Дело № 33-4213/2015 г.                       Докладчик Гришина Г.Н.

                                 Судья Орлова О.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Лепёшина Д.А.,

и судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,

при секретаре Кудрявовой М.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 19 ноября 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 3 сентября 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора, заявленные в интересах Алимовой А. Ю. об обеспечении благоустроенным жилым помещением, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области обеспечить Алимову А. Ю. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в границах города Гусь-Хрустальный, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Алимовой А.Ю. и представителя истца прокурора Щеголевой Т.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Алимовой А.Ю. к администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный и администрации Владимирской области об обязании администрации МО г. Гусь-Хрустальный обеспечить истца жилым помещением по договору специализированного найма.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки прокуратурой установлен факт нарушения жилищных прав Алимовой А.Ю., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее отец умер ****, а ее мать лишена в отношении дочери родительских прав.

Алимова А.Ю. зарегистрирована в квартире по адресу: ****, в которой также зарегистрировано 4 человека, но фактически проживает по другому адресу, поскольку распоряжением Главы города Гусь-Хрустальный установлен факт невозможности проживания в данном помещении. Иного жилья Алимова А.Ю. не имеет, включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

В судебном заседании старший помощник прокурора Листвина А.А. и истец Алимова А.Ю. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации МО г. Гусь-Хрустальный - по доверенности Егорова Т.Н. с иском не согласилась. Пояснила, что внеочередное предоставление жилого помещения законом не предусмотрено, истец будет обеспечена жильем в соответствии со списком, и у администрации муниципального образования отсутствуют достаточные средства для приобретения квартир лицам указанной категории.

Представитель ответчика - администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что администрация Владимирской области является ненадлежащим ответчиком и не представлено доказательств, что администрация области не исполнила возложенную законом обязанность по перечислению средств субвенций. Также указал, что законодателем не предусмотрено немедленное предоставление жилых помещений лицам данной категории. Полагал, что право истца на обеспечение жильем не нарушено, он имеет право на обеспечение жильем согласно списку - по дате рождения, при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством. Обязанность администрации области по установлению размера субвенций и распределению субвенций на обеспечение предоставления жилых помещений по конкретному лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрена.

Представитель третьего лица - Департамента образования администрации области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации МО г.Гусь-Хрустальный Малышева Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО г.Гусь-Хрустальный просит отменить указанное решение, считая его незаконным и необоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков и третьих лиц не явились, о явке извещались по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно ст. 8 (п. 1) вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Алимова А.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения. Отец Алимовой А.Ю. – А. умер ****, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 40), а ее мать А. лишена в отношении дочери родительских прав (л.д. 41, 42).

Алимова А.Ю. зарегистрирована в доме по адресу ****. В собственности у истца находится **** доли в данном помещении.

Согласно распоряжению главы города Гусь-Хрустальный проживание Алимовой А.Ю. в данном помещении невозможно, в связи с чем приказом начальника Управления образования от **** **** (л.д. 55) Алимова А.Ю. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает по другому адресу: принадлежащем на праве собственности третьим лицам.

В областном Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Алимова А.Ю. состоит под ****, в муниципальном списке под ****.

**** Алимова А.Ю. достигла возраста 18 лет, но до настоящего времени благоустроенным жилым помещением она не обеспечена.

Проанализировав положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 8 Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Губернатора Владимирской обл. от 15.05.2013 N 542 "Об утверждении Порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования действующего законодательства не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, включенных в список льготной категории лиц, и право которых на жилищное обеспечение наступило в силу закона.

Принимая во внимание содержание вышеуказанных правовых норм, а также установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на администрацию МО г. Гусь-Хрустальный обеспечить Алимову А.Ю. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающим санитарным и техническим требованиям, в границах населенного пункта город Гусь-Хрустальный.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верно установленных обстоятельствах по делу при правильном применении и толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в действующем жилищном законодательстве отсутствуют нормы о внеочередном, незамедлительном предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, и порядок предоставления не урегулирован, в связи с чем, обеспечение жилым помещением должно производиться по дате рождения согласно списка, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, а указание в ст.8 данного Федерального закона на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. При этом, по своей сути, формирование субъектом Российской Федерации указанного выше Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а также может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья.

Нахождение Алимовой А.Ю. в списках нуждающихся в обеспечении жилым помещением нельзя расценивать как отсутствие нарушения ее прав, поскольку право лица указанной категории на обеспечение жилым помещением, как на момент достижения ею возраста 18 лет, окончания специального образовательного учебного заведения, так и на момент обращения в суд не реализовано.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 3 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░:                         ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-4213/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гусь-Хрустальный м.п.
Алимова А.Ю.
Ответчики
Администрация МО г.Гусь-Хрустальный
Администрация ВО
Другие
Управление образования администрации Мо г.Гусь-Хрустальный
Департамент образования администрации ВО
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Гришина Г.Н.
Дело на сайте суда
oblsud.wld.sudrf.ru
19.11.2015Судебное заседание
23.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.11.2015Передано в экспедицию
19.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее