Решение по делу № 8Г-18998/2020 [88-57/2021 - (88-17630/2020)] от 14.10.2020

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    № 88-57/2021 – (88-17630/2020)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                              21 января 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Лавник М.В.,

судей: Богдевич Н.В., Раужина Е.Н.,

с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-653/2020 (УИД ) по иску Комагорова В.Е. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств в связи с несчастным случаем на производстве

по кассационной жалобе представителя Комагорова В.Е.Гореева Р.А. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н., заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В., полагавшего, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Комагоров В.Е. обратился в суд с иском к ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о взыскании денежных средств в связи с несчастным случаем на производстве.

Исковые требования мотивированы тем, что с 30 сентября 1988 г. он работал горным рабочим очистного забоя 5 разряда в ООО «Шахта Котуй». 23 июля 1997 г. с ним произошел несчастный случай на производстве, в результате обрушения породы была травмирована <данные изъяты>, по указанному случаю составлен акт о несчастном случае. Работодателем по указанному несчастному случаю не было выплачено денежной компенсации. На сегодняшний день предприятие работодателя ликвидировано.

С учетом уточнений истец просил взыскать с ответчика компенсацию единовременной выплаты в размере 1 000 000 рублей, а также ежемесячные выплаты из расчета прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ за последние три года, предшествующих обращению в суд, в размере 345 744 рубля.

Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 5 февраля 2020 г. производство по делу в части исковых требований о взыскании компенсации возмещения вреда здоровью по ежемесячным выплатам, за три года, предшествующие подачи иска, в размере 345 744 рубля, прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г., в удовлетворении исковых требований Комагорову В.Е. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств в связи с несчастным случаем на производстве постановлено отказать.

Представителем Комагорова В.Е. – Гореевым Р.А. подана кассационная жалоба, в которой он просит указанные судебные постановления отменить, как незаконные Кассатор оспаривает заключение судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках данного гражданского дела, указывая, что медицинские документы в отношения истца не были в полной мере учтены, заключение данной экспертизы не дает четких ответов на поставленные вопросы. Заявитель полагает неправомерным отказ в удовлетворении ходатайства о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы.

На кассационную жалобу прокурором гражданско- судебного отдела прокуратуры республики Хакасия Сергеевой М.Д. поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «Шахта Котуй» было зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № 14 (Таймырский) Государственного учреждения — Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. 14 декабря 2010 г. ОАО «Шахта Котуй» прекратила деятельность в качестве юридического лица в связи с его ликвидацией на основании решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства

С 3 октября 1988 г. Комагоров В.Е. работал в ООО «Шахта Котуй» горнорабочим очистного забоя, осуществлял трудовую деятельность на горном участке II лова.

Согласно акту о несчастном случае на производстве от 28 июля 1997 г. Комагоров В.Е., 23 июля 1997 г. в 19 часов 50 минут при креплении призабойного пространства лавы № 11 стойками 7 СУГ-30 произошло обрушение породы, при этом у Комагорова В.Е. была травмирована <данные изъяты>.

Комагорову В.Е. установлен диагноз: «<данные изъяты>». После лечения 15 августа 1997 г.. истец приступил к прежней профессиональной деятельности.

30 июня 2009 г. Комагоров В.Е. был уволен в связи с ликвидацией организации. В последующем трудоустроился в ООО «СУЭК-Хакасия», где работал до 31 января 2016 г.

1 июня 2018 г. принят на работу проходчиком 5 разряда в ООО «УК «Межегейуголь», 17 февраля 2020 г. уволен по соглашению сторон. Истец является получателем страховой пенсии по старости с 2016 г.

После августа 1997 г. Комагоров В.Е. в медицинские учреждения в связи с указанной травмой не обращался.

С марта 2016 года Комагоров В.Е. периодически (март и август 2017 года, май и сентябрь 2019 года, январь 2020 года) обращался в ГБУЗ РХ «Абаканская городская клиническая поликлиника» с жалобами на боли в суставах кистей рук.

Согласно заключению хирурга от 22 января 2020 г. Комагорову В.Е. поставлен диагноз: <данные изъяты> (травма от 16 июля 1997 г.), ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению экспертов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №642 от 11 марта 2020 г. у Комагорова В.Е. не установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в связи с травмой, полученной 23 июля 1997 г., в профессии горного рабочего очистного забоя 5 разряда. Утраты профессиональной трудоспособности в связи с вышеуказанной травмой не имеется.

Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», разъяснениями, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» суд первой инстанции, установив, что степень утраты профессиональной трудоспособности Комагорова В.Е. в связи с травмой 23 июля 1997 г. не определена, пришел к вывод, что правовые основания для назначения и выплаты истцу единовременной страховой выплаты отсутствуют.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств, согласился с принятым по делу решением.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций соответствующими требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных определенных данным законом случаях, установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ).

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24

июля 1998 г. №125-ФЗ физические лица, выполняющие работу на основании

трудового договора, заключенного со страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (абзац 9 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ к обеспечению по страхованию отнесены как единовременные, так и ежемесячные страховые выплаты.

Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 125-ФЗ).

Суд первой инстанции, установив, что произошедший с Комагоровым В.Е. 23 июля 1997 г. несчастный случай на производстве не повлек утрату им профессиональной трудоспособности, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца единовременной страховой выплаты, предусмотренной пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда, правомерно указал, что совокупность приведенных выше норм права указывает на то, что основанием для обеспечения по обязательному социальному страхованию в виде единовременной страховой выплаты является повреждение здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекшее утрату им профессиональной трудоспособности. Установленные по делу обстоятельства – несчастный случай на производстве не повлек утрату Комагоровым В.Е. профессиональной трудоспособности, исключают возможность выплаты ему единовременной страховой выплаты.

Доводы кассационной жалобы о наличии противоречий в заключении очной судебной медико – социальной экспертизы №642 от 11 марта 2020 г., проведенной комиссией экспертов ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Хакасия» Минтруда России, неполноте проведенного исследования и ошибочности выводов экспертов, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку заключения судебной медико – социальной экспертизы, с целью установления иных обстоятельств дела, что к полномочиям кассационного суда общей юрисдикции не относится (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и соответственно не является основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.

Вопреки доводам кассационной жалобы, отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции оценил все представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, в том числе заключения комиссии экспертов, с отражением в судебном акте результатов оценки доказательств и приведением мотивов, по которым доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном отклонении судом ходатайства о назначении по делу повторной судебно-медицинской экспертизы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно суд, а не сторона по делу, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Удовлетворение ходатайства стороны, в соответствии со статьей 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является правом, а не обязанностью суда, в связи с чем, несогласие истца с результатами рассмотрения судом заявленного ходатайства, само по себе, применительно к обстоятельствам дела, не свидетельствует о нарушении судом норм гражданского процессуального законодательства.

Оценивая доводы кассационной жалобы представителя истца, необходимо учитывать, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.

Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые истец ссылаются в кассационной жалобе.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов суда об установленных по делу обстоятельствах.

Позиция нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.

Приведенные доводы основаны на ином применении стороной истца положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 8 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Комагорова В.Е.Гореева Р.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                               М.В. Лавник

Судьи                                            Н.В. Богдевич

                                                Е.Н. Раужин

    ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

8Г-18998/2020 [88-57/2021 - (88-17630/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермякова Марина Викторовна
Прокурор г. Абакана
Комагоров Василий Евгеньевич
Восьмой отдел (кассационный) (с дислокацией в г.Кемерово) апелляционно - кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Ответчики
Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Другие
Гореев Радик Александрович
Буйницкая Анна Сергеевна
Мальцева Светлана Владимировна
Крафт Наталья Александровна
Рыжкова Анюта Юрьевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Раужин Е.Н. - Судья ГР
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
10.12.2020Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее