалобе представителя администрации [адрес] поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование заявитель ссылается, что при вынесении решения судом не была дана оценка условиями Программы расселения, многоквартирного [адрес] литер А по [адрес], который вошел в 3 этап программы «Переселения граждан из аварийного жилого фонда на территории ФИО4 [адрес] на 2019-2025 годы». Также ответчик указывает на то обстоятельство, что Программой предоставление жилого помещения взамен изымаемого, признанного аварийным и подлежащим сносу, собственнику не предусмотрено, а предусмотрено исключительно предоставление денежного возмещения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени его проведения своевременно и надлежащим образом извещены. Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте ФИО4 областного суда.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора ФИО9, полагавшей решение суда не подлежащим изменению, а апелляционную жалобу - удовлетворению, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу пунктов 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от [дата] [номер] «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 той же статьи).
Частью 10 той же статьи установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В силу части 8 той же статьи, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Федеральный закон №185-ФЗ от [дата] «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Частью 2.1 той же статьи установлены требования к размерам этапов региональных адресных программ. Размер этапа 2017 года и (или) последующего года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть равен остатку аварийного жилищного фонда. При этом под остатком аварийного жилищного фонда, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
Под размером этапов понимается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной программы.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации [дата], в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от [дата] №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации [номер] (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ [дата]) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО6 М.В. является собственником 4/38 долей в праве, ФИО6 Н.О. - 4/38 долей в праве, ФИО6 И.О. – 8/38 долей в праве собственности на [адрес]А по [адрес], общей площадью 51,3 кв.м., жилой 37,6 кв.м.
В квартире зарегистрированы и поживают ФИО6 М.В., ФИО6 И.О., ФИО6 Н.О.
Согласно заключению эксперта ООО «Оргстрой-эксперт», величина физического износа дома № %А по [адрес] в 1985 году составляла 69%. Большая часть основных несущих строительных конструкций находится в аварийном состоянии. Деформированные фундамент, стены, перекрытия восстановлению не подлежат.
Постановлением администрации [адрес] от [дата] [номер] указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежим сносу.
Постановлением администрации города от [дата] [номер] изъят земельный участок и жилые помещения этого многоквартирного дома для муниципальных нужд.
Решением Ленинского районного суда [адрес] от [дата] удовлетворены исковые требования прокурора [адрес] к администрации города о признании незаконными действий об установлении сроков сноса и расселения жителей указанного дома, срок отселения установлен - до [дата].
Однако, обязанность по расселению дома администрацией не исполнена.
Многоквартирный [адрес]А по [адрес] включен в 3 этап государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО4 [адрес] на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства ФИО4 [адрес] от [дата] [номер].
Для определения размера возмещения за жилое помещение ответчиком была произведена оценка. Согласно отчету ООО «ИВК «Время» от [дата] [номер] рыночная стоимость [адрес]А по [адрес] составляет 4 546 000 руб., стоимость 4/38 долей - 480 648 руб., 8/38 долей – 920 368 руб., 11/38 долей -1 332 132 руб.
Администрацией [адрес] [дата] ФИО6 М.В. была ознакомлена с соглашением об изъятии недвижимости, которое ею не подписано.
Разрешая спор и удовлетворяя первоначальные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что жилой дом, в котором находится жилое помещение истца, признан аварийным и подлежащим сносу, в случае включения дома в региональную адресную программу собственники и наниматели жилых помещений имеют право на реализацию своих жилищных прав путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении правовых норм регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.
Постановлением Правительства ФИО4 [адрес] от [дата] 168 «Об утверждении государственной региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО4 [адрес] на 2019-2025 годы» утверждена Государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ФИО4 [адрес] на 2019-2025 годы».
Пунктом 4.2 Программы определены критерии отбора аварийных домов на территории муниципальных образований ФИО4 [адрес].
Предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках реализации Программы осуществляется в отношении многоквартирных домов, признанных в установленном порядке по причине физического износа в процессе эксплуатации аварийными до [дата] и сведения о которых содержатся в Реестре аварийных домов ФИО4 [адрес].
Очередность расселения многоквартирных домов в рамках Программы определяется исходя из даты признания таких домов аварийными. В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, дата признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов. Реализация мероприятий по переселению граждан из аварийных многоквартирных домов адресного перечня Программы осуществляется в 6 этапов.
Пунктом 10 Программы для органов местного самоуправления муниципальных образований установлены различные способы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Органы местного самоуправления муниципальных образований ФИО4 [адрес] в рамках реализации Программы осуществляют:
приобретение жилых помещений у застройщиков или иных лиц, не являющихся застройщиками, в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
по согласованию с государственным заказчиком (координатором) Программы приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц;
строительство многоквартирных домов, а также в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании муниципальных контрактов, содержащих положения о передаче земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования для строительства таких домов в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации непосредственно подрядчикам, с которыми заключены такие контракты. При размещении аукционной документации на право заключения данного вида контрактов органы местного самоуправления вправе объединять в предмете одного лота на выполнение работ по разработке проектной документации и последующему строительству;
выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Приобретение (строительство) благоустроенных жилых помещений (многоквартирных домов) на средства местного бюджета, в том числе за счет субсидий, предусмотренных Программой, осуществляется органами местного самоуправления по муниципальным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом от [дата] N 44-03 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни Государственной региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что согласно Заключению межведомственной комиссии от [дата] проживание в доме представляет опасность для жизни и здоровья. Дата признания дома аварийным и подлежащим сносу - [дата], срок отселения – до [дата], истек.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об удовлетворении требования прокурора [адрес], действующего в интересах ФИО6 М.В., несовершеннолетних ФИО6 Н.О, ФИО6 И.О., о предоставлении им жилого помещения взамен изымаемого соответствует вышеприведенным нормам материального права.
Поскольку включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, ответчик ФИО6 М.В. имеет право выбора получения денежного возмещения либо предоставления взамен иного жилого помещения.
Доводы жалобы администрации [адрес] о том, что администрация вправе лишь выкупить изымаемое жилое помещение у собственника основан на неправильном толковании норм материального права, судебной коллегией отклоняется, поскольку как указывалось выше, право выбора собственника изымаемого жилого помещения способа реализации своих жилищных прав находится в приоритете, и данный выбор по настоящему делу был сделан истцом в пользу предоставления ей жилого помещения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение ФИО4 районного суда [адрес] от [дата] с учетом определения об исправлении описки от [дата] оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации [адрес] – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено [дата].