Решение по делу № 2-2437/2023 от 27.06.2023

Дело **

УИД 77RS0**-16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2023 года                                             г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска

в составе:

судьи                                                                                                Л.В.Кузьменко

при секретаре                                                                   Д.Ю.Куруховой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты ОТИ железнодорожной станции Карасук-1 подразделением транспортной безопасности. В обоснование иска указано, что Омской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Карасук-1 Западно-Сибирской дирекцией управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». Установлено, что в соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта http://rlw.gov.ru, железнодорожная станция Карасук-1 включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» с присвоением 1 категории, в связи с чем, указанный объект является категорированным и на него распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства от **** **. Западно- Сибирской дирекцией управления движением **** утверждены изменения в план транспортной безопасности железнодорожной станции Карасук-1. При этом, в нарушение вышеуказанных требований закона Западно-Сибирской дирекцией управления движением, как субъектом транспортной инфраструктуры, подразделение транспортной безопасности для защиты ОТИ Железнодорожной станции Карасук-1 не сформированы и не привлечены. В силу пп. «и» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры утвердить в течение одного месяца со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта. К таким документам относятся положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности; в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности - копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности. Дополнительная оценка уязвимости железнодорожной станции Карасук-1 проведена и утверждена ****. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона Западно-Сибирской дирекцией управления движением положение (устав) о сформированном подразделении транспортной безопасности, либо копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора применительно к Железнодорожной станции Карасук-1 не утверждены. Омским транспортным прокурором в связи с выявленными нарушениями закона **** начальнику Западно-Сибирской дирекции управления движением внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого, надлежащие меры по их устранению не приняты. Прокурор также указывает, что подразделение транспортной безопасности привлекается на объект транспортной инфраструктуры вне зависимости от утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности, а также оснащения объекта. Указанный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от **** **).

Помощник Новосибирского транспортного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поддержал доводы отзыва.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяется федеральными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п. 4 ст. 1 данного закона понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от **** №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются, в том числе определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности (ч. 1 ст. 2 Закона).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от **** №16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 названного Федерального закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от **** №16-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от **** №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности ОТИ для различных категорий устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Постановлением Правительства РФ от **** ** утверждены Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Согласно пп. «в» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Установлено, что Омской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Карасук-1 Западно-Сибирской дирекцией управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». Установлено, что в соответствии с данными, опубликованными на сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта http://rlw.gov.ru, железнодорожная станция Карасук-1 включена в «Раздел 1 объектов транспортной инфраструктуры, внесенные в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» с присвоением 1 категории. Однако подразделение (подразделения) транспортной безопасности не образовано и не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры; положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности либо копия положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копия договора не утверждены.

**** Омским транспортным прокурором в адрес ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности (л.д.10-12).

Как указывает прокурор и установлено, меры по устранению нарушений закона ответчиком не приняты.

Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела устранены выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства в области безопасности движения, приняты меры по образованию или привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Карасук-1 аккредитованного в установленном порядке подразделения транспортной безопасности, не представлено.

Не обеспечение ОАО «РЖД» защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Карасук-1 подразделением транспортной безопасности в соответствии с требованиями закона является незаконным, в связи с чем, требования прокурора о признании бездействия ОАО «РЖД» незаконным, возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности являются обоснованиями.

Доводы ответчика о том, что привлечение подразделения транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности, и должно производится с учетом плана, в связи с чем, понуждение ответчика к совершению действий, указанных в иске, является преждевременным, судом отклоняются, поскольку само по себе поэтапное осуществление действий, указанных в плане обеспечения транспортной безопасности, не исключают возложения на ОАО «РЖД», как субъекта транспортной инфраструктуры, обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, с учетом того, что указанные действия направлены на реализацию мер безопасности, и зависят исключительно от ответчика.

Наличие на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Карасук-1» работников ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в рамках заключенного с ОАО «РЖД» договора от **** ** не обеспечивает исполнение требований закона в сфере транспортной безопасности.

В рамках указанного договора работники ФГП «ВО ЖДТ России» обеспечивают лишь охрану объекта от противоправных посягательств на имущество ОАО «РЖД», предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также предотвращению нахождения посторонних лиц на железнодорожных путях общего пользования. Тогда как работники подразделений транспортной безопасности должны знать перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства, порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС; требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности; порядок применения физической силы, специальных средств и служебного огнестрельного оружия работниками подразделений транспортной безопасности; основы проведения наблюдения и собеседования при проведении контрольно-пропускных функций на участках и в зонах безопасности ОТИ и (или) ТС; порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС; перечни устройств, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также условия, в случае соблюдения которых предметы и вещества могут быть перемещены в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС. Одновременно с этим работник подразделения транспортной безопасности должен уметь моделировать поведение нарушителей, выявлять уязвимые места и прогнозировать возможные способы совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС; реагировать на срабатывание средств сигнализации и нарушения контроля доступа в зону транспортной безопасности, на критические элементы ОТИ или ТС, охранной системы, средств видеонаблюдения; пользоваться сертифицированными в установленном порядке средствами досмотра.Таким образом, те полномочия и функции, которые реализуются работниками ФГП «ВО ЖДТ России» не отвечают в полном мере тем обязанностям и функционалу, реализуемому работниками подразделений транспортной безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от **** ** «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.

С учетом характера нарушений, объема и характера мероприятий, которые необходимо провести с целью устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен совершить действия по устранению нарушений – один год с даты вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 600 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в необеспечении защиты ОТИ железнодорожной станции Карасук-1 подразделением транспортной безопасности.

Обязать ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Карасук-1 подразделение (подразделения) транспортной безопасности в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                         Л.В.Кузьменко

Решение в окончательной форме принято 29.12.2023

2-2437/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Омская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Новосибирск
Судья
Кузьменко Лина Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.nsk.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.07.2023Предварительное судебное заседание
26.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.10.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
29.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее