Решение по делу № 33-2413/2015 от 19.08.2015

Председательствующий: Сорогина О.Ю.

Дело № 33 – 2413/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

Председательствующего Топоева А.С.,

судей Капустиной Т.М., Карповой В.Н.,

при секретаре Немкове С.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 августа 2015 года

апелляционную жалобу истицы Корчагиной Н.В. на решение Бейского районного суда от 10 июля 2015 года, которым частично удовлетворен ее иск к администрации Бейского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающей в жилом помещении, пострадавшейм в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, к государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи утратой имущества первой необходимости, об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Бейского района Республики Хакасия, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, взамен утраченного, в соответствии с социальными нормами, с последующим оформлением построенного жилого помещения в собственность.

Заслушав доклад судьи Капустиной Т.М., объяснения истицы Корчагиной Н.В., ее представителя Романовской Г.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Корчагина Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Бейского района Республики Хакасия (далее - администрация Бейского района) о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, к ГКУ Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения Бейского района» (далее - ГКУ РХ «УСПН Бейского района») об обязании выплатить единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости, мотивируя требования тем, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия в результате пожаров, принадлежащее ей домовладение, расположенное по адресу: <адрес> и находящееся в нем имущество полностью утрачено. Просила признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязать администрацию Бейского района включить ее в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости и в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Бейского района Республики Хакасия, обязать ГКУ РХ «УСПН Бейского района» за счет средств федерального бюджета выплатить ей единовременную материальную помощь и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, взамен утраченного, в соответствии с социальными нормами.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Хакасия, Главное управление МЧС России по Республике Хакасия, УФМС России по Республике Хакасия, администрация Новоенисейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Минфин России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.

В судебном заседании истица Корчагина Н.В. и ее представитель Федоров О.Г. поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Бейского района Зайцева Ю.А. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика ГКУ РХ «УСПН Бейского района» Стряпков Е.Н. просил решение суда принять на усмотрение суда.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ, представителей третьих лиц администрации Новоенисейского сельсовета Бейского района Республики Хакасия, Минфина России в лице УФК по Республике Хакасия, Министерство труда и социального развития Республики Хакасия.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым признал Корчагину Н.В. постоянно проживающей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на момент введения режима чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара 12 апреля 2015 года на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия.

Признал Корчагину Н.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара 12 апреля 2015 года на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия.

Обязал администрацию Бейского района включить Корчагину Н.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

Обязал ГКУ РХ «УСПН Бейского района» выплатить Корчагиной Н.В. за счет средств федерального бюджета единовременную материальную помощь в размере <данные изъяты> руб. и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты> руб., как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара 12 апреля 2015 года на территории муниципального образования Бейский район Республики Хакасия, на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости.

Решение суда обратил к немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований Корчагиной Н.В. к администрации Бейского района об обязании включить в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Бейского района Республики Хакасия, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия об обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, взамен утраченного, в соответствии с установленными социальными нормами - отказал.

С решением не согласна истица Корчагина Н.В.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Анализируя положения ст. 40 Конституции Российской Федерации пп. «г», «д» п. 2, пп. «г», «д» п. 11 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110, Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденный приказом МЧС России от 29 августа 2014 года № 470, Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, считает, что ее обязаны обеспечить жилье площадью не менее утраченного. Не предоставление жилья в связи с наличием у нее другого жилого помещения, по ее мнению, носит дискриминационный характер. Кроме того, ссылку суда на Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429, считает незаконной, которое противоречит основному закону страны, а также указанию Президента Российской Федерации построить жилье каждому погорельцу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб по правилам ч.1 ст.327 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с иском в части отказа Корчагиной Н.В. в обязании предоставить меру социальной поддержки в виде строительства жилого дома, взамен утраченного, в соответствии с установленными социальными нормами.

В соответствии с абз. 7 п. 1 и п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2015 года № 429 (ред. от 16 июля 2015 года) утвержден объем трансфертов бюджету Республики Хакасия на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территории Республики Хакасия, а также утверждены Правила предоставления указанных трансфертов (далее – Правила).

Согласно подп. «а» п. 4 Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, чьи права собственности на такие помещения зарегистрированы в установленном порядке, а также гражданам, имеющим документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на такие жилые помещения, постоянно проживавшим (имеющим постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, либо имеющим другое жилое помещение (долю в жилом помещении), если его площадь менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений или жилых домов в их собственность;

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. метра для одиноких граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением случаев, когда:

для семьи (вне зависимости от состава членов семьи), занимавшей жилое помещение общей площадью до 33 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 33 кв. метра;

для семьи, состоящей из 2 и более человек, занимавшей жилое помещение общей площадью от 33 кв. метров до 42 кв. метров, строится жилой дом общей площадью 42 кв. метра.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, находящиеся под опекой (попечительством), находящиеся на воспитании в приемных семьях), родители и усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина, если они вселены в утраченное жилье гражданином в качестве членов его семьи.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года № 241 утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия (далее – Порядок).

Согласно п. 3 Порядка предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.

Меры поддержки, предусмотренные настоящим Порядком, не распространяются на граждан, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, если иное не установлено настоящим Порядком (п. 5 Порядка).

Как следует из материалов дела, истица Корчагина Н.В. является собственником жилого дома общей площадью 44,3 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).

Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 24-ПП «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Республики Хакасия» с 13.00 часов 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации и установлен региональный уровень реагирования.

Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, находилось в границах зоны чрезвычайной ситуации, что следует из Списка улиц и домов населенных пунктов Бейского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, утвержденного Распоряжением Главы Бейского района Республики Хакасия от 12 апреля 2015 года № 109-р, и полностью уничтожено (44, 45, 49-50).

Решением Бейского районного суда от 02 июня 2015 года ФИО10 признана постоянно проживающей в названном выше жилом помещении, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации, и пострадавшей при чрезвычайной ситуации, возникшей в результате пожара 12 апреля 2015 года (л.д. 37-41).

Сторонами не оспаривается, что Корчагина Н.В.проживала в указанном жилом помещении, членом семьи которой является ФИО10

Между тем, судом Корчагина Н.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республики Хакасия, <адрес>., общей площадью 32,2 кв.м. (л.д. 7).

В силу ч. 4. и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Саяногорского городского Совета депутатов от 26 октября 2005 года № 91 (ред. от 25 февраля 2010 года) утверждена учетная норма площади жилого помещения, необходимая для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений в размере менее 8 кв. метров общей площади занимаемого жилого помещения

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно учел наличие у истицы в собственности другого жилого помещения, пригодного для проживания, площадью более учетной нормы площади жилого помещения и обоснованно отказал в удовлетворении иска.

Довод апелляционной жалобы о том, что реализация мер социальной поддержки пострадавшим от пожаров не должна ставиться в зависимость от наличия у истицы права собственности на иное жилое помещения, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он основан на неправильном толковании норм права, регулирующих порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации вследствие чрезвычайных ситуаций.

Иные доводы жалобы основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения

Таким образом, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бейского районного суда от 10 июля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Корчагиной Н.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                 А.С. Топоев

    

Судьи                             Т.М. Капустина

В.Н. Карпова

33-2413/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Корчагина Н.В.
Ответчики
ГКУ РХ "УСПН Бейского района "
Министерство строительства и ЖКХ РХ
Администрация Б.р.
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Капустина Тамара Михайловна
Дело на сайте суда
vs.hak.sudrf.ru
27.08.2015Судебное заседание
01.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2015Передано в экспедицию
27.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее