№2а-2220/2021
44RS0001-01-2021-003569-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Столбушкиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к Николаеву Д.В. о взыскании задолженности по налогам и налоговым санкциям,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указано, что Николаев Д.В. является плательщиком транспортного налога, имеет в собственности следующие транспортные средства: Хонда CR-V, <дата> г.в. с <дата> по настоящее время, Volkswagen Multivan TDI <дата> г.в. с <дата> по <дата>, АУДИ А6 <дата> г.в. с <дата> по <дата>. Ответчику исчислен транспортный налог за 2015 год в размере 6460 рублей по сроку уплаты <дата>, по налоговому уведомлению № от <дата>. В установленный законом срок налогоплательщиком транспортный налог за 2019 год не уплачен. В связи с тем, что налог не уплачен, на сумму недоимки начислены пени в сумме 15,07 рублей за период с <дата> по <дата>. В связи с частичной оплатой транспортного налога к оплате подлежит транспортный налог в сумме 3296 рублей, пени 15,07 рублей. Николаев Д.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет в собственности следующее имущество: № по адресу: <адрес> <дата>; № по адресу: <адрес> <дата> (доля в праве 1/3); № по адресу: <адрес> <дата>. Ответчику исчислен налога на имущество физических лиц за 2015 год в общей сумме 539 рублей по налоговому уведомлению № от <дата> по сроку уплаты до <дата>. В связи с тем, что налог уплачен несвоевременно, на сумму недоимки начислены пени в сумме 1,26 рубль за период с <дата> по <дата>. Налоговым органом в отношении Николаева Д.В. выставлено требование от <дата> №, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме пени. Указанные требования направлены в адрес налогоплательщика филиалом ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России по г. Москве по почте заказными письмами. Ранее налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности в МССУ №7 Свердловского судебного района г. Костромы. Определением судьи от <дата> судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика. До настоящего времени задолженность по транспортному налогу и пеням ответчиком не уплачена. На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу 3296 рублей, пени по транспортному налогу 15,07 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц 1,26 рублей, а всего 3312,33 рублей.
Административный истец УФНС России по Костромской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Николаев Д.В. о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился
Изучив материалы дела, материалы дела мирового судьи судебного участка №7 Свердловского судебного района г. Костромы №, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1).
Если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п. 2).
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (п. 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2).
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
На основании пункта 3 статьи 75 НК Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу ст. ст. 356, 361 НК РФ ставка транспортного налога устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в пределах, установленных ст. 361 НК РФ.
В силу п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1).
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и определены в Костромской области Законом Костромской области от 28.11.2002 № 80-ЗКО «О транспортном налоге».
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ст. ст. 405, 406 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. п. 1-3 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с положениями ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами (п. 1).
Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе. Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц (п. 2).
Судом установлено, что в собственности Николаева Д.В. находились следующие транспортные средства: Хонда CR-V, <дата> г.в. с <дата>, Volkswagen Multivan TDI <дата> г.в. с <дата> по <дата>, АУДИ А6 <дата> г.в. с <дата> по <дата>.
В собственности Николаева Д.В. находятся следующие объекты недвижимости: № по адресу: <адрес> <дата>; № по адресу: <адрес> <дата> (доля в праве 1/3); № по адресу: <адрес> <дата>.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от <дата>, ответчиком по существу не оспаривались.
Согласно информации МОТН и РАТС УГИБДД по Костромской области, по состоянию на <дата> за Николаевым Д.В. транспортных средств не зарегистрировано.
Налоговым органом Николаеву Д.В. исчислен транспортный налог за 2015 год в сумме 6460 рублей, налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 539 рублей.
В адрес Николаева Д.В. налоговым органом направлялось налоговое уведомление № от <дата> об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц не позднее <дата>.
В связи с несвоевременной уплатой налогов за 2015 год ответчику начислены пени за период с <дата> по <дата> по транспортному налогу в размере 15,07 рублей, по налогу на имущество в размере 1,26 рубль.
Налоговым органом в адрес ответчика направлено требование № от <дата> об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 6460 рублей, пеней по транспортному налогу в размере 15,07 рубль, недоимки по налогу на имущество в размере 539 рублей, пеней по налогу на имущество в размере 1,26 рубль со сроком уплаты до 13.03.2017
Согласно информации Отдела оказания государственных услуг от <дата>, по сведениям ИР Николаев Д.В. ИНН № зарегистрирован в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» (ЛК ФЛ) <дата>. В ФИР «АРМ Инспектора ЛК ФЛ2» отражено, что Николаев Д.В. ознакомился со значительным количеством поступивших документов и требований (индикация сообщения синим цветом), часть сообщений им не открывалось (индикация сообщения желтым цветом). «История действий» пользователя в ЛК ФЛ показывает, что в период с <дата> по <дата> было осуществлено несколько входов в ЛКФЛ через ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации учетная запись для входа на портал Госуслуг), было осуществлено редактирование профиля, а также формирование платежных документов и их оплата на сайте банка «Газпромбанк». Предоставить историю действий за период до августа 2018 года не представляется возможным, т.к. в августе 2018 года был осуществлен переход на новую цифровую платформу ЛК ФЛ и просмотр данных за предшествующий период стал недоступен. При редактировании профиля пользователь не отказался от получения документов в электронном виде, с целью получения их на бумажном носителе, кроме того пользователем указан адрес электронной почты с целью получения возможности восстановления пароля по адресу эл. почты. Николаев Д.В. является зарегистрированным пользователем ЛКФЛ, который возможно в связи с утратой пароля, выданного в налоговом органе, осуществлял вход в ЛКФЛ с учетной записью для входа на портал Госуслуг. За весь период пользования ЛКФЛ с момента первоначальной регистрации от Николаева Д.В. не поступало уведомлений об отказе от пользования личным кабинетом.
Согласно представленной налоговым органом информации из личного кабинета налогоплательщика Николаева Д.В., налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № от <дата>, а также требование об уплате задолженности № от <дата>. Сообщение о получении требования Николаевым Д.В. получено <дата>, прочитано, что подтверждается сообщением с индикацией синего цвета.
Из содержания иска и материалов дела следует, что Николаевым Д.В. частично оплачен транспортный налог за 2015 год и оплачен налог на имущество физических лиц за 2015 год, в связи с чем задолженность составляет: по транспортному налогу 3296 рублей, пени по транспортному налогу 15,07 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц 1,26 рубль.
До настоящего времени указанная задолженность по налогам и налоговым санкциям ответчиком не уплачена, что последним в порядке ст. 62 КАС РФ не оспорено.
Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пеням в порядке приказного производства.
Определением мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> ранее вынесенный судебный приказ № от <дата> отменен в связи с поступившими возражениями ответчика.
С учетом изложенного суд находит требования УФНС России по Костромской области подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ уплата государственной пошлины по настоящему делу, рассмотренному районным судом, подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома.
Поскольку административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 БК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Управления ФНС России по Костромской области к Николаеву Д.В. удовлетворить.
Взыскать с Николаева Д.В. в пользу Управления ФНС России по Костромской области задолженность по транспортному налогу в сумме 3296 рублей, пени по транспортному налогу 15 рублей 07 копеек, пени по налогу на имущество 1 рубль 26 копеек, а всего 3312 (три тысячи триста двенадцать) рублей 33 копейки.
Взыскать с Николаева Д.В. в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина