Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«26» декабря 2012 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Ситниковой С. Ю.
при секретаре Костышиной Л. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Беслангурова А.Н. о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Беслангуров А. Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что Решением Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного распоряжением Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, мотивировав отказ тем, что отсутствует регистрация по месту жительства на территории МО «Город Майкоп». Ранее Решением Комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ ему так же было отказано о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении помещения как сотруднику органов внутренних дел, в связи с регистрацией и сохранением права проживания в части домовладения, принадлежащем его матери. Считает данный отказ, незаконным по следующим основаниям. С 22.08.1998 года он является сотрудником органов внутренних дел, в настоящее время состоит в должности <данные изъяты>. Стаж службы в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет 14 лет 3 месяца 20 дней. С 01.04.2011 года он проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения, заключенного с ФИО1 В настоящее время указанный договор найма жилого помещения продлен до 01.02.2013 года. В период с 10.06.1998 года по 16.11.2012 года он был зарегистрирован в домовладении, расположенном: <адрес>, собственницей 3/7 долей которого является его мать, ФИО2, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Однако по указанному адресу он не проживал, поскольку за время службы в органах внутренних дел он в разные годы работал в различных отделах МВД России на территории РА, в частности, в отделах по Майкопскому району, по Кошехабльскому району, по Гиагинскому району, по Тахтамукайскому району. С 17.11.2012 года он зарегистрирован по месту фактического проживания по адресу: <адрес>.
Представитель истца, по доверенности Нубарян Н. Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп» будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причины неявки суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил.
При таких обстоятельствах в соответствии с ч. 4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 44 ФЗ от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Единовременная социальная выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения может быть предоставлена: сотруднику, имеющему стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении; один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Как установлено в судебном заседании Беслангуров А. Н. служит в органах внутренних дел с 22.08.1998 года (приказ МВД РА от ДД.ММ.ГГГГ №), что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ выданной помощником начальника управления – руководителем ГРЛС.
23.10.2012 года Беслангуров А. Н. обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с заявлением о признании его, как сотрудника органов внутренних дел, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Однако, решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп», утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в этом со ссылкой на то, что он зарегистрирован и сохраняет право проживания в части домовладения, принадлежащего его матери.
23.11.2012 года Беслангуров А. Н. повторно обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» с аналогичным заявлением, предоставив при этом подтверждение о том, что с 2000 года по настоящее время он не проживал в части домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащем его матери. И ему повторно решением комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп», утвержденного распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Город Майкоп».
Решение комиссии по жилищным вопросам является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания и условия принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ. В соответствии с положениями данной статьи право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Порядок принятия на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном фонде установлен ст. 52 ЖК РФ.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие и иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в РА осуществляется в соответствии с Законом РА от 20.01.2006 года № 400 "О порядке ведения органами местного самоуправления учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В соответствии с п. 2 ст. 3 указанного закона к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относятся граждане, обеспечение жилыми помещениями которых в соответствии с действующим законодательством относится к расходным обязательствам РФ либо полномочия по обеспечению жилыми помещениями которых за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством переданы Республики Адыгея – по основаниям, установленным ЖК РФ или федеральными законами.
Согласно ч. 4 Закона РА от 20.01.2006 года № 400 "О порядке ведения органами местного самоуправления учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по письменному заявлению гражданина на имя руководителя органа местного самоуправления, подаваемому в уполномоченный орган по учету по месту жительства, при наличии всех необходимых документов, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Закона.
В соответствии с п. 3, п. 5 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 2, 27, 71).
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2). Регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
Беслангуровым А. Н. были предоставлены документы, подтверждающие, что он имеет состав семьи из одного человека, является сотрудником органов внутренних дел, состоит в должности старшего следователя следственного отделения <данные изъяты> (справка № от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время зарегистрирован и фактически проживает в однокомнатной квартире <адрес>, на основании договора найма жилого помещения. В домовладении <адрес>, принадлежащем его матери не проживал с 2000 года, что подтверждается справкой, заверенной председателем ТОС № ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №. Объектов недвижимого имущества, зарегистрированных за ним на праве собственности не имеет, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Действий, направленных на преднамеренное ухудшение своих жилищных условий, не совершал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ в признании Беслангурова А. Н. нуждающимся в предоставлении жилья на основании пп.4 п.1 ст.56 ЖК РФ является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Беслангурова А.Н. о признании незаконным решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ № от отказе Беслангурову А.Н. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» поставить Беслангурова А.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как сотрудника органов внутренних дел, с даты его обращения, т.е. с 23 ноября 2012 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 28.12.2012 г.
Председательствующий - подпись Ситникова С. Ю.