Дело №2а-705/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Тугаевой О.В.
при секретаре Галимовой А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Челябинской области к административному ответчику Николаев В.В о взыскании налоговых платежей и налоговых санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Челябинской области (далее МРИ ФНС №19) обратилась в суд с административным иском к Николаев В.В о взыскании земельного налога с физических лиц, обладающими земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2012 год в сумме 1043,52 рубля, налог за 2013 год в размере 1043,63 рубля, налог за 2014 г. в сумме 223 рубля, пени в сумме 475, 15 рублей, всего на общую сумму 2 785 рублей 30 копеек.
Требование обосновано тем, что Николаев В.В принадлежат на праве собственности 1\3 доля земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Он не исполнил требования по уплате земельного за 2012 год в сумме 1043,52 рубля, налог за 2013 год в размере 1043,63 рубля, налог за 2014 г. в сумме 223 рублей. За неуплату земельного налога начислены пени в размере 475,15рублей.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал. В письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Административный ответчик Николаев В.В в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представив в суд письменное возражение по иску, который не признал.
Исследовав материалы дела, суд находит требования не обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 32 КАС РФ.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее -контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В целях исчисления земельного налога в соответствии со статьями 390, 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно статье 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Как предусмотрено положением пункта 4 статьи 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени (ст. 72 НК РФ).
В соответствии с п. 3 статьи 75 НК РФ пени исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В иске административный истец указывает на то, что задолженность образовалась в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности Николаев В.В с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Ответчику принадлежат 1/3 доля указанных земельных участков.
В поданных в суд возражениях административный ответчик не оспаривает факт принадлежности ему указанных в административном иске земельных участков.
Принимая во внимание, что Николаев В.В является собственником земельных участков он является плательщиком земельного налога и обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с п. 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела усматривается, что Николаев В.В направлялись налоговые уведомления:
- № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об исчисленном земельном налоге на земельный участок с кадастровым номером №, ОКТМО №, по адресу: <адрес> д.Горная. Налоговый период 2012 год, доля в праве 3333/10000, кадастровая стоимость 1043628 руб., налоговая ставка 0,3, количество месяцев владения 12/12 в сумме 1043,52 рубля;
- № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об исчисленном земельном налоге на земельный участок с кадастровым номером №, ОКТМО № по адресу: <адрес> д.Горная Поле 16 уч.3. Налоговые периоды 2011, 2012, 2013гг., доля в праве 1/3, кадастровая стоимость 1043628 руб., налоговая ставка 0,3, количество месяцев владения 12/12 в сумме по 1043,63 рубля в каждый период;
- № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об исчисленном земельном налоге на земельные участки с кадастровым номером №, ОКТМО № по адресу: <адрес> налоговый период 2014 год доля в праве 1/3, налоговая ставка 0,2, количество месяцев владения 2/12 в сумме 112 рублей; с кадастровым номером №, ОКТМО № по адресу: <адрес> налоговый период 2014 год доля в праве 1/3, налоговая ставка 0,2, количество месяцев владения 1/12 в сумме 111 рублей; а также перерасчет земельного налога по участку с кадастровым номером №ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 1043,63 рубля, за 2013 год в сумме 1044 рубля.
Проверяя расчет налога, указанный в уведомлении, суд находит его верным, рассчитанным исходя из объекта налогообложения, налоговой базы, доли в праве и количества месяцев владения.
Согласно пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
При наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. (Ст. 70 НК РФ)
В административном иске указано, что в связи с неисполнением Николаев В.В обязанности по оплате налогов ему выставлялись требования:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1043,52 рублей, пени по указанному налогу в сумме 25,85 рублей;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1043,85 рублей, пени по указанному налогу в сумме 248,09 рублей;
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 223 рублей, пени по указанному налогу в сумме 201,82 рублей.
Данные требование ответчиком не исполнены, в связи с чем ему начислены пени.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
С 1 января 2018 года вступили в действие положения закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с которым признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию (статья 12).
Отсутствие в данном случае соответствующего решения налогового органа и предъявление иска в суд не свидетельствуют о законности требований административного истца.
Принимая во внимание, что недоимка по земельному налогу за 2012 год и 2013 год в размере 1043,52 рублей и 1043,52 рублей соответственно образовалась до ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты также до ДД.ММ.ГГГГ, данная недоимка подлежала признанию безнадежной ко взысканию.
Положения части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ распространяются и на пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, образовавшуюся у физических лиц за налоговые периоды до 01 января 2015 года, в связи с чем такие пени признаются безнадежными ко взысканию и не могут быть взысканы с налогоплательщика - физического лица.
При таких обстоятельствах нет оснований для взыскания недоимки в с сумме 2087,04 руб..
Обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год для налогоплательщиков была установлена до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно недоимка по указанному налогу возникает только после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем суд не принимает во внимание доводы административного ответчика в части применения положений данного закона к недоимке образовавшейся за 2014 год.
Между тем, отказывая в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по земельному налогу и пени за 2014 год суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Административным истцом в адрес налогоплательщика направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, общая задолженность по налогам и пени составила 2786,13 рублей. Срок исполнения последнего требования до ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением к мировому судье судебного участка № 1 г. Карталы и Карталинского района Челябинской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Николаев В.В о взыскании задолженности по налогу и пени, налоговый орган обратился в ДД.ММ.ГГГГ.
По заявлению Николаев В.В определением мирового судьи Судебного участка № 1 г. Карталы и Карталинского района от ДД.ММ.ГГГГ указанный выше судебный приказ отменен.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ст. 48 НК РФ)
Таким образом срок подачи административного иска в суд истек ДД.ММ.ГГГГ. В Карталинский городской суд административный истец предъявил настоящие требования ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.
В силу ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года N 439-О, от 18 декабря 2007 года N 890-О-О, от 20 ноября 2008 года N 823-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1257-О, от 29 января 2015 года N 212-О и др.).
При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае пропуска гражданином срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, принудительная (судебная) защита прав гражданина невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений (Определения от ДД.ММ.ГГГГ N № от ДД.ММ.ГГГГ N № и др.).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Ходатайств о восстановлении срока административным истцом не заявлялось, доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд стороной административного истца не предоставлено.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ суд,-
Р Е Ш И Л:
В иске Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Челябинской области к Николаев В.В проживающему по адресу: <адрес> <адрес> взыскании задолженности по земельному налогу физических лиц, обладающими земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2012 год в размере1043,52 рубля, за 2013 год в размере 1043,63 рубля, за 2014 г. в размере 223 рубля, пени в сумме 475, 15 рублей, всего на общую сумму 2 785 рублей 30 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Тугаева