№ 3-21/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации17 марта 2015 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
при секретаре Степаненко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Илющенко Виктора Александровича об оспаривании отдельных положений Административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса Республики Карелия независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, организациям потребительской кооперации в рамках реализации федеральных и региональных государственных программ, утвержденного приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 24.01.2013 № 19,
у с т а н о в и л:
приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 24.01.2013 № 19 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по предоставлению субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса Республики Карелия независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, организациям потребительской кооперации в рамках реализации федеральных и региональных государственных программ (далее – Административный регламент).
Указанный приказ зарегистрирован Министерством юстиции Республики Карелия 14 марта 2013 г. за номером 1853 и официально опубликован в газете «Карелия» от 23.07.2013№56.
Илющенко В.А., являющийся получателем субсидии на содействие развитию животноводства в малых формах хозяйствования, обратился в суд с заявлением об оспаривании п.п. 11, 12 и абз. «б» п. 14 Административного регламента.
По мнению заявителя, п. 11 Административного регламента, предусматривающий срок предоставления государственной услуги, не превышающий 30 рабочих дней, противоречит п. 9 постановления Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 № 13-П «Об Условиях предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия» (далее - постановление Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 №13-П), устанавливающему десятидневный срок рассмотрения документов.
Заявитель полагает, что отсутствие в п. 12 Административного регламента даты, по состоянию на которую у физического лица - претендента на получение субсидии должна отсутствовать задолженность по налогам и сборам, в отличие от определяющего такую дату датой обращения с заявлением о предоставлении субсидии п. 2.2 Целей и условий предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 № 24-П «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия» (далее - постановление Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 №24-П), позволяет Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия (далее – Министерство) произвольно определять данную дату.
Также заявитель указывает, что установленный абз. «б» п. 14 Административного регламента перечень документов, необходимых для получения государственной услуги, противоречит постановлению Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 №13-П и необоснованно возлагает на заявителя обязанность предоставлять дополнительные документы.
По изложенным мотивам заявитель просил признать недействующими п.п. 11, 12, абз.«б» п. 14 Административного регламента.
В судебное заседание Илющенко В.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представителя не направил, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия Гаврош О.М. заявленные требования полагала подлежащими оставлению без удовлетворения, пояснив, что срок, установленный п. 11 Административного регламента, соответствует общему сроку предоставления государственной услуги. Формулировка п. 12 Административного регламента содержит общее условие предоставление субсидии физическим лицам – отсутствие недоимки по налоговым платежам в бюджет Республики Карелия, которое подлежит применению в контексте положений постановления Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 №24-П. Перечень предоставляемых для получения государственной услуги документов, указанный в абз. «б» п. 14 Административного регламента, соответствует п. 4 Порядка отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг - на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, утвержденного приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 14 июля 2014 года № 239 (далее - приказ Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 14.07.2014 № 239) в рамках предоставленных ему полномочий.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Водолагина Т.М. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, оспариваемый акт – соответствующим законодательству. Пояснила, что п.11 Административного регламента устанавливает не срок рассмотрения документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а общий срок ее предоставления, в который включаются все установленные Административным регламентом процедуры. Определенные п. 12 Административного регламента условия предоставления субсидии не вступают в противоречие с постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 № 24-П. Абзац «б» п. 14 оспариваемого акта не осуществляет самостоятельного правового регулирования, а лишь воспроизводит нормы приказа Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 14.07.2014 № 239.
Министерство юстиции Республики Карелия представителя в судебное заседание не направило, извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.
Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства осуществляется Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», ч. 4 ст. 5 которого к числу основных направлений государственной аграрной политики, представляющей собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, относит поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами, а также государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Пункт 5 ч. 1 ст. 7 поименованного закона обеспечение производства продукции животноводства определяет как направление государственной поддержки развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий. При этом ч. 2 ст. 7 закона устанавливает, что финансирование мероприятий, направленных на государственную поддержку производства сельскохозяйственной продукции, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 9 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании ст. 7 Закона Республики Карелия от 18.12.2014 № 1851-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим на территории Республики Карелия в числе прочего животноводство, производство мяса и мясопродуктов, производство молочных продуктов (п. 1, 8, 9 ч. 2). Порядок предоставления субсидий определяется Правительством Республики Карелия (ч. 3).
Нормы аналогичного содержания были изложены и в законодательных актах о бюджете Республики Карелия предыдущего периода, в частности в ст. 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 № 1759-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и в ст. 8 Закона Республики Карелия от 26.11.2011 № 1557-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Реализуя упомянутое правомочие, Правительство Республики Карелия постановлением от 05.02.2008 № 24-П утвердило Критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии; Цели и условия предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия (далее – Цели и условия предоставления субсидий); Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (далее – Порядок предоставления субсидий).
В силу п. 1 приведенного выше Порядка предоставление субсидий осуществляется на основе результатов отбора, который осуществляется в установленном соответствующим органом исполнительной власти Республики Карелия порядке.
Таковым органом согласно п. 7 Условий предоставления в 2014 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 20.02.2014 № 42-П, и п. 8 Условий предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия является Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления и стандарт предоставления государственной услуги.
Согласно ст. 13 поименованного закона разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу (ч. 1). Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 14).
Исходя из п. 2 Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Республики Карелия административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 15.02.2012 №50-П «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг», административные регламенты разрабатываются органами исполнительной власти, предоставляющими государственные услуги, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской федерации и Правительства Российской Федерации и с учетом решений правительственных координационных органов.
Положением о Министерстве сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № 209-П, на названное министерство возложены, в том числе, функции по проведению государственной политики в сфере агропромышленного комплекса Республики Карелия.
Изложенное позволяет заключить, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия в пределах предоставленных ему полномочий.
Проверяя обоснованность требований заявителя о противоречии оспоренных им положений нормативного правового акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Обязанность обозначить в Административном регламенте сроки административных процедур предусмотрена п. 1 упомянутого выше Порядка разработки и утверждения органами исполнительной власти Республики Карелия административных регламентов предоставления государственных услуг.
Согласно п. 11 Административного регламента срок предоставления государственной услуги составляет не более 30 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов в Министерстве.
Заявитель усматривает противоречие данной нормы положениям п. 9 Условий предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия.
Вместе с тем данный пункт предусматривает десятидневный срок рассмотрения поступивших в Министерство документов, необходимых для получения субсидии, а не срок оказания самой государственной услуги.
Так, п. 25 Административного регламента в предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления и прилагаемых документов на предоставление государственной услуги; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов на соответствие их требованиям настоящего регламента; принятие решения о заключении с заявителем соглашения о предоставлении государственной услуги или об отказе в заключении соглашения о предоставлении государственной услуги; направление заявителю уведомления о принятии решения по предоставлению государственной услуги или об отказе в предоставлении государственной услуги; заключение соглашения о предоставлении государственной услуги; прием и рассмотрение документов, подтверждающих целевое использование кредитных средств; предоставление государственной услуги.
При этом для каждой административной процедуры соответствующими положениями Административного регламента предусмотрены конкретные сроки (п. 15, 28, 30, 32), в то время как п. 11 Административного регламента устанавливает общий срок предоставления услуги, которая не ограничивается действиями по рассмотрению поступивших в Министерство документов, срок выполнения которых обозначен в п. 9 Условий предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия.
Не соглашается суд и с утверждением заявителя о противоречии абз. 8 п. 12 Административного регламента иным нормативным правовым актам в связи с отсутствием в нем указания на дату, по состоянию на которую подлежит установлению факт отсутствия недоимки у претендента на получение субсидии.
Такое условие как отсутствие недоимки по налогам и сборам в бюджет Республики Карелия действительно является необходимым для получения государственной услуги.
Однако согласно п. 2.2 Целей и условий предоставления субсидий субсидия на содействие развитию животноводства в малых формах хозяйствования предоставляется физическим лицам при условии отсутствия задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов по состоянию на дату обращения о предоставлении субсидии.
При этом такая формулировка п. 2.2 названного акта введена в действие постановлением Правительства Республики Карелия от 15.01.2015 №6-П «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 № 24-П» (т.е. после принятия оспариваемого акта).
Ранее же действовавшая редакция данного пункта в качестве такового условия рассматривала отсутствие недоимки по налогам, сборам в бюджет Республики Карелия, подтверждаемое информацией Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, предоставляемой по запросу главного распорядителя бюджетных средств.
Принимая во внимание, что п. 2.2 Целей и условий предоставления субсидий содержит дату, по состоянию на которую у претендента на получение субсидии должна отсутствовать недоимка, а иную дату абз. 8 п. 12 Административного регламента не предусматривает, самостоятельного правового регулирования оспариваемая норма не осуществляет.
Следовательно, неуказание в оспариваемом положении даты, по состоянию на которую у претендента должна отсутствовать недоимка, не влечет вывода о неопределенности правовой нормы, которая допускала бы различное толкование при правоприменении, и не требует признания этой нормы недействующей.
Данный вывод подтверждается и тем, что получение Министерством информации о задолженности по налогам и сборам в порядке межведомственного взаимодействия, не требующего участия претендентов, осуществляется по состоянию на дату обращения за получением субсидии.
Также необоснованным является требование заявителя о признании недействующим абз. «б» п. 14 Административного регламента.
Названным абзацем установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги физическим лицам, к которым относится заявление на предоставление субсидии по форме согласно приложению 5 и копия договора о представлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
По мнению заявителя, требование о предоставлении данных документов противоречит п. 12 Перечня документов, необходимых для получения субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 № 13-П (далее – Перечень документов, необходимых для получения субсидий из бюджета Республики Карелия).
Пунктом 12 названного Перечня для получения гражданином субсидии на содействие развитию животноводства в малых формах хозяйствования действительно предусмотрена необходимость представления двух документов: справки-расчета на получение субсидии и справки об эпизоотическом благополучии хозяйства.
Вместе с тем, как упоминалось ранее, в силу п. 1 Порядка предоставления субсидий, п. 7 Условий предоставления в 2014 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия и п. 8 Условий предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, предоставление субсидий осуществляется на основе результатов отбора, который осуществляется в установленном Министерством сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия порядке.
Порядок отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг - на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, утвержден приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 14.07.2014 № 239.
Для участия в отборе на предоставление субсидии обозначенный порядок предусматривает прием у претендента - физического лица заявления на получение субсидии и копии договора о представлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (п. 3, пп. «б» п. 4).
Действовавший до 19.08.2014 Порядок отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг - на предоставление субсидии из бюджета Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, утвержденный приказом Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия от 04.02.2011 № 26, содержал аналогичные требования к составу документации, подлежащей представлению претендентом.
Необходимость подачи соответствующего заявления претендентом объективно обусловлена тем, что предоставление субсидии носит заявительный характер, в связи с чем указанный документ является основанием для начала административных процедур по предоставлению государственной услуги.
Требование же о предоставлении копии договора о представлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства вызвано невозможностью получения данных сведений Министерством посредством межведомственного взаимодействия, поскольку отсутствие в ЕГРП соответствующей информации (например, в связи с заключением договора аренды земельного участка на срок менее года) и неактуальность базы данных органов местного самоуправления, в т.ч. похозяйственных книг, фактически делает невозможным проверку претендента на соответствие такому условию предоставления субсидии, как ведение личного подсобного хозяйства.
В этой связи Министерством на стадии процедуры отбора претендентов на получение субсидии в рамках имеющихся полномочий установлено требование о предоставлении указанных выше документов.
Соответственно, инкорпорация данной нормы в п. 14 Административного регламента не образует предмета самостоятельного правового регулирования. Какому-либо акту, имеющему большую юридическую силу, эта норма не противоречит, как и не влечет вывод о возложении на гражданина обязанности по представлению отсутствующих у него документов, поскольку не исключает при определенных условиях получение их в порядке межведомственного взаимодействия.
Что же касается перечня документов, на который ссылается заявитель, то он регламентирует иную административную процедуру – непосредственное предоставление государственной услуги (т. е. получение субсидии), которая следует после завершения процедур рассмотрения документов в рамках отбора претендентов и заключения соглашения.
По изложенным мотивам в удовлетворении заявленных требований в соответствии с ч.1 ст. 253 ГПК РФ следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 253 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Р.В.Соляников
Мотивированное решение изготовлено
в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ 23 марта 2014 г.