Решение по делу № 2-60/2018 от 13.07.2017

Дело №2-60/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    26 января 2018 года

    Ленинский районный суд города Костромы в составе

председательствующего судьи Петровой     Н.С.,

при секретаре Григорьевой Ю.Е.,

при участии представителя истца Всемирнова Ю.А., представителя ответчика Русских К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Костроме дело по иску Смирнова С. А. к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о перерасчете обязательств по уплате взносов на капительный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

Смирнов С.А., действуя через представителя Всемирнова Ю.А., обратился в суд с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», указывая, что является собственником долей в размере 7/18 и 6/60 в праве собственности на многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., общей площадью 364 кв.м. Суммарно доля в праве собственности истца в указанном многоквартирном доме составляет 22/45. В пользовании истца находятся квартиры № 7 и 8 в указанном доме. Региональным     оператором денежных    средств, направляемых собственниками общего имущества многоквартирных домов Костромской области, является ответчик. В 2013 году истцом был произведен капитальный ремонт части общей собственности многоквартирного дома крыши над квартирами 7 и 8. В заключении эксперта № 58 от 08.08.2016 (ООО «Инженер Строитель») сделаны выводы о том, что работы выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами, а также нормами безопасности. На момент проведения экспертизы указанные конструкции капитального ремонта не требовали. В связи с тем. что 02.08.2016 ответчиком был начат капитальный ремонт крыши, истец 10 августа 2016 г. обратился в адрес ответчика с письмом, в котором изложил свое мнение об отсутствии необходимости повторного ремонта уже отремонтированной части крыши, в связи с тем, что это влечет необоснованные затраты. Ответчик из-за этого не проводил ремонт крыши над квартирами 7 и 8. Истец 11.01.2017 обратился к ответчику с требованием о зачете платы за капитальный ремонт в счет будущих платежей, но письмом от 16.02.2017 ответчик отказал истцу. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 21 Закона Костромской области №446-5-ЗКО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных па территории Костромской области», истец просит обязать ответчика засчитать произведенные расходы на ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ..., в счет начисленных и будущих взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах.

В судебное заседание истец не явился, поручив ведение дела адвокату Всемирному Ю.А., о времени и месте рассмотрения дела судом истец извещен по месту жительства, иными возможностями к его извещению суд не располагает (телефон истца представителем, самим истцом не предоставлен), по указанному в исковом заявлении месту жительства судебные извещения истцу направлены. Представитель истца Всемирнов Ю.А. заверил суд, что истец знает о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании представитель настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Русских К.С. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, из которых следует, что в отношении данного дома средства на капитальный ремонт формируются на счете регионального оператора. В соответствии с краткосрочным планом на 2015 г., утвержденным Постановлением Департамента ТЭК и ЖКХ Костромской области от 18 декабря 2014 года № 17-НП, в отношении дома, расположенного по адресу: ..., утвержден вид капитального ремонта- ремонт крыши. Между НКО «Фонд капитального ремонта» и ООО «Стройреставрация» заключен договор строительного подряда № 162П от 26.05.2016 г. согласно которому произведен капитальный ремонт крыши вышеуказанного дома. Стоимость капитального ремонта крыши согласно Акта о приемке выполненных работ составила 859 285 рублей. Зачет стоимости ранее проведенных работ возможен в случае, когда работы по капитальному ремонту общего имущества, предусмотренные региональной программой, не проводились. Действующее жилищное законодательство предусматривает возможность осуществления зачета стоимости ранее проведенных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме при соблюдении следующих условий: собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение о проведении капитального ремонта (ч. 1 ст. 189 ЖК РФ), оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора (ч. 5 ст. 181 ЖК РФ),    повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются (ч. 5 ст.181ЖКРФ). При производстве работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома, расположенному по адресу, ..., подрядной организацией не были выполнены следующие работы, предусмотренные проектно-сметной документацией:

Не выполнены работы по усилению стропильных ног, заложенных в проектной документации, на площади ~ 80 кв.м.,

Не заменена обрешетка общей площадью ~ 80 кв.м.,

Не заменено кровельное покрытие из оцинкованной стали общей площадью ~ 80 кв.м.,

Не уложена пароизоляционная пленка на чердачном перекрытии ~ 40 кв. м.,

Не заменен утеплитель на чердачном перекрытии общей площадью ~ 40 кв. м.,

Не уложена гидро-ветрозащитная мембрана ~ 40 кв. м.,

Не произведена огнебиозащитная обработка древесины ~ 172 кв. м.,

Не произведены работы по устройству подшива карнизного свеса с последующей окраской ~ 16,59 кв.м.

Не установлены 3 водосточные трубы.

Однако по мнению представителя истца, без предоставления документов представленный истцом расчет не может отражать заявленные требования, поскольку по сути он отражает объем невыполненных работ региональным оператором. Просила в иске отказать.

    Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит требования истца не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

    Из взаимосвязанных положений ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст. 39 Жилищного кодекса РФ следует, что бремя содержания имущества лежит на его собственнике.

Согласно ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В силу п. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В состав общего имущества собственников многоквартирного дома включается крыша, что следует из положений ст. 36 ЖК РФ.

Жилищный кодекс Российской Федерации в первоначальной редакции предусматривал участие собственников помещений в многоквартирных домах в расходах на содержание общего имущества в таких домах путем внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, которая включала в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 и часть 1 статьи 158).

До вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" капитальный ремонт многоквартирных домов проводился, главным образом, на условиях долевого финансирования за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых в качестве финансовой поддержки на безвозвратной и безвозмездной основе субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах.

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ внесены изменения в правовое регулирование отношений, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Для собственников помещений в многоквартирном доме предусмотрен обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги.

Согласно ст. 6 Жилищного кодекса РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В силу положений ст. 169 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно п. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (приведена в редакции действующей на 01.01.2014 г.).

Отношения, связанные с организацией проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области урегулированы Законом Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО, вступившим в силу 10 декабря 2013 года.

Согласно ч. 4 ст. 4 указанного закона Костромской области, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Программа опубликована 31 марта 2014 года.

Применительно к данному делу, как это следует из объяснений ответчика, многоквартирный дом был включен в Региональную программу капитального ремонта, утвержденную Постановлением администрации Костромской области №100-а от 26 марта 2014 года, ввиду отсутствия решения собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капительного ремонта на счете регионального оператора.

Таким образом, правоотношения по поводу уплаты собственниками помещений в данном многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт возникли с 01 ноября 2014 года.

В силу положений ч. 5 ст. 181 Жилищного кодекса РФ, в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса, засчитываются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

В ст. 21 Закона Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области" предусмотрено, что в случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были оказаны отдельные услуги и (или) были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, оплата этих услуг и (или) работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и при этом повторное оказание этих услуг и (или) повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются, средства в размере, равном стоимости этих услуг и (или) работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и (или) работ, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.

Зачет средств осуществляется региональным оператором после окончания оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ подрядной организации.

Подтверждением оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и внесения полной оплаты таких услуг и (или) работ является акт приемки, оформленный надлежащим образом, и документы, подтверждающие оплату подрядной организации. Указанные документы представляются региональному оператору лицом, осуществляющим управление таким многоквартирным домом, или лицом, уполномоченным на совершение таких действий решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Региональный оператор осуществляет проверку представленных документов в течение одного месяца с даты их поступления и принимает решение об осуществлении зачета или мотивированное решение об отказе в осуществлении зачета, о котором уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения.

Сумма зачтенных средств распределяется региональным оператором пропорционально доле собственников помещений в многоквартирном доме в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Собственник помещения в многоквартирном доме освобождается от уплаты взносов на капитальный ремонт на период и в размере, рассчитанном в соответствии с частью 5 настоящей статьи, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором региональным оператором принято решение об осуществлении зачета.

Истец ссылается в обоснование исковых требований на вышеприведенные положения Закона Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области» и на тот факт, что он понес расходы на капитальный ремонт имущество многоквартирного дома – крыши, тогда как данные работы были предусмотрены региональной программой по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома, но не были выполнены, поскольку часть работ была выполнена им.

Вместе с тем, суду истцом не представлено решения собственников собрания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...(наличие таких решений судом не установлено), которым собственники помещений данного многоквартирного решили вопрос о проведении капитального ремонта крыши данного дома, утвердили смету на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, определили порядок сбора средств на капитальный ремонт крыши данного многоквартирного дома и порядок их расходования.

Между тем, согласно ст. 189 Жилищного кодекса РФ, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: 1) перечень работ по капитальному ремонту; 2) смета расходов на капитальный ремонт; 3) сроки проведения капитального ремонта; 4) источники финансирования капитального ремонта.

Представленные же истцом в обоснование исковых требований документы: заключение эксперта №58 от 08 августа 2016 г., показания свидетеля Смирновой О.А. подтверждают лишь то, что в жилом ... над квартирой 7 выполнен ремонт чердачного перекрытия на площади 37,8 м2, крыши и кровли с заменой пришедших в негодность элементов на площади 87 м2 (без учёта кровли пристройки).

При этом из искового заявления Смирнова С.А. следует, что данные расходы на капитальный ремонт крыши, которые он не может подтвердить документально ввиду отсутствия у него платежных документов, он понес в 2013 году, то есть до того, как у собственников помещений многоквартирного дома возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт данного многоквартирного дома, а также до того момента как дом был включен в Региональную программу капитального ремонта.

По смыслу вышеприведенных положений ст. 181 Жилищного кодекса РФ и положений ст. 21 Закона Костромской области №446-5-ЗКО, зачет средств осуществляется региональным оператором при совокупности определенных законом условий. При этом суд приходит к выводу, что несоблюдение данных условий ведет к невозможности осуществления зачета средств в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, что следует также и из положений ст. 169 ЖК РФ.

В данном случае такие условия истцом не соблюдены.

Ремонт крыши многоквартирного дома, произведен истцом на основании собственного волеизъявления, до того как многоквартирный дом был включен в программу капитального ремонта, а у истца, как собственника помещений в данном многоквартирном доме, возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Отсутствует решение собственников многоквартирного дома о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома, тогда как в силу положений ч. 2 ст. 44, 189 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, при этом должны быть определены перечень работ по капитальному ремонту; смета расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта.

Кроме того, отсутствуют доказательства полной оплаты истцом работ по ремонту крыши подрядной организации и акт приемки таких работ, оформленный надлежащим образом. В отсутствие данных документов нет возможности проверить факт несения истцом расходов и их размер. Представитель истца просил суд назначить судебную экспертизу для определения стоимости произведенных работ, однако судом в удовлетворении данного ходатайства было отказано. Суд, отказывая в удовлетворении ходатайства, пришел к выводу, что стоимость произведенных истцом работ может быть определена на основании имеющихся в деле доказательств. Так, согласно акта о приемке выполненных работ стоимость выполненных работ составила 859285 рублей, тогда как стоимость капитального ремонта согласно утвержденной проектной документации составила 1199970 руб., то есть не произведено работ на сумму 340685 рублей. Однако принимая решение, суд пришел к выводу, что в данном случае истцом не только не представлены документы, связанные с размером расходов на капитальный ремонт крыши, но и не соблюден порядок, установленный законом, для производства таких работ и данное нарушение не может быть восполнено проведением судебной экспертизы.

Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, т.к. истец, заявляя данное требование к региональному оператору, действует без соответствующих полномочий, при отсутствии документов, подтверждающих наличие оснований для зачета денежных средств в счет уплаты будущих взносов на капитальный ремонт, в отсутствие решения собрания собственников помещений многоквартирного дома о проведении капитального ремонта.

Доводы представителя истца о том, что Смирнов С.А. имеет большую часть голосов в праве собственности на общее имущество многоквартирного дома, нельзя признать состоятельными. Действующее жилищное законодательство не содержит положений, позволяющих собственнику помещений многоквартирного дома, обладающего наибольшим количеством голосов, принимать единолично решения, относящиеся к компетенции общего собрания многоквартирного дома.

Кроме того, требования истца основаны на положениях Закона Костромской области от 25.11.2013 N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", действие которого не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, т.к. в самом акте не предусмотрено, что к зачету могут быть предъявлены расходы, понесенные до вступления его в законную силу. По смыслу положений данного закона, к зачету региональному оператору могут предъявлены расходы, которые понесены собственниками после включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

В удовлетворении исковых требований Смирнова С. А. к Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области» о перерасчете обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт отказать в полном объеме.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

    Судья:                                 Н.С. Петрова

    Решение изготовлено в окончательной форме 30 января 2018 года.

    Судья:                                 Н.С. Петрова

2-60/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Сергей Александрович
Ответчики
НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов КО"
Другие
Всемирнов Юрий Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
12.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2020Передача материалов судье
12.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2020Подготовка дела (собеседование)
12.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Предварительное судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.04.2020Судебное заседание
12.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее