Материалы административного дела № 552-02\2021Л
Дело № 12-5\2022
РЕШЕНИЕ
с. Анучино 27 апреля 2022 года
Анучинский районный суд Приморского края в составе судьи Дмитриенко А.В., при помощнике судьи Чернышенко А.А.. рассмотрев в судебном заседании, апелляционную жалобу директора ООО «Опал» Васильева А.Г. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 20.12.2021 года о назначении административного наказания в отношении юридического лица ООО «Опал» которым общество признано виновным по ст. 8.27 КРФобАП к административному наказанию в виде штрафа, суд
УСТАНОВИЛ:
20 декабря 2021 года Постановлением заместителя отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах управления надзорной деятельностью министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края ФИО1 юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью «Опал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, директором ООО «Опал» Васильев А.Г. просит отменить вынесенные по делу постановление должностного лица, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производство по делу.
Указывает, применение к юридическому лицу действие п. 5 постановления № 566 от 07.05.2019 года незаконно, так как рубка проводилась по лесной декларации от 01.02.2019 года. Общество добросовестно исполнило условия договора аренды, что следует из письма министерства от 28.04.2021 № 38\3006 о согласовании работ по лесовосстановлению, извещением о приеме отчета, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, актом приемки выполненных работ, карточкой обследования участка, проектом компенсационного лесовосстановления, письмо министерства от 10.09.2021 № 38\6549 о согласовании проекта лесовосстановления. Требования о том, что работы по лесовосстановлению должны быть произведены обществом, в срок до 29.10.2020 года неприменимы, а условия о годичном сроке их проведения договор аренды не содержит. Срок привлечения общества истек, поскольку общество могло быть привлечено к ответственности до 30.10.2021 года.
В ходатайстве представителя общества адвоката Фунтусовой Е.А. поддержавшей доводы жалобы, указаны дополнения, а именно: извещение о приеме отчета о воспроизводстве лесов от 07.12.2021 года и отчет приняты министерством 08.12.2021 года. В оспариваемом постановлении от 20.12.2021 года не отражено о сдаче отчета обществом до даты привлечения к административной ответственности, то есть должностное лицо формально отнеслось к установлению обстоятельств. 09.11.2021 года более чем за месяц до вынесения оспариваемого постановления по заказу министерства проведен натуральный осмотр лесного участка, установлено полное выполнение работ по лесовосстановлению. Постановление содержит недостоверные сведения о невыполнении обществом работ. Доводы постановления о непроведении рекультивации на лесном участке необоснованные, поскольку ответственность санкцией предусмотрена за нарушение требований законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Изучив материалы дела об административном правонарушении № 552-02\2021Л, и доводы жалобы заявителя и ходатайства адвоката, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, а также правила лесного семеноводства.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
В соответствии ч. 1 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление проводится путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
В соответствии ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 19.07.2018 № 212-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года) за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
Согласно п. 5 правил, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в п. 3 настоящих правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Вышеуказанными нормами для лиц, использующих леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, установлена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в установленный срок после рубки лесных насаждений. Следовательно, обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является рубка лесных насаждений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Как усматривается из материалов дела, 29 ноября 2018 года между Департаментом лесного хозяйства Приморского края и обществом с ограниченной ответственностью «Опал» заключен договор № 86\43-18 аренды лесного участка из состава земель лесного фонда для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки местонахождений полезных ископаемых, лестной участок общей площадью № га расположенный <данные изъяты>. Номер учетной записи в государственном лесном реестре №. Срок действия договора установлен с момента его подписания до 28.10.2019 года.
Из материала следует, что при выполнении работ по геологическому изучению недр, разработке местонахождений полезных ископаемых по договору аренды лесного участка № 86\43-18 от 29.11.2018 на лесном участке, расположенном <данные изъяты> ООО Опал произведена сплошная рубка под карьер и производственную базу на площади 17,05 га по лесной декларации № 1\2019 от 01.02.2019 в период с 11.02.2019 по 29.10.2019 год
Юридическому лицу ООО «Опал», в 2020 году необходимо было выполнить мероприятия по компенсационном лесовосстановлению на общей площади 17,05 га вырубленного леса в 2019 году в границах территории на площади равной площади, вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через год со дня окончания срока действия лесной декларации.
Однако не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации до 29.10.2020 года, обществом не выполнены работы по лесовосстановлению. Заявлений на день окончания лесной декларации на проведение мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению от ООО «Опал» не поступало.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Опал» к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства вменяемого административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 58\2021, договором аренды лесного участка с приложениями схемы расположения и границы лесного участка, характеристик лесного участка, расчет ежегодного размера арендной платы, акта приема передачи, объемы и сроки выполнения работ, выпиской из ЕГРЮЛ, сопроводительной от 20.12.2019 года о направлении отчетности по договору аренды с приложением, сведениями министерства о том, что по состоянию на 01.03.2021 год от ООО Опал в адрес министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края заявлений о намерении провести работы по компенсационном лесовосстановлению, а так же проекта искусственного, комбинированного лесовосстановлению или лесоразведения на территории Приморского края не поступало. Докладной инженера по л\п Арсеньевского филиала КГКУ Примлес, о том, что арендатор ООО «Опал» согласно договору № 86\43-18 от 29.11.2018 года, и лесной декларации № 1\2019 от 01.02.2019 года обязательство не выполнило, на данный момент 16.03.2021 год не установлен факт проведения арендатором лесовосстановительных мероприятий, актом проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, расчет неустойки и другие, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуем постановление, должностное лицо установило, что у юридического лица ООО «Опал» имелась возможность для соблюдения действующего лесного законодательства, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обществом не были приняты должные меры по лесовосстановлению или лесоразведению, предусматривающие безусловное их исполнение. Обществом не была проведена рекультивация, установленная по договору аренды лесного участка, юридическое лицо ООО «Опал» обязано при повреждении или уничтожении плодородного слоя почвы, искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев приводить их в порядок, что по неизвестным причинам ООО «Опал» не провел.
С данным выводом соглашается суд, и приходит к выводу ООО «Опал» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия ООО «Опал» по ст. 8.27 как нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению квалифицированы, верно, в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежащего применению законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц. Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Доводы жалобы о том, что договор аренды лесного участка заключен 01.02.2019 года до вступления в законную силу Постановления Правительства от 07.05.2019 № 566, и данный правовой акт не содержит положений, придающим ему обратную силу и распространяющих свое действие на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, являются несостоятельными, поскольку нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы, воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер и подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. С учетом этого, положения ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к положениям Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующим вопросы воспроизводства лесов, не подлежит применению.
В рассматриваемом случае рубка лесных насаждений на площади 17,05 га осуществлялась в период с 11.02.2019 по 29.10.2019, в период действия Постановления Правительства от 07.05.2019 № 566.
Довод о прекращении производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием в действиях ООО «Опал» состава административного правонарушения, несостоятелен. В соответствии со статями 2, 3 ЛК РФ отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения) регулируются лесным законодательством, которое состоит из ЛК РФ других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральным законом № 212-ФЗ от 19 июля 2018 года, Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1. Статья 63.1 КоАП РФ возлагает на юридическое лицо обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Таким образом, при регулировании правоотношений сторон, связанных с использованием лесов, приоритетное значение имеют нормы специального лесного законодательства.
Данная обязанность установлена для общества также договором аренды лесного участка пункты «б» договора арендатор обязан использовать лесные участки по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим договором, «д» арендатор обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подавать лесную декларацию, «л» арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. Таким образом, договором № 86\43-18 также определено, что приоритетное значение при осуществлении лесопользования и проведения мероприятий по воспроизводству лесов имеют нормы действующего законодательства Российской Федерации, которые подлежат соблюдению в обязательном порядке.
Обязанность по лесовосстановлению возникла у общества по окончанию действия срока лесной декларации, в соответствии требований законодательства, и действующих на момент непосредственного использования лесного участка и периода осуществления рубок в рамках действующего договора аренды лесного участка.
Довод жалоб о том, что истек срок привлечения общества, суд находит несостоятельным.
На основании результатов проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении № 58\2021 от 24.05.2021 года о нарушении ООО «Опал» ст. 63.1 ЛК РФ и совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, являются общественные отношения в области обеспечения охраны леса как одного из важнейших элементов окружающей среды и лесопользования, как одной из форм природопользования.
В соответствии ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении, сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, с учетом объекта правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня обнаружения административного правонарушения.
Нарушение обнаружено согласно протоколу 04 мая 2021 года, в связи с чем, срок привлечения к ответственности не истек.
Несогласие адвоката общества с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств, а также толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела, и им была дана оценка.
При рассмотрении дела нарушений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену вынесенного решения, допущено не было, дело рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы должностным лицом надлежащим образом мотивированы в постановлении.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 20.12.2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.27 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░» - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.