11RS0001-01-2022-015431-37 |
Дело № 2-10593/2022 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2022 года |
город Сыктывкар |
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Губаевой Д.Ф.,
при секретаре судебного заседания Семеновой Т.В.,
с участием:
истца Игнатовой А.Е.,
представителя истца Мишкиной И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатовой Александры Евгениевны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма,
УСТАНОВИЛ:
Игнатова А.Е обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» с требованием о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного найма. В обоснование указано, что истец является лицом из числа детей-сирот. Жилое помещение истцу не было предоставлено, в связи с чем истец была вынуждена обратиться в суд.
Истец и её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика в суд не явился, надлежащим образом извещены. В письменном отзыве просят рассмотреть дело без их участия, в иске отказать
Выслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит настоящее исковое заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.
Судом по делу установлено, что Игнатова А.Е., ** ** ** года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ....
С ... года по ... годы (до достижения совершеннолетия) истец являлась воспитанницей государственного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По сведениям ЕГРН жилых помещений в собственности истец не имеет. Согласно адресной справке на момент рассмотрения дела истец по месту жительства нигде не зарегистрирована.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... утвержден протокол заседания общественной комиссии по жилищным вопросам, согласно пункту 16 которого Игнатова А.Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Комиссией отказано в установлении факта невозможности проживания Игнатовой А.Е. в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., в связи с тем, что последняя не является собственником либо нанимателем указанного жилого помещения, а само жилье находится на территории иного муниципального образования.
Как установлено судом и следует из материалом дела, постановлением главы администрации с.Ношуль муниципального образования «Прилузский район» от ** ** ** №... за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: ...
Согласно акту по обследованию указанного жилого дома и заключению, составленному ** ** ** межведомственной комиссией при главе МР «Прилузский», жилой дом имеет физический износ 100%, непригоден для проживания.
Постановлением главы сельского поселения «Ношуль» от ** ** ** №... постановление о закреплении жилья от ** ** ** №... отменено.
Таким образом, жилых помещений, закрепленных за истцом в настоящее время не имеется.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22 марта 2012 года N 509-О-О, от 25 февраля 2013 года N 192-О и др.)
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно Закону Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ (вступившим в силу 01.01.2016) органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, и по формированию Списка.
Кроме того, на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми возложены указанным Законом государственные полномочия Республики Коми по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - список) формируется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Граждане, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений подлежат только те лица, из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не обеспечены жилыми помещениями либо сохраняют право пользования жилыми помещениями, проживание в которых признается невозможным.
Игнатова А.Е, ** ** ** года рождения, осталась без попечения единственного родителя, не является собственником и нанимателем по договору социального найма жилого помещения, с ... года постоянно проживает на территории г.Сыктывкар. В силу ст. 8 Федерального закона от ** ** ** №159-ФЗ она имеет право на однократное обеспечение жилым помещением на территории МО ГО «Сыктывкар».
Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 13,5 квадратных метров общей площади жилого помещения.
С учетом изложенного суд полагает, что требования подлежат удовлетворению, Игнатова А.Е должна быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда, общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах МО ГО «Сыктывкар».
Довод ответчика о том, что предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из республиканского бюджета Республики Коми в бюджет МО ГО «Сыктывкар» не является основанием для отказа в иске.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу статьи 10 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Вместе с тем, как установлено абзацем 2 части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Игнатовой Александры Евгениевны удовлетворить.
Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» (...) предоставить Игнатовой Александре Евгениевне (...) жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания, в виде отдельной квартиры на состав семьи один человек, площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения в пределах г.Сыктывкар Республики Коми.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.Ф. Губаева
...