Решение по делу № 33-2814/2024 от 19.08.2024

    Судья – Карманов К.А.                                                                    № 2-1882/2024

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-2814/2024

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        16 сентября 2024 года                                                                        г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.,

судей Истягиной Н.М., Козуб Е.В.,

при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онищенко Е. С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю о защите пенсионных прав, по апелляционной жалобе Онищенко Е. С. на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 27 июня 2024 года по гражданскому делу по иску.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Истягиной Н.М., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Онищенко Е.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, в котором просит:

- защитить и восстановить ее грубо нарушенные пенсионные права при установлении (назначении) ответчиком страховой пенсии по старости, включая право на страховую часть пенсии по старости по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ и нормам Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

- признать, что ответчиком нарушены пенсионные права и гарантии истца, имеющего особый статус нетрудоспособного лица на пенсионное обеспечение, предусмотренное нормами Соглашения государств СНГ о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 и Решений Экономического Суда СНГ по вопросам толкования нахванного соглашения на ранее заработанные первичные пенсионные права на территории СССР (РСФСР) до вступления в силу Соглашения СНГ, а также в дальнейшем на территории Российской Федерации;

- признать неправомерной оценку ОСФР по г.Севастополю ранее заработанных прав истца по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации;

- признать, что ответчиком нарушены гарантии истца на ранее заработанные первичные пенсионные права на территории СССР (РСФСР) и на территории Российской Федерации, а также неправомерно ухудшено ранее заработанные первичные пенсионные права на территории СССР (РСФСР) и Российской Федерации;

- признать неправомерным расчет ответчика отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период путем деления заниженной общей суммы среднемесячной заработной платы за 51 месяц на 60 месяцев и делении среднемесячной заработной платы по стране за тоже период на 51 месяц;

- признать неправомерным расчет отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период – 0,836;

- признать неправомерным не применение ответчиком среднемесячного заработка в сумме 302,13 руб., рассчитанного истцу при первоначальном установлении ей пенсии по инвалидности в городе Магадане СССР (РСФСР) данные о котором уже имеется в материалах пенсионного (выплатного) истца, рассчитанным за периоды работы истца продолжительностью 12 месяцев с учетом среднемесячной заработной платы по стране за тот период путем деления ее на те же 12 месяцев при установлении и расчете истцу страховой части пенсии по старости по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ;

- признать за ответчиком неправомерное исчисление истцу расчетного размера трудовой пенсии при исчислении страховой части пенсии по старости;

- признать неправомерное исчисление ответчиком истцу величины расчетного пенсионного капитала в сумме 107 613,72 руб. при исчислении страховой пенсии по старости;

- признать неправомерным не исчисление ОСФР по г.Севастополю и Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации истцу суммы расчетного пенсионного капитала при исчислении страховой части пенсии по старости;

- признать неправомерное исчисление ответчиком истцу величины индивидуального пенсионного коэффициента 58,295 при исчислении страховой части пенсии по старости;

- признать неправомерный исчисление ответчиком истцу части страховой пенсии по старости в сумме 6 255,55 руб. ежемесячно в размере стразовой пенсии по старости в сумме 19 387,17 руб. ежемесячно за период с 01.01.2022 по 31.05.2022, включая общую сумму страховой пенсии по старости в сумме 96 935 руб. 85 коп.;

- признать неправомерное исчисление ответчиком истцу страховой части страховой пенсии по старости в сумме 6 884,64 руб. ежемесячно в размере страховой пенсии по старости в сумме 21 326,12 руб. ежемесячно за период с 01.06.2022 по 31.12.2022, включая общую сумму страховой пенсии по старости в сумме 149 282 руб. 84 коп.;

- признать неправомерное исчисление ответчиком истцу части страховой пенсии по старости в сумме 7 215,17 руб. ежемесячно в размере страховой пенсии по старости в сумме 22 349,83 руб. ежемесячно за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, включая общую сумму страховой пенсии по старости в сумме 268 197,96 руб.;

- признать неправомерное исчисление ответчиком истцу страховой части страховой пенсии по старости в сумме 7 756,15 руб. ежемесячно в размере страховой пенсии по старости в сумме 24 025,91 руб. ежемесячно за период с 01.01.2024 по 31.04.2024 и до принятия судом решения, включая общую сумму страховой пенсии по старости в сумме 96 103,64 руб.;

- признать неправомерное недо начисление ответчиком истцу страховой пенсии по старости за период с 01.01.2022 по 31.05.2022 в сумме 41 241,25 руб., за период с 01.06.2022 по 31.12.2022 в сумме 104 744,06 руб., за период с 01.01.2023 по 31.12.2023 в сумме 114 091,80 руб., за период с 01.01.2024 по 31.04.2024 в сумме 40 884,84 руб. и до принятия судом решения;

- обязать ответчика произвести перерасчет недоначисленной страховой пенсии по старости в сумме 259 723,70 руб.;

- взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную страховую пенсию по старости в сумме 259 723,70 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости, начисленной по п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ. При расчете размера пенсии ответчиком были допущены грубые нарушения, в частности не учтено, что истцу назначена пенсия по инвалидности в <адрес> в 1990 году в соответствии с законодательством СССР, затем истец переехала в <адрес>, однако после возвращения на территорию Российской Федерации своих пенсионных прав не утратила, что не было учтено ответчиком при назначении пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное, по мнению истца, привело к неверному исчислению ответчиком размера страховой пенсии по старости и, как следствие, к нарушению пенсионных прав истца.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 27 июня 2024 года исковое заявление Онищенко Е.С. о защите пенсионных прав оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, Онищенко Е.С. подала апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.

В обоснование поданной апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что решение является незаконным и необоснованным, принятым не полностью по существу заявленных исковых требований с явными нарушениями норм процессуального и материального права. По мнению апеллянта, суд фактически не применил закон, подлежащий применению и применил закон, не подлежащий применению. Принимая решение суд фактически не признал нарушения ОСФР по г.Севастополю ранее заработанных пенсионных прав истца и гарантий как лицу с особым статусом нетрудоспособного лица, являющегося уже пенсионером на справедливое пенсионное обеспечение, гарантированное Соглашением государств СНГ о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и Решениями Экономического Суда Содружества Независимых Государств по вопросам толкования Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года на ранее заработанные ею пенсионные права на территории РСФСР в городе Магадане в 1990 году.

Полагает, что суд фактически не принял решение по требованиям истца о признании неправомерной оценки Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю ранее заработанных прав истца по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации, о признании за Отделением нарушение гарантий истца на ранее заработанные первичные пенсионные права на территории СССР и на территории Российской Федерации, а также в неправомерном ухудшении ранее заработанных прав на территории СССР (РСФСР) и РФ, о признании неправомерным расчета среднемесячного заработка при установлении страховой части пенсии по старости, о признании неправомерным расчета по отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период путем деления заниженной общей суммы среднемесячной заработной платы за 51 месяц на 60 месяцев и делении среднемесячной заработной платы по стране за тот же период на 51 месяц и о признании неправомерным не применение ответчиком среднемесячного заработка в сумме 302 рубля 13 коп., рассчитанного при первоначальном установлении истцу пенсии по инвалидности в городе Магадан РСФСР.

С 25.01.1990 года, и в дальнейшем по 01.03.2000 истец являлась получателем пенсии по инвалидности по закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» до вступления в силу федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ, поэтому, по мнению истца, ответчик обязан был произвести перерасчет страховой пенсии по старости по материалам пенсионного дела, устанавливая страховую часть пенсии по старости по п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», не снижая общий трудовой стаж истца в календарном порядке, снижая отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за тот же период путем незаконного деления заниженной общей суммы среднемесячной заработной платы за 51 месяц на 60 месяцев и незаконного деления среднемесячной заработной платы по стране за тот же период на 51 месяц, снижая пенсионный капитал, включая расчетный размер трудовой пенсии и страховую часть пенсии по старости.

Полагает, что периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат при установлении ответчиком страховой пенсии по старости по п.3 статьи 30 федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ и, что ответчик неправомерно не применил среднемесячный заработок в сумме 302 рубля 13 коп., рассчитанного при первоначальном установлении истцу пенсии про инвалидности в городе Магадане СССР (РСФСР), данные о котором уже имеются в материалах пенсионного дела, рассчитанным за периоды работы продолжительностью 12 месяцев с учетом среднемесячной заработной платы по стране за тот период путем деления ее на те же 12 месяцев и примененный к истцу в дальнейшем за те же 12 месяцев при установлении с перерасчетами пенсии по инвалидности, ОСФР по г.Севастополю могло не истребовать данные о заработной плате в городе Николаевске на Амуре, а использовать материалы пенсионного дела, где среднемесячный заработок в 302 рубля 13 копеек уже первоначально подсчитан при установлении пенсии по инвалидности в 1990 году в городе Магадане.

Полагает, что суд не принял решение по исковым требованиям о признании неправомерным расчета ответчиком об исчислении величины расчетного пенсионного капитала в сумме 107 613,72 руб. при исчислении страховой части пенсии по старости. Приводя в апелляционной жалобе расчет, апеллянт полагает, что ответчиком неправомерно занижен расчет соотношения заработков. Не соглашается апеллянт также с произведенным ответчиком расчетом величины ИПК.

Представитель Отделения фонда Пенсионного и Социального страхования в Российской Федерации по г.Севастополю Лебедев М.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Истец Онищенко Е.С., извещенная надлежащим образом о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась. Согласно поступившему ДД.ММ.ГГГГ заявлению, просила дело рассмотреть в ее отсутствие по доводам апелляционной жалобы.

Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов выплатного дела, 09.09.2021 года истец обратилась в территориальный орган ПФР по г. Севастополю с заявлениями о назначении страховой пенсии по старости и ежемесячной денежной выплаты инвалиду 2 группы.

По представленной Онищенко Е.С. трудовой книжке и диплому пенсионным органом принято решение о назначении заявителю страховой пенсии по старости с учетом п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ с 01.01.2022 в размере 15 517,54 руб., общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2002 составил 31 год 1 месяц 17 дней.

После получения ответчиком пенсионного дела истца из органов Пенсионного фонда Украины г. Киева, учитывая, что истцу по прежнему месту жительства выплата пенсии была прекращена, пенсионным органом принято решение об установлении Онищенко Е.С. страховой пенсии по старости с 01.02.2021 (не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации).

По представленным документам общий трудовой стаж Онищенко Е.С. с учетом кратного исчисления стажа за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по состоянию на 01.01.2022 составил 32 года 8 месяцев 17 дней, на 01.01.1991 – 32 года 8 месяцев 17 дней.

Ответчиком произведена оценка пенсионных прав истца путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по наиболее выгодному варианту – по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ исходя из вышеуказанного стажа, стажевого коэффициента – 67%, осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.03.1986 по 29.02.1988 – 225,99 руб., расчетный размер пенсии с учетом надбавок составил 660 руб., ожидаемый период выплаты – 228, валоризация величины расчетного пенсионного капитала осуществлена с учетом стажа 32 года, приобретенного до 01.01.1991, ИПК за период до 01.01.2015 составил 26,121. Также истцу, как лицу, достигшему возраста 80 лет в соответствии ч. 1 ст. 17 Закона №400-ФЗ установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100% суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Закона №400-ФЗ с учетом индексации.

После получение пенсионного дела истца из г. Киева и документов, подтверждающих периоды работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионным органом произведен беззаявительный перерасчет пенсии с 01.01.2022 по наиболее выгодному варианту – по п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, исходя из стажа 31 год 2 месяца 22 дня, стажевого коэффициента – 66%, фактического отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 01.11.1983 по 31.03.1988 к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период – 0,836 (при максимальном отношении – 1,2), ожидаемый период выплаты – 228.

Оспаривая расчет ответчика, Онищенко Е.С. ссылается на неправомерную оценку ОСФР по г. Севастополю ранее заработанных прав истца по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации, а также на неверное определение ответчиком отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 39 Конституции РФ, Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласился с произведенным ответчиком расчетом страховой пенсии по старости, произведенным с учетом представленных в материалы пенсионного дела документов, подтверждающих продолжительность стажа, размеры заработных плат истца, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г.Севастополю.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ, Федеральный закон "О страховых пенсиях").

Правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц до 1 января 2015 г. были закреплены в п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (не применяется с 01.01.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), согласно которому при установлении трудовой пенсии оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществлялась путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан, прибывших на территорию Российской Федерации из бывших республик СССР, урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств от 13.03.1992 года, в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 года, назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

В силу положений ст. 7 данного Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Онищенко Е.С., обращаясь с настоящим иском, а также указывая в качестве доводов апелляционной жалобы, заявляет о нарушении ответчиком ее пенсионных прав, ссылаясь на то, что пенсионным органом необоснованно не учтено, что право на пенсию у истца возникло в период СССР, а следовательно при смене места жительства в пределах государств СНГ, в данном случае из г.Магадан (СССР) на территорию Украины в г.Киев, а затем на территорию Российской Федерации в г.Севастополь, пенсионное право истца сохраняется. При этом ответчик при назначении истцу пенсии по старости в отсутствие на то оснований не применил положения Соглашения государств СНГ о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года и Решений Экономического Суда СНГ о сохранении пенсионного статуса истца при переезде, а произвел назначение пенсии по п. 3 ст. 30 Закона №400-ФЗ.

Вместе с тем, изложенные доводы противоречат вышеприведенным положениям закона, согласно которым, размер пенсии прибывших на постоянное проживание в РФ граждан из государств-участников Соглашения пересматривается в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерством социальной защиты РФ в письме от 31.01.1994 года № 1-369-18 даны разъяснения, в соответствии с которыми при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Судом установлено и следует из материалов дела, 13.08.2021 года Онищенко Е.С. выдан вид на жительство иностранного гражданина на территории Российской Федерации, в котором проставлена отметка о регистрации в г.Севастополе с 20.08.2021 года. До 16.12.2020 года истец проживала на территории Украины в г.Киеве, о чем указала в заявлении о назначении пенсии от 09.11.2021 года.

09.09.2021 года истец обратилась в территориальный орган ПФР по г.Севастополю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и назначении ежемесячной денежной выплаты инвалиду 2 группы.

По представленной истцом трудовой книжке и диплому пенсионным органом принято решение о назначении заявителю страховой пенсии по старости с учетом п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ с 01.01.2021 года в размере 15 517,54 руб., общий трудовой стаж по состоянию на 01.01.2022 года составил 31 год 1 месяц 17 дней.

После получения ответчиком пенсионного дела истца из органов Пенсионного фонда Украины, учитывая, что истцу по прежнему месту жительства выплата пенсии была прекращена, пенсионным органом принято решение об установлении Онищенко Е.С. страховой пенсии по старости с 01.02.2021 года (не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации).

По представленным документам общий трудовой стаж истца с учетом кратного исчисления стажа за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям по состоянию на 01.01.2002 года составил 32 года 8 месяцев 17 дней, на 01.01.1991 года – 32 года 8 месяцев 17 дней.

Ответчиком произведена оценка пенсионных прав истца путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по наиболее выгодному варианту – по п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ исходя из вышеуказанного стажа, стажевого коэффициента – 67%, осовремененного среднемесячного заработка за период с 01.03.1986 года по 29.02.1988 года– 225,99 руб., расчетный размер пенсии с учетом надбавок составил 660 руб., ожидаемый период выплаты – 228, валоризация величины расчетного пенсионного капитала осуществлена с учетом стажа 32 года, приобретенного до 01.01.1991 года, ИПК за период до 01.01.2015 года составил 26,121. Также истцу, как лицу, достигшему возраста 80 лет в соответствии ч.1 ст.17 Закона №400-ФЗ установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100% суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Закона №400-ФЗ с учетом индексации.

После получение пенсионного дела истца из органов Пенсионного фонда Украины и документов, подтверждающих периоды работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионным органом произведен беззаявительный перерасчет пенсии с 01.01.2022 года по наиболее выгодному варианту – по п.3 ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ, исходя из стажа 31 год 2 месяца 22 дня, стажевого коэффициента – 66%, фактического отношения среднемесячной заработной платы истца за период с 01.11.1983 года по 31.03.1988 года к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период – 0,836 (при максимальном отношении – 1,2), ожидаемый период выплаты – 228.

Оспаривая расчет ответчика, Онищенко Е.С. ссылается на неправомерную оценку ОСФР по г.Севастополю ранее заработанных прав истца по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации, а также на неверное определение ответчиком отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате.

Статьей 30 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при определении размера трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В связи с изменением порядка исчисления трудовых пенсий, в том числе по старости, с даты вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. с 1 января 2002 г., законодатель в статье 30 данного Федерального закона установил для застрахованных лиц преобразование их пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, составным элементом которой является исчисляемый в установленном порядке расчетный размер трудовой пенсии. Для лиц, пенсия которым была назначена до указанной даты, перерасчет размеров трудовых пенсий, установленных по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", может осуществляться по правилам, предусмотренным пунктами 3, 4 и 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в пункте 2 данной статьи закреплено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г., что позволяет указанным лицам выбрать наиболее благоприятный вариант исчисления размера пенсии и не препятствует реализации приобретенных пенсионных прав.

На основании пункта 9 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона (пункт 10 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях).

Как разъяснено в подпункте 7 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав гражданам на трудовые пенсии", право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 г. у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях").

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года в силу ст. 30 Закона № 173-ФЗ производится путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (РПК), из которого определяется размер страховой части пенсии. Для определения расчетного размера пенсии учитывается стаж и заработок до 01.01.2002 года, максимальное отношение заработных плат учитывается не свыше 1,2.

Согласно статье 14 Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается пенсия, и согласно статье 29.1 указанного Закона состоит из: части расчетного пенсионного капитала, исчисленного по нормам ст. 30 в зависимости от продолжительности трудового стажа и среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы, либо за любые 60 месяцев работы подряд из всей трудовой деятельности по 01.01.2002 года, включительно. Предельное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в стране за соответствующий период, которое может быть учтено при определении размера пенсии, составляет 1,2. Коэффициент по стажу для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; суммы валоризации, в результате которой расчетный пенсионный капитал, исчисленный по нормам статьи 30, повышается на 10% за стаж до 2002 года и плюс дополнительно по 1% за каждый полный год трудового стажа до 01.01.2002 года; суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 года.

Стажевой коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20. Если застрахованное лицо по состоянию на 01.01.2002 года имеет неполный трудовой стаж (менее 20 лет), то величина расчетного пенсионного капитала при неполном трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном трудовом стаже, которая делится на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 400-ФЗ следует, что размер страховой пенсии по старости представляет собой произведение индивидуального пенсионного коэффициента и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года определяется в соответствии с части 10 статьи 15 Закона № 400-ФЗ и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 года по нормам Закона № 173-ФЗ), к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 года, равного 64 рублям 10 копейкам.

Величина ИПК за периоды, имевшие место с 01.01.2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии с нормами ст. 30 Закона № 173-ФЗ при исчислении расчетного размера пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Порядок исчисления среднемесячного заработка, установленный ранее действующим законодательством, может применяться лишь в части, не противоречащей Закону № 173-ФЗ.

В соответствии с п. 10 «Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», утвержденных распоряжением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» (далее — Рекомендации -р), исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств-республик бывшего СССР и осуществлявшим до ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно положениям п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации определяется путем деления среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд до ДД.ММ.ГГГГ года(ЗР) на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период (ЗП).

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации устанавливается Правительством РФ.

Из материалов пенсионного дела усматривается, что заработная плата истца за периоды работы общая сумма заработной платы за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 51 месяц) составляет 10234,05 руб. (за исключением сумм заработной платы за июль 1987 года и за март 1988 года, поскольку в справках о заработной плате, имеющихся в материалах пенсионного дела, не указаны сведения о невключении в состав заработка единовременных выплат, на которые не начисляются страховые взносы (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта) и т. д.)).

Как верно установил суд первой инстанции, среднемесячный заработок истца за фактически проработанные месяцы (ЗР) составил: 10234,05 руб. (сумма заработной платы истца за вышеуказанные периоды) / 60 месяцев = 170,57 руб.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (ЗП) составила: 10410,50 руб. (сумма заработной платы в РФ за периоды с ноября 1983 года по декабрь 1985 года, с февраля 1986 года по июль 1987 года, с сентября 1987 года по март 1988 года) / 51 месяц = 204,13 руб.

Таким образом, отношение заработков (ЗР/ЗП) определено как 170,57 руб./204,13 руб. = 0,836.

Судебная коллегия, проверив представленный в решении расчет, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что размер пенсии истца произведен правильно исходя из величины заработной платы, продолжительности трудового стажа и в полном соответствии с положениями пенсионного законодательства. Доказательств обратного апеллянтом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено. При этом суд апелляционной инстанции исходит из того, что доводы апеллянта о том, что расчет размера пенсии был произведен неверно – в заниженном размере, не нашли своего объективного подтверждения, в ходе рассмотрения дела истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных требований о нарушении ее пенсионных прав при установлении (назначении) ОСФР по <адрес> страховой пенсии по старости по п. 3 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ.

Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушение пенсионных прав истца, в том числе в определении размера назначенной страховой пенсии, выводы суда первой инстанции о том, что не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика недоначисленной страховой пенсии по старости за разные периоды времени в заявленном истцом размере, являются верными. Материалами пенсионного дела подтверждается, что страховая пенсия по старости была назначена истцу в соответствии с положениями действующего законодательства, пенсионным органом неоднократно производился перерасчет страховой пенсии истца, и с учетом произведенных ответчиком перерасчетов, недополученная часть пенсии была выплачена истцу в полном объеме.

С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о недоказанности нарушений прав истца в части неверного расчета страховой пенсии по старости и, как следствие, отсутствия оснований для перерасчета получаемой истцом пенсии.

    Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для иной правовой оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

    Каких-либо процессуальных нарушений, которые привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.

Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 27 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Онищенко Е. С. без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 24 сентября 2024 года.

Председательствующий:                                          Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                         Н.М. Истягина

                                                                                     Е.В. Козуб

33-2814/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Онищенко Елена Сергеевна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по г. Севастополю
Другие
Онищенко Алексей Альбертович
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
19.08.2024Передача дела судье
16.09.2024Судебное заседание
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024Передано в экспедицию
16.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее