Решение по делу № 3а-12/2020 от 28.10.2019

Дело № 3а-12/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года                       Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи                                                Петруниной И.Н.

при секретаре                                                                            Тулуповой Т.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании с участием прокурора Т.., административное дело по административному исковому заявлению Молокоедова Андрея Михайловича о признании недействующей статьи 4 Закона Новосибирской области от 28 марта 2016 года № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области»

установил:

Молокоедов А.М. обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании статьи 4 Закона Новосибирской области от 28 марта 2016 года № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области». В обоснование требований указал, что оспариваемая норма противоречит статьям 1 и 8 Федерального закона              «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку устанавливает запрет на нарушение тишины и покоя только в ночное время, что приводит к созданию неблагоприятных условий жизнедеятельности административного истца, позволяет возникнуть факторам, создающим угрозу его жизни и здоровью вследствие нарушения его благоприятной среды, права на отдых, нарушения тишины и покоя. Просит суд признать противоречащей федеральному законодательству статью 4 Закона Новосибирской области от 28 марта 2016 года № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области».

В судебном заседании административный истец и его представитель С. уточнили предмет заявленных требований: просят суд признать противоречащей федеральному законодательству статью 4 Закона Новосибирской области от 28 марта 2016 года № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» в той части, в какой она не обеспечивает тишину и покой граждан на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд в течении всего дня.

Представитель Законодательного Собрания Новосибирской области    К. и представитель Губернатора Новосибирской области П. действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, пояснив, что оспариваемая норма принята уполномоченным органом, в пределах его компетенции, и не противоречит действующему федеральному законодательству.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, приходит к следующему.

Постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области    от 24 марта 2016 года № 47-ЗС был принят Закон Новосибирской области № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области».

28 марта 2016 года Закон Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» был подписан Губернатором Новосибирской области и опубликован в официальном печатном издании «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области» № 14 от 31 марта 2016 года.

В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области», данный Закон регулирует отдельные вопросы обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области.

Законодательным Собранием Новосибирской области в данном случае реализовано полномочие, предусмотренное пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по принятию нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере законности, правопорядка, общественной безопасности, в частности тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области, поскольку Федеральный закон, регулирующий спорные правоотношения, до настоящего времени не принят.

Статьей 4.2 Закона Новосибирской области от 14 февраля 2003 года             № 99-ОЗ установлена административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в периоды времени и на объектах согласно Закону Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области».

Положениями статьи 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» определен перечень объектов, на которых должна обеспечиваться тишина и покой граждан на территории Новосибирской области.

Статьей 4 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» установлены периоды времени когда не допускается:

1) в ночное время совершение действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, с 22 часов до 7 часов по местному времени в рабочие дни, с 22 часов до 9 часов по местному времени в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением периода с 22 часов 31 декабря до 4 часов 1 января по местному времени;

2) в дневное время совершение в многоквартирных домах действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, с 13 часов до 14 часов по местному времени;

3) совершение в многоквартирных домах действий, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Закона, с 20 часов до 7 часов по местному времени в рабочие дни, с 20 часов до 9 часов по местному времени в выходные и нерабочие праздничные дни.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (пункт 3 статьи 4).

Молокоедов А.М. является пользователем земельного участка №              с кадастровым номером расположенного на территории <адрес> и предназначенного для ведения садоводства для собственных нужд. Собственником данного земельного участка является его супруга М.

Как пояснил суду административный истец при пользовании названным земельным участком между ними и К. (собственником соседнего земельного участка № ), сложилась невыносимая для жизни обстановка, проявляющаяся в том, что К. в дневное время создает в процессе жизнедеятельности уровень шума, превышающий допустимые значения.

В силу положений статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, хотя и не являющееся собственником, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых Законом Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области».

Оспаривая вышеназванную норму Закона, административный истец полагает, что запрет на совершении действий производящих шум и нарушающих тишину на территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд должен быть установлен круглосуточно, а не только в ночное время, поскольку иное приводит к созданию неблагоприятных условий жизнедеятельности, позволяет возникнуть факторам создающим угрозу его жизни и здоровью, вследствие нарушения благоприятной среды, права на отдых, нарушения тишины и покоя.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона              «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Шумовое воздействие относится к факторам среды обитания, которое в случае его превышения может создавать угрозу жизни или здоровью человека, и оказывать вредное воздействие на человека (абзацы 4, 5 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно абзацу 2 статьи 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации     определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения объективно обусловлены тем, что человек живет в обществе и свобода личности проявляется во взаимодействии с другими людьми. Поэтому свобода, права индивида не могут быть абсолютными, ничем не ограниченными. Каждый имеет обязанности перед другими людьми, перед обществом, государством.

Приведенные конституционные положения конкретизируются в обязанности, установленной абзацем 4 статьи 10 Федерального закона                  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» которая, обязывает граждан не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Данная обязанность требует от граждан воздержаться от совершения (не совершения) действий, нарушающих нормы санитарного законодательства и, как следствие, могущих повлечь за собой определенные негативные последствия для здоровья и среды обитания.

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ                «О введении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 3 этого Закона под садовым земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей (пункт 1); под огородным земельным участком - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур (пункт 4).

Из буквального толкования указанной нормы следует, что и садовый и огородный земельные участки в первую очередь предназначены для отдыха граждан, который в свою очередь может быть как активным, так и пассивным. При этом пункт 1 части 6 статьи 11 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе.

Регулируя правовые отношения в сфере обеспечении тишины и покоя граждан законодатель Новосибирской области в статье 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» определил перечень объектов на которых должны обеспечиваться тишина и покой граждан. Помимо многоквартирных домов и придомовой территории эта норма включает территорию ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (пункт 4).

Однако пункт 1 статьи 4 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» содержит запрет на совершение действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан на территории ведения гражданами садоводства или огородничества только в ночное время (с 22 часов до 9 часов по местному времени в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением периода с 22 часов 31 декабря до 4 часов 1 января но местному времени).

В то же время относительно многоквартирных домов пунктом 2 статьи 4 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» установлены дополнительные ограничения, а именно: не допускается в дневное время совершение действий, производящих шум и нарушающих тишину и покой граждан, с 13 часов до 14 часов по местному времени.

Право на тишину (или отсутствие шумового загрязнения) гарантировано статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». При этом параметры факторов среды жизнедеятельности (например, шум, вибрацию и пр.), влияющих на здоровье человека, должны находиться в пределах, установленных санитарными нормами.

Пунктом 6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» установлены допустимые уровни шума, проникающего в помещения жилых зданий от внешних и внутренних источников, и допустимые уровни шума на территории жилой застройки.

Возражая против заявленных административном истцом требований представители административных ответчиков ссылаются на положения подпункта «б» пункта 1 подпункта «н» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», что федеральным законодательством предусмотрена возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования спорных правоотношений, в том числе и по определению периодов времени и объектов, где не допускается действий, нарушающих тишину и покой граждан.

Не умаляя наличия у субъекта Российской Федерации правомочий по вопросам обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности (к которым относятся вопросы обеспечения тишины и покоя граждан) в любом случае реализация органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставленных ему полномочий, не отменяет требований к форме и содержанию нормативного правового регулирования.

Это означает, что установленное субъектом Российской Федерации правовое регулирование в части определения периодов времени и объектов, где не допускается действий, нарушающих тишину и покой граждан не может быть произвольным. При этом в системе действующего правового регулирования должен обеспечивается единый подход к различным вариантам проживания граждан независимо от того где он проживает: в многоквартирном дом или на территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

Разрыв единого правового регулирования, указанного выше, привел бы к рассогласованности законотворческого процесса субъектом, что, в свою очередь, ведет к грубейшим нарушениям конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей; каждый имеет право на отдых (статья 7, часть 5 статьи 37, Конституции Российской Федерации).

Изложенное, с учетом пункта 4 статьи 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области», дает убедительную основу для вывода о том, установленное в оспариваемой статье 4 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» правовое регулирование во взаимосвязи с действующим правовым регулированием вступает в противоречие с принципом равенства, поскольку ставит в зависимость право на отдых в дневное время от места нахождения гражданина и не гарантирует ему это право при нахождении на территории ведения им садоводства.

Оспариваемая норма не содержит положения обеспечивающие права граждан на тишину и покой, в той мере, в которой не распространяет запрет совершать действия, производящие шум и нарушающие тишину и покой граждан в дневное время на территории ведения садоводства или огородничества.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» и исходя из того, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, он подлежит признанию не действующим в части со дня вступления в законную силу решения суда.

Вместе с тем, не подлежат рассмотрению требования административного истца в части оспаривания статьи 4 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» по мотиву её противоречия статьям 17 и 42 Конституции Российской, поскольку в силу подпункта «б» части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Молокоедова Андрея Михайловича удовлетворить частично.

Признать не действующей с момента вступления в силу настоящего решения статью 4 Закона Новосибирской области от 28 марта 2016 года             № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области» в той мере, в какой в ней отсутствует указание на период времени, в который не допускается нарушение тишины и покоя граждан в дневное время на территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда в официальном печатном издании «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области».

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Председательствующий по делу                               Петрунина И.Н.

3а-12/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Новосибирской области
Молокоедов Андрей Михайлович
Ответчики
губернатор новосибирской области
Законодательное собрание Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Судья
Петрунина Инна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация административного искового заявления
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Подготовка дела (собеседование)
06.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2019Судебное заседание
13.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
04.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее