РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., с участием старшего помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Муратовой З.М., представителя административного истца Шайхуллина Г.С., заинтересованного лица Невлюдова А.Е., представителя заинтересованного лица адвоката Семененко Е.В., при секретаре Дорошковой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Красный Яр по адресу: ул. Советская, д.2, административное дело № 2а-559/2019 по административному исковому заявлению Лобанова ФИО10 к Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области об оспаривании постановления о регистрации кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Лобанов Г.Г. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области об оспаривании постановления о регистрации Невлюдова А.Е. кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, в обоснование требований с учетом заявления в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указав, что он и Невлюдов А.Е. зарегистрированы кандидатами на должность главы района. Полагает, что постановление от 28 июля 2019 г., которым Невлюдов А.Е. зарегистрирован в качестве кандидата, является незаконным, поскольку решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, что заключается в следующем: при подаче документов на регистрацию кандидатом Невлюдовым А.Е. не была предоставлена банковская справка, подтверждающая остаток средств на специальном избирательном счете на дату предоставления первого финансового отчета, в документах кандидата отсутствуют копии 14, 15, 16, 17 страниц его паспорта, отсутствует подтверждение основного места работы и занимаемой должности, в первом финансовом отчете неверно указано название выборов, в связи с чем полагает, что финансовый отчет представлен по неустановленной форме, сборщики подписей кандидата ФИО11 и ФИО12 являются работниками Государственного казенного учреждения <>, Красноярский район, Астраханская область, что является недопустимым, а подписи, собранные ими с нарушением действующего законодательства, являются недействительными. Просит постановление Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области № 30/59 от 28 июля 2019 г. о регистрации Невлюдова А.Е. кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения отменить.
Административный истец Лобанов Г.Г. о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, уполномочил доверенностью на представление своих интересов Шайхуллина Г.С..
Представитель административного истца Шайхуллин Г.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске, просил удовлетворить, дополнительно пояснил, что доводы о том, что среди документов, представленных Невлюдовым А.Е., отсутствует банковская справка, подтверждающая остаток средств на специальном избирательном счете на дату предоставления первого финансового отчета, отсутствует подтверждение основного места работы и занимаемой должности включены им в основание иска ошибочно.
Административный ответчик Избирательная комиссия муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие и возражения на административный иск, из которых следует, что нарушений при регистрации Невлюдова А.Е. кандидатом на должность главы муниципального района не установлено, все документы представлены им по форме и в сроки, установленные законом, 24 июля 2019 г. рабочей группой была проведена проверка подписных листов, представленных кандидатом, в результате которой из представленных 141 подписи 133 подписи, а также данные о сборщиках признаны достоверными и действительными. Рабочей группой было принято решение рекомендовать избирательной комиссии зарегистрировать кандидатом на должность главы муниципального образования Невлюдова А.Е., что отражено в итоговом протоколе проверки подписных листов, оснований для отказа в регистрации кандидатом не имелось.
Заинтересованное лицо Невлюдов А.Е. и его представитель по ордеру адвокат Семененко Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, представили возражения, дополнительно пояснили, что оснований для отказа в регистрации Невлюдова А.Е. кандидатом на должность у избирательной комиссии не имелось, поскольку им представлен полный пакет документов в соответствии с действующим законодательством, доводы административного истца надуманны и опровергаются представленными административным ответчиком документами, просили в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссии Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо и его представителя, свидетеля, заключение прокурора, полагавшего заявление не обоснованным, соответственно, удовлетворению не подлежащим, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В судебном заседании установлено, что решением Совета муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области № 471 от 14 июня 2019 г. назначены выборы главы муниципального образования «Красноярский район» и депутатов Совета муниципального образования «Красноярский район» на 08 сентября 2019 г..
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 2 статьи 37 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 37 вышеназванного Закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Постановлением избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области от 17 июня 2019 г. № 15/30 количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования «Красноярский район» при проведении выборов по единому избирательному округу 08 сентября 2019 г. установлено 129 подписей, максимальное количество подписей избирателей составляет 141 подпись.
В судебном заседании установлено, что Лобанов Г.Г., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Астраханской области» постановлением № 22/46 от 10 июля 2019 г. зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» по единому избирательному округу.
17 июля 2019 г. Невлюдов А.Е. подал в Избирательную комиссию муниципального образования «Красноярский район» заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район», выдвинутого в порядке самовыдвижения, о чем свидетельствует подтверждение о получении документов для регистрации кандидата на выборах.
17 июля 2019 г. в избирательную комиссию Невлюдовым А.Е. представлены, в том числе, следующие документы: копия паспорта, копия трудовой книжки, сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, сведения о расходах кандидата, а также о расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, совершенной в течение последних трех лет, а 19 июля 2019 г. представлены, в том числе, подписные листы с подписями избирателей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области № 30/59 от 28 июля 2019 г. Невлюдов А.Е. зарегистрирован кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматривает основания для отказа в регистрации кандидатом, среди которых:
в.) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
д.) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата перечислены в пункте 6 статьи 47 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. N 9/2009-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».
Кроме того, в силу статьи 46 Закона Астраханской области N 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований настоящего Закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования (окружная избирательная комиссия) не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3 - 6 статьи 38, частями 8, 9, 14, 15 статьи 41 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Закона.
Анализ этой правовой нормы позволяет сделать вывод, что не любые недостатки, имеющиеся в избирательных документах, являются основанием для отказа в регистрации, а лишь такие недостатки, которые образуют нарушение требований законодательства о выборах.
В части 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» для регистрации кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат до 18 часов по местному времени в день окончания периода, указанного в частях 4 и 5 статьи 37 настоящего Закона, представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); 3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 3, 4 и 6 статьи 38 либо частями 14, 15 статьи 41 настоящего Закона; 4) первый финансовый отчет кандидата; 5) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (представляется при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов).
Пунктом 4.8 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов в органы местного самоуправления в Астраханской области, утвержденной Избирательной комиссии Астраханской области 21 мая 2014 г., предусмотрено, что кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с предоставлением документов, необходимых для регистрации кандидата, в установленном Законом о выборах в органы МСУ порядке. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета. Остаток средств на специальном избирательном счете на дату представления первого финансового отчета подтверждается банковской справкой, прилагаемой к отчету.
Из материалов дела следует, что приведенное требование Невлюдовым А.Е. выполнено, 19 июля 2019 г. он представил в Избирательную комиссию первый финансовый отчет вместе с выпиской из лицевого счета, выданной 18 июля 2019 г. филиалом № 8625/00224 Астраханского отделения № 8625 ПАО Сбербанк, об остатке денежных средств на специальном избирательном счете кандидата Невлюдова А.Е..
Довод административного истца о том, что законом не допускается предоставление выписки из лицевого счета, подлежит отклонению, поскольку ни Федеральный закон № 67-ФЗ, ни Закон Астраханской области № 9/2009-ОЗ не содержат обязательных требований к документам, прилагаемым к первому финансовому отчету.
То обстоятельство, что представленная выписка поименована как выписка из лицевого счета, не может повлечь для кандидата Невлюдова А.Е. негативных последствий, поскольку номер счета, указанный в данной выписке является специальным избирательным счетом кандидата, открытым 17 июля 2019 г. на имя Невлюдова А.Е. в структурном подразделении ПАО Сбербанк, что подтверждается сведениями о поступлении средств в избирательные фонды кандидата и расходовании этих средств.
Довод о том, что неверное написание название выборов в первом финансовом отчете исключает его из документов, представленных на регистрацию кандидатом на должность главы муниципального района, как поданного по неустановленной форме, является не состоятельным, поскольку форма финансового отчета установлена Инструкцией о порядке и формах учета и отчетности кандидата, избирательного объединения о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов в органы местного самоуправления в Астраханской области, утвержденной постановлением № 119/730-5 Избирательной комиссии Астраханской области 21 мая 2014 г..
Первый финансовый отчет составляется по форме, установленной в приложение № 5 к Инструкции, и фиксирует учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата.
В судебном заседании установлено, что Невлюдов А.Е. сдал первый финансовый отчет о поступлении и расходовании денежных средств избирательного фонда по установленной форме, приобщив его к документам, представленным для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения на выборах Главы муниципального образования «Красноярский район», в связи с чем неточное написание название выборов в соответствующей графе первого финансового отчета не делает его недопустимым и тем более не является основанием, предусмотренным частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ для отмены постановления о его регистрации кандидатом.
Довод административного иска об отсутствии подтверждения основного места работы и занимаемой должности проверялся в судебном заседании и не нашел своего подтверждения, поскольку в судебном заседании установлено, что 17 июля 2019 г. Невлюдовым А.Е. в избирательную комиссию представлена копия трудовой книжки на 11 листах, из которой следует, что 30 апреля 2012 г. он назначен на должность генерального директора ООО «Астра», которое 04 марта 2017 г. реорганизовано в ООО «Сантеххолл». Указанные обстоятельства следуют и из представленной кандидатом в избирательную комиссию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Сантеххолл» по состоянию на 17 июля 2019 г..
Несостоятельный довод административного истца и по вопросу отмены постановления о регистрации Невлюдова А.Е. кандидатом по причине не предоставления в избирательную комиссию страниц 14, 15, 16, 17 его паспорта.
Так, частью 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 3 статьи 38 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» предусмотрено, что кандидатом вместе с заявлением предоставляется, в том числе, копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации).
Постановлением Центральной избирательной комиссии от 04 июня 2014 г. за № 233/1478-6 определено, что к представляемому в избирательные комиссии заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться прилагаются копии следующих страниц паспорта гражданина Российской Федерации: второй страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений об органе, выдавшем основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, дате выдачи, коде подразделения, личном коде, а также проставление личной подписи; третьей страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения и месте рождения, а также наличие фотографии; пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах - также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта); восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений (отметок) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории (за пределами территории) Российской Федерации.
При проведении выборов, на которых предусмотрена необходимость представления в избирательную комиссию сведений о размере и об источниках доходов, расходах, имуществе супруги (супруга), несовершеннолетних детей кандидата, к заявлению выдвинутого лица о согласии баллотироваться, дополнительно к указанным в пункте 1 настоящего постановления копиям страниц паспорта, прилагаются копии четырнадцатой и пятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено проставление отметок о регистрации и расторжении брака (в случае наличия в паспорте таких отметок); шестнадцатой и семнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений о детях владельца паспорта (в случае наличия в паспорте таких сведений).
В паспорте Невлюдова А.Е. страницы 16 и 17 не заполнены.
В силу части 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ при проведении выборов глав муниципальных районов вместе с заявлением в избирательную комиссию также должны быть представлены сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, а также сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей представляет только кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Аналогичные нормы содержатся и в статье 38 Закона Астраханской области от 02 марта 2009 г. № 9/2009-ОЗ.
Форма предоставления сведений установлена приложением № 1 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, где также указано на необходимость предоставления такой информации только кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Невлюдовым А.Е. в день подачи заявления о согласии баллотироваться 17 июля 2019 г. представлен пакет документов, в котором содержатся все установленные законом сведения о кандидате, исчерпывающая информация о лицах, в отношении которых она подана, а также о степени их родства с кандидатом, избирательной комиссией проверена и признана достаточной и достоверной, оснований полагать о наличии обстоятельств, предусмотренных частью 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ для отмены постановления не имеется.
Проверив в судебном заседании довод административного истца о недействительности ряда подписей в подписных листах, суд приходит к следующему.
Частью 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, частью 9 статьи 46 Закона Астраханской области N 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» предусмотрены основания, для признания подписей недействительными, среди которых недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом; все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, предусмотренным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», приложением 3.1 к настоящему Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 5.1 статьи 42 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 42 настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что сбор подписей в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования «Красноярский район» Невлюдова А.Е. осуществляли, в том числе, ФИО11 и ФИО12
В соответствии с частью 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Нельзя согласиться с доводами административного истца и его представителя относительно того, что сборщики подписей кандидата Невлюдова А.Е. – ФИО11 и ФИО12 подпадают под ограничения, предусмотренные частью 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 г. № 252-О-О, установленное в пункте 6 статьи 37 Федерального закона правовое регулирование, является отражением конституционного принципа свободных выборов, одной из гарантий которых служит запрет на оказание в любой форме давления на избирателей в целях их принуждения к совершению тех или иных юридически значимых действий в рамках избирательных процедур.
Исключая участие в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов органов государственной власти и местного самоуправления, Федеральный закон, в то же время не исключает участие в нем лиц, не являющихся кандидатами и замещающих государственные и муниципальные должности, однако предусматривает, что указанные лица не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата (пункт 7 статьи 37, пункт 4 статьи 40).
Исключение возможности использования должностного положения в целях влияния на процесс и итоги выборов обеспечивает реализацию конституционных гарантий свободы волеизъявления, права граждан на участие в демократических, свободных и периодических выборах как высшем непосредственном выражении принадлежащей народу власти, равенства избирательных прав, защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Положения пункт 6 статьи 37 названного Закона по своему смыслу не исключают возможности для лица, являющегося членом органов управления организации независимо от формы собственности, осуществлять лично сбор подписей в поддержку конкретного кандидата на выборах в органы местного самоуправления, если это не связано с использованием преимуществ его должностного положения.
Сам по себе факт обладания правовым статусом члена органов управления организаций независимо от формы собственности не может рассматриваться как безусловное препятствие для участия в сборе подписей, однако такое участие возможно лишь в порядке, не противоречащем действующему законодательству.
Судом установлено, что граждане, осуществляющие сбор подписей в поддержку кандидата Невлюдова А.Е.соответствуют требованиям пунктов 6, 7 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных, прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иного суду не представлено.
Административным истцом не приведены какие-либо сведения об использовании сборщиками подписей преимуществ своего должностного или служебного положения при сборе подписей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сбор ФИО11. и ФИО12 в поддержку кандидата Невлюдова А.Е. не противоречит закону и не является основанием для признания собранных ими подписей недействительными.
При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для признания собранных этими лицами подписей избирателей не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случае, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку ответчиком нарушений, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ не допущено и в судебном заседании не установлено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Лобанова ФИО10 к Избирательной комиссии муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области об отмене постановления № 30/59 от 28 июля 2019 г. «О регистрации Невлюдова ФИО20 кандидатом на должность главы муниципального образования «Красноярский район» по единому избирательному округу, выдвинутого в порядке самовыдвижения» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 августа 2019 г..
Судья ЗОТОВА Н.А.