Дело № 2-2039/2022

УИД 33RS0014-01-2022-002777-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2022 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи

Петрухина М.В.

при секретаре

Денисовой О.А.,

с участием материального истца Козловой А.Н., процессуального истца прокурора Бектемировой Э.С., представителя ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома» Шиморина Е.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Козловой А.Н. к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома» об обеспечении лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Муромский городской прокурор, действующий в интересах Козловой А.Н., обратился в суд с названным выше иском к Департаменту здравоохранения Владимирской области, ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром», ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», указав в обоснование, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка по заявлению Козловой А.Н. о ненадлежащем обеспечении изделиями медицинского назначения. Проверкой установлено, что Козлова А.Н. наблюдается в ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» с диагнозом (данные изъяты) По заболеванию имеет право на льготное лекарственное обеспечение, обеспечение средствами диагностики и необходимыми изделиями медицинского назначения за счет средств регионального и федерального бюджетов. Врачом-нефрологом ОП «ДИАЛИЗ СП» г. Муром 16.12.2021 Козловой А.Н. рекомендовано лечение лекарственным препаратом (данные изъяты) ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» Козловой А.Н. выписаны 5 рецептов на получение лекарственного препарата (данные изъяты) серия 1722 № 11304401, № 11304405, № 11304406, № 11304407, №11304408. С рецептами от 05.04.2022 Козлова А.Н. обратилась в ЗАО «Муром-Фармация» на получение вышеуказанного лекарственного препарата, однако в связи с его отсутствием в аптеках на рецептах поставлена отметка «препарат выбран полностью». Кроме того, 14.06.2022 врачом-нефрологом ОП «ДИАЛИЗ СП» г. Муром повторно рекомендовано лечение лекарственным препаратом (данные изъяты) на постоянной основе. ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» Козловой А.Н. выписаны 10 рецептов на получение лекарственного препарата (данные изъяты) серии 1722 № 11310401, № 1130400, № 11310392, № 11310393, № 11310395, № 11310394, № 11310397, № 11310396, № 11310399, № 11310398. С рецептами от 17.08.2022 Козлова А.Н. обратилась в ЗАО «Муром-Фармация» на получение вышеуказанного лекарственного препарата, однако в связи с его отсутствием в аптеках на рецептах поставлена отметка «препарат выбран полностью». По состоянию на 29.08.2022 Козлова А.Н. лекарственным препаратом «кетоаналоги аминокислот» не обеспечена.

В результате ненадлежащей организации ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» обеспечения Козловой А.Н. льготным лекарственным препаратом, а также несвоевременной закупкой лекарственного препарата (данные изъяты) ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» нарушены его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.

Необеспечение истца лекарственным препаратом влечет существенное нарушение его прав на получение медицинской помощи бесплатно, что противоречит проводимой Российской Федерацией политике в сфере охраны здоровья граждан, в том числе при реализации национального проекта «Здравоохранение».

Кроме того, бездействием ответчиков Козловой А.Н. причинен моральный вред.

По изложенным основаниям истец просил:

- обязать частное учреждение здравоохранения «Клиническая больница РЖД-Медицина города Муром» и департамент здравоохранения Владимирской области бесперебойно обеспечивать Козлову А.Н., (дата) года рождения, лекарственным препаратом (данные изъяты)» в течение всего периода нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям, вплоть до момента отмены применения данного медицинского препарата. Решение в указанной части обратить к немедленному исполнению.

- обязать ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» после получения распоряжения из департамента здравоохранения Владимирской области бесперебойно закупать для Козловой А.Н., (дата) года рождения лекарственный препарат « (данные изъяты) вплоть до момента отмены применения данного медицинского препарата. Решение в указанной части обратить к немедленному исполнению.

- взыскать с департамента здравоохранения Владимирской области в пользу Козловой А.Н., (дата) года рождения, компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В судебном заседании представитель процессуального истца - помощник прокурора Бектемирова Э.С. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Материальный истец Козлова А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома» Шиморин Е.С. в отзыве указал и в судебном заседании поянил, что Козлова А.Н. прикреплена к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома» по территориальному принципу. Наблюдается с диагнозом (данные изъяты). (данные изъяты) Является неработающим инвалидом 3 группы и по заболеванию имеет право на льготное лекарственное обеспечение, обеспечение средствами диагностики и необходимыми изделиями медицинского назначения за счет средств регионального и федерального бюджета. Козловой А.Н. врачом-нефрологом назначены препараты (данные изъяты) по 5 таб. 3 раза в день длительно, (данные изъяты) 1 раз в день длительно. Врачом-кардиологом назначены препараты (данные изъяты) 2 раз в день под контролем АД, (данные изъяты). В выписке льготных рецептов Козловой А.Н. отказов не было. В феврале 2022 Козлова А.Н. обратилась к заведующему поликлиникой ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома» по факту отсутствия в аптечном пункте необходимых ей препаратов. После обращение Козловой А.Н. руководством ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома» была оформлена и 18.02.2022 доставлена нарочным в Департамент здравоохранения Владимирской области дополнительная заявка на необходимые пациенту препараты (данные изъяты) с указанием необходимого количества препаратов до конца текущего года. В апреле была оформлена и отправлена в Департамент здравоохранения Владимирской области дополнительная заявка на необходимые пациенту препараты (данные изъяты)

Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Владимирской области в судебное заседание не явился, возражал относительно удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика - ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, в отзыве указал, что на основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 «О мерах по реализации постановления Губернатора области от 15.02.2012 № 147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» Центр закупок с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. Учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидий для своевременного обеспечения лекарственными средствами с 01.01.2021. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения Владимирской области Департаментом здравоохранения ВО. Указывает, что если пациенту назначено применение лекарственного средства не по МНН, а по торговому наименованию, то в таком случае Учреждение осуществляет закупку на основании решения врачебной комиссии медицинской организации, которое, согласно соответствующему порядку, направляет орган исполнительной власти – Департамент здравоохранения Владимирской области сопроводительным письмом, в котором указывает необходимость закупки лекарственного средства пациенту на определенное число месяцев. Информация о персональной потребности Козловой А.Н. в каких-либо лекарственных препаратах по (данные изъяты) в адрес учреждения из Департамента здравоохранения Владимирской области не поступала. Исковые требования, предъявленные к учреждению, считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица ЗАО "Муром-Фармация", будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, возражений не представил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу положений пп. «ж» п.1 ст. 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».

В соответствии с п. 1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Постановлением правительства РФ от 30.07.1994 N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.

В соответствии с п. 34 Приказа Минздрава РФ от 20 декабря 2012г. N1175н, назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890.

Судом установлено, что инвалид (данные изъяты) Козлова А.Н., (дата) года рождения, наблюдается в ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» с диагнозом (данные изъяты) и иными сопутствующими заболеваниями.

По заболеванию имеет право на льготное лекарственное обеспечение, обеспечение средствами диагностики и необходимыми изделиями медицинского назначения за счет средств регионального и федерального бюджетов.

Врачом-нефрологом ОП «ДИАЛИЗ СП» г. Муром 16.12.2021 Козловой А.Н. рекомендовано лечение лекарственным препаратом (данные изъяты)

Врачом-терапевтом ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» Козловой А.Н. выписаны 5 рецептов на получение лекарственного препарата « (данные изъяты) серии 1722 № 11304401, № 11304405, № 11304406, № 11304407, №11304408.

С рецептами от 05.04.2022 Козлова А.Н. обратилась в ЗАО «Муром-Фармация» на получение вышеуказанного лекарственного препарата, однако в связи с его отсутствием в аптеках на рецептах поставлена отметка «препарат выбран полностью».

Кроме того, 14.06.2022 врачом-нефрологом ОП «ДИАЛИЗ СП» г. Муром повторно рекомендовано лечение лекарственным препаратом (данные изъяты) на постоянной основе.

ЧУЗ КБ «РЖД-Медицина» г. Муром» Козловой А.Н. выписаны 10 рецептов на получение лекарственного препарата (данные изъяты) серии 1722 № 11310401, № 1130400, № 11310392, № 11310393, № 11310395, № 11310394, № 11310397, № 11310396, № 11310399, № 11310398.

С рецептами от 17.08.2022 Козлова А.Н. обратилась в ЗАО «Муром-Фармация» на получение вышеуказанного лекарственного препарата, однако в связи с его отсутствием в аптеках на рецептах поставлена отметка «препарат выбран полностью».

По состоянию на 29.08.2022 Козлова А.Н. лекарственным препаратом «кетоаналоги аминокислот» не обеспечена.

В результате ненадлежащей организации Департаментом здравоохранения Владимирской области обеспечения Козловой А.Н. льготным лекарственным препаратом, а также несвоевременной закупкой лекарственного препарата (данные изъяты) нарушены её права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.

Таким образом, необеспечение истца лекарственным препаратом влечет существенное нарушение её прав на получение медицинской помощи бесплатно, что противоречит проводимой Российской Федерацией политике в сфере охраны здоровья граждан, в том числе при реализации национального проекта «Здравоохранение».

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением администрации Владимирской области от 28.12.2020 № 891.

Указанной программой предусмотрено бесплатное лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи: гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Владимирской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (за счет средств бюджета Владимирской области) онкологических больных всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006, Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.

Пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.

В нарушение указанных требований должностными лицами Департамента здравоохранения области и подведомственных ему учреждений своевременных и достаточных мер, направленных на проведение закупок и обеспечение своевременной выдачи гражданам жизненно важных изделий медицинского назначения принято не было.

Доказательств исполнения ответчиком обязанности по организации обеспечения Козловой А.Н.. лекарственным препаратом « (данные изъяты) не представлено.

Непринятие Департаментом здравоохранения Владимирской области достаточных мер, с учетом его компетенции, по организации обеспечения лекарственным препаратом истца подчиненными ему бюджетными медицинскими организациями области, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.

С учетом изложенного исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований к ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина г. Мурома», поскольку указанным ответчиком представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств по направлению заявок в Департамент здравоохранения Владимирской области в части необходимости обеспечения истца спорным медицинским препаратом.

Также судом не установлено ненадлежащего исполнения обязательств со стороны соответчика ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области".

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац первый пункта 2 названного постановления Пленума).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 названного постановления Пленума).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 названного постановления Пленума).

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2021 N 49-КГ20-21-К6.

Учитывая фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред (Козлова А.Н.. в течение нескольких месяцев вынуждена обращаться в различные учреждения Владимирской области для обеспечения её необходимым лекарственным препаратом), а также с учетом требований разумности и справедливости, суд находит правильным взыскать в пользу истца с Департамента здравоохранения Владимирской области 3 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3327101468) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3327101468) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ((░░░░░)) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ "░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░" (░░░ 3327101468) ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░ ░. ░░░░░░» (░░░░ 1043302403803) - ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2022 ░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░      ░.░. ░░░░░░░░

2-2039/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Муромский городской прокурор
Козлова Алевтина Николаевна
Ответчики
ЧУЗ "Клиническая больница "РЖД-Медицина г. Муром"
Департамент здравоохранения Владимирской области
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
Другие
ЗАО "Муром - Фармация"
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Петрухин Марек Викторович
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
13.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2022Подготовка дела (собеседование)
11.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
14.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее