ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-50-78,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
судья Алтаева Т.Н.
дело № 21-374
поступило 16 октября 2020 года
УИД 04RS0007-01-2020-004560-77
Р Е Ш Е Н И Е
9 ноября 2020 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов по взысканию алиментных платежей по г. Улан-Удэ (ОСП по ВАП) Цыбенова Б.Ц. от 3 августа 2020 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты Республики Бурятия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 30 000 рублей.
Минсоцзащиты Республики Бурятия обжаловало постановление в районный суд.
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в действиях Минсоцзащиты Республики Бурятия состава административного правонарушения.
Должностное лицо Цыбенов подал жалобу на решение районного суда в Верховный Суд Республики Бурятия.
В заседание вышестоящего суда должностное лицо Цыбенов не явился, ходатайство об отложении судебного разбирательства не направил. Представитель Минсоцзащиты Республики Бурятия направила ходатайства о рассмотрении дела в ее отсутствие.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований к отмене решения районного суда.
Согласно части 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела видно, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 февраля 2019 года на Минсоцзащиты Республики Бурятия возложена обязанность обеспечить Д. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в г. Улан-Удэ.
17 мая 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство по исполнению данного решения, срок для добровольного исполнения установлен в пять дней с момента получения должником копии постановления.
В указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.
21 июня 2019 года с Минсоцзащиты Республики Бурятия взыскан исполнительский сбор, а также установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – 30 дней со дня поступления требования судебного пристава-исполнителя.
Требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок не исполнено.
31 октября 2019 года должностным лицом ОСП по ВАП вынесено постановление о назначении министерству административного наказания по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде предупреждения.
Данное постановление не обжаловано.
27 февраля 2020 года судебный пристав-исполнитель направила в адрес министерства новое требование об исполнении требований исполнительного документа в течение 30 дней со дня поступления требования.
Требование судебного пристава-исполнителя в установленный срок не исполнено.
22 июля 2020 года в отношении министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, 3 августа 2020 года вынесено постановление о назначении министерству административного наказания.
Возражая против привлечения к административной ответственности, Минсоцзащиты Республики Бурятия ссылается на то, что решение суда невозможно исполнить в установленные судебным приставом-исполнителем сроки, поскольку процедура формирования специализированного жилищного фонда занимает длительное время.
Районный суд признал эти доводы обоснованными и указал в решении, что у Минсоцзащиты Республики Бурятия на момент исполнения решения отсутствовал сформированный специализированный жилищный фонд, не имелось достаточного финансирования из республиканского бюджета. Решение суда не исполнено по обстоятельствам, не зависящим от министерства, вина в действиях министерства отсутствует.
Выводы суда являются правильными.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
Из статьи 9 данного Закона Республики Бурятия следует, что гарантии и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), установленные данным Законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета. Порядок финансирования расходов, предусмотренных данным Законом, определяется Правительством Республики Бурятия.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 № 107 утверждена Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан».
Из данной Государственной программы следует, что ответственными соисполнителями мероприятия 3.7 «Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» являются Минсоцзащиты Республики Бурятия и Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. При этом Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 10.04.2019 № 191-р утвержден Технологический регламент («дорожная карта») приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данный регламент действовал до 19 августа 2020 года, в нем перечислены соответствующие мероприятия, сроки реализации и ответственные исполнители.
Так, среди мероприятий указаны:
заключение соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений;
планирование и осуществление закупочной процедуры по приобретению благоустроенных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
заключение государственных контрактов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
принятие решения об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду;
направление сведений в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд
и другие.
Ряд мероприятий подлежат реализации в сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из указанных норм видно, что процедура приобретения жилья для специализированного жилищного фонда занимает длительное время, в ней участвуют несколько органов исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления, государственные казенные и бюджетные учреждения.
Сведения о том, что в период возбуждения исполнительного производства, а также на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установления нового срока исполнения в распоряжении Минсоцзащиты Республики Бурятия имелись свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда, которые могли быть предоставлены взыскателю, отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что требования исполнительного документа не выполнены в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, по обстоятельствам, не зависящим от должника, на что правильно указал районный суд.
Отсутствие виновного поведения не дает оснований для привлечения Минсоцзащиты Республики Бурятия к административной ответственности, поэтому районный суд обоснованно отменил постановление о назначении административного наказания и прекратил производство по делу.
3. Доводы жалобы о неуважительности причин неисполнения требований исполнительного документа подлежат отклонению, поскольку документы, представленные Минсоцзащиты Республики Бурятия, подтверждают, что министерство не бездействует, а принимает меры к исполнению решения суда.
Довод о том, что возложенная на Минсоцзащиты Республики Бурятия обязанность по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не ставится в зависимость от отсутствия достаточных финансовых средств или иных условий, нельзя принять во внимание, поскольку это обстоятельство имеет значение при разрешении материально-правового спора.
Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.
Довод о неоднозначности судебной практики по данному вопросу подлежит отклонению, поскольку в Российской Федерации судебный прецедент не является источником права, подлежащим обязательному применению, вопрос о привлечении к административной ответственности подлежит разрешению, исходя из обстоятельств конкретного дела.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 18 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.
Судья С.В. Булгытова