Дело № 2-4360/2023
УИД RS0002-01-2023-003689-63
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Спицыной О.А.
при секретаре судебного заседания Розове А.М.,
при участии представителя истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Коновалова А.С., ответчиков Бедрицкого В.Г., Усковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Бедрицкому Владимиру Григорьевичу, Бедрицкой Любови Ивановне, Варанкиной Любови Александровне, Козиной Александре Александровне, Лобановой Оксане Витальевне, Никериной Галине Александровне, Новиковой Дарье Олеговне, Полянскому Владимиру Валерьевичу, Усковой Елене Григорьевне о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к указанным выше ответчикам, в котором просит обязать их выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Колодезниковых, XIXв.: Флигель 1880-е г.г.», расположенного по адресу: <данные изъяты>. Требования истец мотивирует тем, что данный объект поставлен под государственную охрану в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Согласно данным Федеральной информационной адресной системы объекту присвоен адрес: <данные изъяты> В отношении Объекта утвержден паспорт объекта культурного наследия, учетная карточка объекта культурного наследия. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 № 18332-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов карточка объекта культурного наследия. Приказом Министерства культуры Российской с присвоением ему регистрационного номера <данные изъяты> Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости объект находится на праве общей долевой собственности у физических лиц: Бедрицкого Владимира Григорьевича (<данные изъяты>), Бедрицкой Любови Ивановне (<данные изъяты> Варанкиной Любови Александровне (<данные изъяты> Козиной Александре Александровне (<данные изъяты> Лобановой Оксане Витальевне (<данные изъяты> Новиковой Дарье Олеговне (<данные изъяты>), Никериной Галине Александровне (<данные изъяты> Полянскому Владимиру Валерьевичу (<данные изъяты>), Усковой Елене Григорьевне (<данные изъяты> В 2007 году между Департаментом культурного наследия, культуры и туризма Костромской области и собственником квартиры № <данные изъяты>.) заключен охранный договор (обязательство) № 1552 от 09.04.2007. На основании поступившего в адрес инспекции обращения гражданина, Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проведен осмотр и фотофиксация объекта, составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 12.07.2023 за № 344-04, в соответствии с которым установлены дефекты объекта, необходимы меры по принятию мер по его сохранению.
Со ссылкой на нормы Гражданского кодекса РФ, ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области просит обязать ответчиков провести работы по сохранению вышеуказанного объекта (участие каждого собственника соразмерно занимаемой доли в праве), а именно, организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, по результатам обследования проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной государственным органом по охране объектов культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, выполнить установку информационных надписей и обозначений на объекте в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В качестве 3-х лиц привлечено ООО УК «Комфортные условия».
В судебном заседании представитель истца Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области Коновалов А.С. иск поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Ответчики Бедрицкий В.Г., Ускова Е.Г. в судебном заседании иск не признали, ссылались на нахождение дома в управлении управляющей компании, долга по оплате взносов на капитальный ремонт и по строке «содержание» собственники не имеют; общее собрание по указанным вопросам провести собственникам затруднительно в связи с тем, что объект состоит из трех отдельно стоящих домов.
Остальные ответчики в судебное заседание не явились, извещены по адресу регистрации, судебные извещения возвращены в адрес суда по истечении срока хранения.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
В силу положений ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением. Уклонение ответчика от получения заказных писем свидетельствует о злоупотреблении правами.
Поскольку судебное извещение не вручено ответчику и возвращено в адрес суда без вручения по истечении срока хранения, и правила доставки почтовой судебной корреспонденции соблюдены, суд считает его извещенным надлежащим образом и считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Представитель ООО УК «Комфортные условия» извещен, в суд не явился, ходатайств не направил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (часть 2).
Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3).
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон N 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 4 названного Федерального закона N 73-ФЗ под объектами культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
Одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (абзац второй части 5 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ).
В статье 4 названного Федерального закона федеральный законодатель выделил категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, в число которых входят объекты культурного наследия регионального значения, то есть объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других ли. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (статья 209 ГК РФ).
В силу положений ст. 47.3 указанного ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Под сохранением объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона № 73-ФЗ понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
Согласно пунктов 1, 5, 6 ст. 45 указанного Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 45 Закона выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (статья 47.2 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 48 ФЗ № 73-ФЗ в случае, если не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 56.1 Федерального закона № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Также ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ возлагает обязанность на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия по установке информационных надписей и обозначений.
Требования к содержанию и проекту установки информационных надписей и обозначений предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1178 «Об утверждении Правил установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка».
На основании ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно пункту 61 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 № 206 «Об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области» заявитель представляет в судах всех уровней государственные интересы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что жилой дом (объект) «Усадьба Колодезниковых, XIXв.: Флигель 1880-е г.г.», расположенный по адресу: <данные изъяты> является объектом культурного наследия регионального значения.
Объект поставлен под государственную охрану в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры».
Согласно данным Федеральной информационной адресной системы объекту присвоен адрес: <данные изъяты>
В отношении Объекта утвержден паспорт объекта культурного наследия, учетная карточка объекта культурного наследия.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 № 18332-р объект зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов карточка объекта культурного наследия. Приказом Министерства культуры Российской с присвоением ему регистрационного номера 441410313000035.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости, Объект находится на праве общей долевой собственности у физических лиц:
Бедрицкого Владимира Григорьевича (<данные изъяты>
Бедрицкой Любови Ивановне (<данные изъяты>,
Варанкиной Любови Александровне (<данные изъяты>
Козиной Александре Александровне (<данные изъяты>
Лобановой Оксане Витальевне (<данные изъяты>
Новиковой Дарье Олеговне (<данные изъяты>
Никериной Галине Александровне (<данные изъяты>
Полянскому Владимиру Валерьевичу <данные изъяты>
Усковой Елене Григорьевне (<данные изъяты>
Дом находится в управлении ООО «Комфортные условия».
В 2007 году между Департаментом культурного наследия, культуры и туризма Костромской области и собственником квартиры № <данные изъяты> заключен охранный договор (обязательство) № 1552 от 09.04.2007.
В охранном обязательстве содержится обязанность собственника выполнить проект восстановления здания, согласовать его в установленном порядке (долевое участие); принимать долевое участие в своевременном проведении текущего и капитального ремонта памятника с обязательным согласованием всех работ с Госорганом.
На основании поступившего в адрес инспекции обращения гражданина, Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области проведен осмотр и фотофиксация объекта, составлен акт технического состояния объекта культурного наследия от 12.07.2023 за № 344-04, в соответствии с которым установлены дефекты объекта, необходимы меры по принятию мер по его сохранению.
Согласно акту, состояние объекта удовлетворительное; работы по сохранению объекта в установленном порядке не проводились, осмотр объекта не осуществлялся, информация о наличии информационных надписях и обозначениях не установлена. Установлено, что фундамент имеет трещины со стороны фасада, цоколь имеет трещины, отмостка со стороны дворовых фасадов отсутствует, на стенах имеются нарушения целостности кладки, сколы, трещины, имеется деформация фальцевого покрытия на свесах, нарушено сцепление между листами. К акту приложена фототаблица.
Судом установлено, что проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в Инспекцию на согласование не представлялась, Инспекцией не согласовывалась, мероприятий по сохранению объекта культурного наследия собственниками объекта не организовано. Информационные надписи и обозначения, предусмотренные действующим законодательством, на объекте отсутствуют. То есть, обязательные требования п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственниками не соблюдены.
Выполнение указанных в иске работ (мероприятий) работ подразумевает долевое участие правообладателей объекта.
Таким образом, установлено, что объект культурного наследия «Усадьба Колодезниковых, XIXв.: Флигель 1880-е г.г.», расположенный по адресу: <данные изъяты> требует безотлагательного принятия мер по его сохранению, объект представляет архитектурную, историческую, художественную и градостроительную ценность.
Как указано выше, в силу положений ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственники спорного объекта обязаны провести работы по сохранению объекта культурного наследия.
Уклонение от проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является неисполнением обязательств перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его полной утрате.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, заявленные к собственникам о проведении работ (мероприятий) по сохранению объекта культурного наследия обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд полагает возможным установить ответчикам для выполнения возложенной судом обязанности следующие сроки с момента вступления решения суда в законную силу:
- в течение 12 (двенадцати) месяцев организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, по результатам обследования проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия,
- в течение 24 (двадцати четырех) месяцев организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной государственным органом по охране объектов культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ,
- в течение 12 (двенадцати) месяцев выполнить установку информационных надписей и обозначений на объекте в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.
Обязать Бедрицкого Владимира Григорьевича, Бедрицкую Любовь Ивановну, Варанкину Любовь Александровну, Козину Александру Александровну, Лобанову Оксану Витальевну, Никерину Галину Александровну, Новикову Дарью Олеговну, Полянского Владимира Валерьевича, Ускову Елену Григорьевну – собственников объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Колодезниковых, XIXв.: Флигель 1880-е г.г.», расположенного по адресу: <данные изъяты> провести работы по сохранению вышеуказанного объекта (участие каждого собственника соразмерно занимаемой доли в праве), а именно,
- организовать разработку и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, по результатам обследования проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
- организовать выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия на основании проектной документации, разработанной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и согласованной государственным органом по охране объектов культурного наследия, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ в течение 24 (двадцати четырех) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
- выполнить установку информационных надписей и обозначений на объекте в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Спицына
Решение в окончательной форме изготовлено 04 января 2024 года