Решение по делу № 12-1/2023 (12-96/2022;) от 21.10.2022

Дело №12-1/2023

УИД: 87RS0001-01-2022-000628-60

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

        16.01.2023          г. Анадырь

Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе

председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,

при секретаре Крутоголовой В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 13.10.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 13.10.2022 №28/22 юридическое лицо Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

В жалобе, поступившей в Анадырский городской суд, Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа просит отменить данное постановление ввиду следующего. 06.05.2022 судебным приставом – исполнителем ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Караевой Е.Г. в отношении Департамента составлен протокол №10/22 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ. 13.10.2022 Департамент привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение в полном объеме решения Анадырского городского суда от 04.05.2017 по административному делу №2а-140/2017. Как указал заявитель в жалобе, данное решение Анадырского городского суда исполнено Департаментом в полном объеме, что подтверждается наличием разработанной проектной документации по разработке региональной программы «Ведение государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменения морфометрических особенностей водных объектов или их частей, расположенных на территории Чукотского автономного округа» (далее - Отчет №38/3011/2017), выполненной в соответствии с государственным контрактом. Сбор исходных данных, подготовка основы для создания сводного проекта, выбор картографической основы для создания отчета №38/3011/2017, подготовка программного обеспечения, необходимого для создания отчета №38/3011/2017, проводились исполнителем работ на стадии подготовки к разработке данного отчета, что соответствует п. 13 Методических указаний, подтверждается письмом исполнителя государственного контракта ООО НПК «СеверПроект» от 04.12.2020 №26/1220. Кроме того, исполнение решения подтверждается разработкой региональной программы «Ведение государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состояния и режима использования водоохранных зон и изменений морфометрических особенностей водных объектов или их частей, расположенных на территории Чукотского автономного округа» в 2017 по заказу Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа. В соответствии с п.12 Методических указаний региональная программа определила: цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведомственной территории, участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения, наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики, методы и технические средства ведения мониторинга, периодичность проведения наблюдений. Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 27.06.2017 №256 «О внесении изменений в постановление Правительства Чукотского автономного округа от 15.01.2015 года №20» мероприятия «Организация и осуществления мониторинга водных объектов» подпрограммы «Мониторинг состояния окружающей среды» введены в состав Государственной программы «Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15.01.2015 №20. Помимо прочего, Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа уведомлял Анадырский городской суд и прокуратуру Чукотского АО об исполнении решения Анадырского городского суда от 04.05.2017 №2а-140/17. В ответ на запросы и требования судебных приставов в адрес ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу неоднократно направлялись документы об исполнении данного решения суда, из которых следует, что Департаментом предпринимались все возможные действия по исполнению решения суда. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу не установлена виновность Департамента в совершении вмененного правонарушения. В связи с изложенным Департамент просит об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 13.10.2022 №28/22, вынесенного начальником отделения – старшим судебным приставом ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.

Департамент природных ресурсов Чукотского автономного округа о дате, месте и времени судебного заседания, извещенный надлежащим образом, явку защитника либо представителя не обеспечил, ходатайств, в том числе о рассмотрении жалобы в свое отсутствие, не заявлял.

Извещенное надлежащим образом должностное лицо Бабенко А.В., вынесший обжалуемое постановление, в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств в суд не заявлял.

УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, извещенное надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, каких-либо ходатайств в суд не заявляло.

В соответствии с ч.2 ст. 25.1, п.2. 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ суд находит возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из положений п.8 ч.2 и ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суду надлежит проверить законность и обоснованность этого постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 26.1 КоАП РФ определено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как установлено ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105 Федерального закона №229-ФЗ).

Соответственно, при отсутствии неисполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, повторно установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, либо отсутствии ранее наложенного судебным приставом-исполнителем административного штрафа за неисполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Из содержания ст. 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (или бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность. Описание в протоколе об административном правонарушении события административного правонарушения представляет собой описание существа правонарушения: когда, где, каким образом было совершено соответствующее противоправное деяние – действие или бездействие. Подробное описание в протоколе события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации.

Из материалов настоящего дела об административном правонарушении судом установлено, что решением Анадырского городского суда от 04.05.2017 по административному делу №2а-140/2017 удовлетворены исковые требования и.о. прокурора Чукотского автономного округа в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа о признании бездействия Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа незаконным.

Данным решением Анадырского городского суда на Департамент возложена обязанность в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: провести предшествующие разработке региональной программы работы, предусмотренные п. 13 Методических указаний №432, разработать и утвердить региональную программу ведения государственного мониторинга водных объектов, отвечающую требованиям п. 12 Методический указаний №432, а также сообщить об исполнении решения суда в Анадырский городской суд и прокуратуру Чукотского автономного округа.

Решение Анадырского городского суда по административному делу №2а-140/17 вступило в законную силу 13.06.2017.

На основании данного решения 25.06.2019 Анадырским городским судом выдан исполнительный лист серии ФС №026751274, в соответствии с которым 25.06.2019 ОСП г. Анадыря возбуждено исполнительное производство №8806/19/41041-ИП.

06.05.2022 судебным приставом-исполнителем отделения судебных приставов г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Караевой Е.Г. составлен протокол об административном правонарушении №10/22, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа.

Согласно указанному протоколу на исполнении ОСП г. Анадыря находится исполнительное производство от 25.06.2019 №8806/19/41041-ИП, возбужденное на основании исполнительного листа от 13.06.2017 ФС №026751274, выданного Анадырским городским судом по административному делу №2а-140/17. Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП г. Анадыря УФССП России по Чукотскому автономному округу Коцына К.В. от 28.04.2020 взыскан исполнительский сбор по ИП неимущественного характера, установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 07.05.2020. Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа 18.10.2021 вынесено повторное требование об исполнении решения суда в семидневный срок после составления административного протокола по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и наложении административного штрафа. На момент составления протокола от 06.05.2022 решение Анадырского городского суда по административному делу №2а-140/17 Департаментом не исполнено, законные требования судебного пристава-исполнителя должным и надлежащим образом в назначенные сроки не исполнены, а равно в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.17.15 КоАП РФ.

Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотском автономному округу Бабенко А.В. от 13.10.2022 №28/22 Департамент природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Однако, как следует из материалов дела об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении от 06.05.2022 №10/22 время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в протоколе об административном правонарушении, а также в обжалуемом постановлении от 13.10.2022 №28/22 при описании события административного правонарушения время не указано.

Кроме того, при описании события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не дана оценка тем обстоятельствам, что Департаментом в адрес ОСП г. Анадырь УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу направлялись документы об исполнении названного решения Анадырского городского суда.

Факт направления Департаментом таких документов в адрес ОСП г. Анадырь административным органом не опровергнут.

Напротив, согласно обжалуемому постановлению решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 13.06.2017 №2а-140/17 Департаментом исполнено не в полном объеме.

Между тем, в протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении не указано, что конкретно в представленных должником документах признано судебным приставом неисполнением названного решения Анадырского городского суда, и в чем именно оно не исполнено, в частности, в срок, вновь установленный судебным приставом исполнителем.

То есть соответствующая правовая оценка действиям Департамента, направленным на фактическое исполнение названного решения не дана, а равно событие административного правонарушения изложено не полно.

Помимо прочего, лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, только в случае, если ранее данное лицо после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.

Т.е. ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ применима только в том случае, если лицо ранее подвергалось наказанию по ч. 1 данной нормы.

Между тем, факт неисполнения Департаментом содержащихся в исполнительном документе требований в сроки, вновь установленные судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, не подтвержден материалами дела.

Так, согласно названному протоколу, 18.10.2021 Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа вынесено требование об исполнении решения суда в семидневный срок после составления административного протокола по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и наложения административного штрафа.

Однако, в материалах настоящего дела и в исполнительном производстве не представлены доказательства, подтверждающие факт привлечения Департамента к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, имеющееся в материалах исполнительного производства требование врио судебного пристава-исполнителя ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 18.10.2021 содержит лишь требование (далее – дословно): «в срок до 15.11.2021 оплатить исполнительский сбор от 28.04.2020 исх №11965/20/87001 в случае неуплаты денежные средства будут списаны с расчетного счета организации».

Более того, обжалуемое постановление в целом не содержит каких-либо сведений о привлечении Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, за исполнение решения Анадырского городского суда от 13.06.2017 №2а-140/17.

При этом приведенный в обжалуемом постановлении текст административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, не опровергает то обстоятельство, что Департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа вменено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа отсутствует событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.

С учетом приведенных обстоятельств дела об административном правонарушении суд не входит в обсуждение иных доводов, изложенных в жалобе Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа.

Согласно подп. 3 п.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

В силу положений подп. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при отсутствии события административного правонарушения.

Принимая во внимание отсутствие в действиях Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа события административного правонарушения, жалоба Департамента подлежит удовлетворению, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 13.10.2022 №28/22 - отмене, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст.30.1, 30.3, п.3 ч.1 ст. 30.7, ст.30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа об отмене постановления начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 13.10.2022г. №28/22 Бабенко Алексея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа - удовлетворить.

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Анадыря УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 13.10.2022 №28/22 Бабенко Алексея Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа -прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня его вручения или получения его копии.

        Судья         Н.О. Бугаева

12-1/2023 (12-96/2022;)

Категория:
Административные
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии ЧАО
Суд
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа
Судья
Жуков Андрей Николаевич
Статьи

17.15

Дело на сайте суда
anadyrgor.chao.sudrf.ru
21.10.2022Материалы переданы в производство судье
25.10.2022Истребованы материалы
21.11.2022Материалы переданы в производство судье
29.12.2022Судебное заседание
16.01.2023Судебное заседание
16.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее