Решение по делу № 33-954/2017 от 21.02.2017

    Дело № 33-954/17             Председательствующий в первой

Категория 115г                                             инстанции Моцного Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 марта 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи     - Жиляевой О.И.,

судей                                     - Володиной Л.В., Герасименко Е.В.,

секретарь                                   - Кондратова Е.В.,

с участием:

    представителя истца            - Карпухина А.Л.,

представителя ответчика        - Реуцкой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи Володиной Л.В. гражданское дело по иску Правительства Севастополя к Зенченко В.В. о признании права на земельный участок отсутствующим, признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, по апелляционной жалобе Зенченко В.В. на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 17 ноября 2016 года –

                                               у с т а н о в и л а:

Правительство Севастополя обратилось в суд с иском, просило признать отсутствующим право собственности Зенченко В.В. на земельный участок , площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: г. Севастополь, Казачья бухта, кадастровый , предоставленный для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), недействительным свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии САВ на указанный земельный участок.

Исковые требования мотивированы тем, что решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность Зенченко В.В. принято на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р. По мнению истца, указанный орган в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины не был наделен полномочиями на предоставление гражданам земельных участков в собственность.

    Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал отсутствующим право собственности Зенченко В.В. на земельный участок , расположенный по адресу: г. Севастополь, Казачья бухта, кадастровый . В иной части исковых требований отказано. Решен вопрос о судебных расходах.

    В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, недоказанности судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

    В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик не явился, воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя, полномочия которого выражены в ордере (л.д.37).

    На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

    Заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений), определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.

    Согласно статьи 118 Земельного кодекса Украины, гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

    Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

    К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

    Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

    Из статьи 9 Земельного кодекса Украины следует, что к полномочиям Севастопольского городского Совета в области земельных отношений на его территории относились, в частности, полномочия относительно распоряжениями землями территориальной громады города, а также передаче земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц.

Также из пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следует, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации № 1154-р от 06 апреля 2010 года Зенченко В.В. предоставлен в собственность земельный участок , площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Зенченко З.В. выдано свидетельство о праве собственности серии САВ на указанный земельный участок.

Согласно технической документации спорный земельный участок находится в пределах Гагаринского района г. Севастополя, в жилом микрорайоне многоэтажной застройки по <адрес>.

Учитывая, что Севастопольский городской Совет, как компетентный орган, разрешений на разработку технической документации по установлению границ земельного участка Зенченко В.В. не предоставлял, распоряжений об утверждении разработанной технической документации земельного участка и предоставления его в собственность, не принимал, ранее действовавшим законодательством не предусматривалось возникновение права собственности на земельные участки, расположенные в пределах административной территории города Севастополя (ныне являющимся городом федерального значения в составе Российской Федерации) на основании ненормативных актов органов государственной исполнительной власти, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у СГГА полномочий на распоряжение спорным земельным участком и о приобретении в собственность ответчиком этого участка в нарушение действовавшего на территории города Севастополя на момент издания распоряжения СГГА № 1154-р от 6 апреля 2010 г. земельного законодательства Украины.

Статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований, признания отсутствующим право собственности Зенченко В.В. на земельный участок.

    Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, правовых оснований к отмене решения суда не содержат.

        Доводы апелляционной жалобы о неправомочности обращения Правительства г.Севастополя в суд с иском судебная коллегия считает несостоятельными. При этом судебная коллегия учитывает положения Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Решения Севастопольского городского совета № 1756 «О статусе города-героя Севастополя», Закона города Севастополя «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», Закона города Севастополя № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Закона города Севастополя №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», принимает во внимание ликвидацию органа (Севастопольский городской Совет), уполномоченного по распоряжению землями, находящихся в переделах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города Севастополя в состав Российской федерации, исходит из того, что в настоящее время полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя – Правительство города Севастополя.

        Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав ответчика в связи с рассмотрением дела в его отсутствие судебная коллегия считает необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что ответчик воспользовался правом на ведение дела в суде через представителя, которому поручил на всех стадиях процесса представлять его интересы в суде, что подтверждается ордером (л.д.37). Представитель ответчика присутствовал в судебном заседании 17 ноября 2016 года при принятии решения.

Иные доводы апелляционной жалобы также выводов суда не опровергают, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не согласиться с которой, у судебной коллегии оснований нет.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных сторонами доказательств, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия –

о п р е д е л и л а:

решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 17 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зенченко В.В. без удовлетворения.

Апелляционное определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:                       О.И.Жиляева

Судьи:                                Л.В.Володина

                                              Е.В.Герасименко

33-954/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Володина Любовь Васильевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
20.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее