Дело № 33а-2582/2019 Докладчик Семёнов А.В.
УИД №33RS0013-01-2018-000730-16 Судья Агашина М.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Шишкина С.К.
судей Семёнова А.В. и Кирюшиной О.А.
при секретаре Ратниковой М.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе Парфенова В. М. на решение Меленковского районного суда Владимирской области от 21 марта 2019 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Парфенова В.М. к администрации муниципального образования Меленковский район о признании незаконным постановления и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Парфенов В.М. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Меленковский район о признании незаконным п.2 постановления администрации муниципального образования Меленковский район от 31.10.2017 г. № 2673 в части установления срока отселения и сноса многоквартирного дома до 31.12.2022г., просил установить срок сноса дома не позднее 01.09.2019г.
В обоснование требований указал, что является собственником **** в ****. В квартире зарегистрированы по месту жительства он, его жена Парфенова Е.Н., сын Парфенов А.В., бывшая сноха Парфенова О.В. и внук ФИО1 В ходе экспертного исследования в 2013 году установлено, что квартира находится в аварийном техническом состоянии и непригодна для проживания. Заключением межведомственной комиссии от 31.10.2017 г. дом признан аварийным и подлежащим сносу. Указанное заключение комиссии утверждено обжалуемым постановлением администрации МО Меленковский район. Пунктом 2. указанного постановления установлен предельный срок отселения и сноса дома 31.12.2022г., что, по мнению административного истца, является неразумным с учетом технического состояния дома, представляет непосредственную опасность для жильцов, нарушает его права, предусмотренные ч.10 ст.32 ЖК РФ.
Представитель административного истца Хрипачева А.А. требования поддержала, суду пояснила, что в указанной части обжалуемое постановление препятствует Парфенову В.М. реализовать право на получение жилья или соответствующей денежной компенсации в разумные сроки. Парфенову В.М. было отказано в признании малоимущим, другого жилья он не имеет, является инвалидом первой группы, не может обеспечить себя жильем самостоятельно. Просила также восстановить срок на обжалование постановления, поскольку административный истец является инвалидом, при этом принимал меры для восстановления в очереди на обеспечение жильем по линии МВД, полагая указанные обстоятельства уважительной причиной пропуска срока.
Представитель административного ответчика исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, применить последствия пропуска срока на обращение в суд. По существу требований пояснила, что 31.12.2022г. является предельной датой отселения, что не препятствует собственникам выполнить обязанности по сносу дома в любое время. В настоящее время дом включен в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2018-2022гг.».
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования Илькинское оставила разрешение спора на усмотрение суда. Пояснила, что в соответствии с областной адресной программой срок отселения квартиры Парфенова В.М. предусмотрен в 2019 году, а соседней квартиры в 2020году.
Заинтересованное лицо Солонин А.А. требования поддержал, пояснил, что принадлежащая ему квартира в данном доме не пригодна для проживания, в связи с чем он из нее выехал.
Заинтересованное лицо Парфенова Е.Н. требования поддержала, просила их удовлетворить.
Заинтересованные лица Парфенов А.В. и Парфенова О.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие и удовлетворить заявленные требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить его требования. Полагает, что судом не дано должной оценки тому, что дом еще в 2013 году был признан непригодным для проживания, что административный истец страдает тяжелым заболеванием. Полагает тот факт, что его квартира в соответствии с областной адресной программой подлежит расселению в 2019 году, подтверждает неразумность установленных постановлением администрации сроков отселения и сноса дома.
Административным ответчиком администрацией МО Меленковский район представлены письменные возражения на апелляционную жалобу. При этом суду апелляционной инстанции представлены документы, подтверждающие реализацию Парфеновым В.М. его права на выкуп его квартиры в рамках областной адресной программы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие извещенных надлежащим образом административного истца Парфенова В.М., заинтересованных лиц администрации муниципального образования Илькинское, Солонина А.А., Парфеновой Е.Н., Парфенова А.В. и Парфеновой О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, выслушав представителя административного ответчика Макаровой С.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.
Таких оснований судебная коллегия не усматривает в виду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии от 31.10.2017 №22 многоквартирный ****, по адресу ****, в котором Парфенову В.М. на праве собственности принадлежит жилое помещение - ****, признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Постановлением администрации Меленковского района от 31.10.2017 г. №2673 определены сроки отселения и сноса дома до 31.12.2022 г.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Правительством Российской Федерации установлен порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, который осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и в рамках Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года (далее - Положение).
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 Положения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ соответствующий орган местного самоуправления на основании полученного заключения комиссии принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
При этом само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Установлено, что в соответствии с указанными правовыми нормами администрацией Меленковского района собственникам жилых помещений в указанном признанном аварийным доме направлено соответствующее уведомление о сносе дома и выселении из него до 31.12.2022г. Предложено обратиться в жилищную комиссию для решения вопроса об обеспечении жильем.
С учетом фактических обстоятельств дела данный срок не может быть признан неразумным или произвольным, поскольку указанные мероприятия требуют времени на изыскание соответствующих средств на работы по сносу, решение вопроса об изъятии земельного участка и жилых помещений у собственников, предоставление других жилых помещений в случаях, предусмотренных законом. При этом данный срок определен с учетом срока действия областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2018-2022гг.», в рамках которой административный истец реализовал свои жилищные права, связанные с признанием его дома аварийным.
Судебная коллегия также полагает ошибочным довод административного истца, что указанное постановление ставит под угрозу его жизнь и здоровье.
Само по себе принятие решения о сроках отселения и сноса многоквартирного жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным, не препятствует обеспечению жилым помещением лиц, проживающих в помещении, угрожающем их жизни и здоровью.
Вместе с тем реализация указанного права осуществляется в заявительном порядке. Однако, как установлено судом, права на постановку на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения Парфенов В.М. не имеет, поскольку в признании его малоимущим отказано, при этом с заявлением о предоставлении жилья из маневренного фонда Парфенов В.М. не обращался.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Меленковского районного суда Владимирской области от 21 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Парфенова В. М. – без удовлетворения.
Председательствующий: С.К. Шишкин
Судьи: А.В. Семёнов
О.А. Кирюшина