44RS0028-01-2021-002876-25
№ 2а-303/2022
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
10 февраля 2022 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
судьи Вороновой О.Е.,
при секретаре Гречишкиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления ФНС России по Костромской области к Косареву А.В. о взыскании пени по налогам,
установил:
Управление ФНС России по Костромской области обратилось в суд с административным иском к Косареву А.В. о взыскании пени по страховым взносам.
Требования обоснованы тем, что Косарев А.В. состоит на учете в инспекции в качестве налогоплательщика. Косарев А.В. являлся индивидуальным предпринимателем с 14.01.2016, утратил статус индивидуального предпринимателя 31.03.2017.
Будучи индивидуальным предпринимателем ответчик являлся плательщиком налога, взимаемого с налогоплательщиков выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (далее-УСН). По данным налогового учета за налогоплательщиком числится задолженность в бюджет по пени по УСН в размере 362,68 руб. по сроку уплаты 23.10.2018. Недоимка для начисления пени по УСН в размере 8802,67 за 2016 по сроку уплаты 02.05.2017.
В соответствии с решением Костромского районного суда Костромской области от 24.04.2020 № 2а-527/2020 УСН за 2016 год в размере 8802,67 руб. и начисленная пения 404,14 руб. за период с 01.01.2017 по 01.08.2017 была признана безнадежной ко взысканию и списана в КРСБ налогоплательщика. Пеня на указанную недоимку возникла в 2018 году и не была списана в КРСБ налогоплательщика, поскольку в судебном деле № 2-527/2020 не заявлялась и на момент написания иска является актуальной.
Будучи индивидуальным предпринимателем, Косарев А.В. также являлся плательщиком страховых взносов. По данным налогового учета за налогоплательщиком числится задолженность в бюджет по пеням по страховым взносам в сумме 315,95, в т.ч.:
- пеня по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС на расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 150,97 рублей. Недоимка для начисления пени составляет 3664,16 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2016 год по сроку уплаты 09.01.2017;
- пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 164,98 рублей. Недоимка для зачисления пени составляет 1147,50 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год по сроку уплаты 14.04.2017.
В соответствии с решением Костромского районного суда Костромской области от 24.04.2020 № 2а-527/2020 страховой взнос на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2016 год 3664,16 и страховой взнос на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год 1147,50 рублей была признана безнадежной к взысканию и списана в КРСБ налогоплательщика. Пеня на указанные недоимки не была списана в КРСБ налогоплательщика поскольку в судебном деле № 2а-527/2020 не заявлялась и на момент написания иска является актуальной.
Всего к уплате страховых взносов пеня составляет 315,95 рублей.
Налоговым органом в отношении Косаревым А.В. выставлены требования от 08.12.2017 № 15133 от 23.10.2018 № 344435 от 26.02.2019 № 12191, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. Требования направлены налогоплательщику почтой. Общая сумма задолженности по пени составляет 678,63 рубля. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступала.
В административном исковом заявлении содержится ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд, пропущенного по причине сбоя компьютерной программы. В случае отказа в удовлетворении ходатайства просил признать задолженность безнадежной к взысканию.
Представитель административного истца Управления ФНС России по Костромской области в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Косарев А.В., ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В заявлении, представленном суду, просил отказать в восстановлении срока на подачу иска и в удовлетворении исковых требований, полагал, что ходатайство о восстановлении срока не основано на законе.
С учетом положений ст.ч.2 ст.289 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность каждого лица к уплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена также п. 1 ст. 3 НК РФ.
Согласно абз.1 п. 1 ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В силу п. 5 ст. 432 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Из материалов дела следует, что Косарев А.В. осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 14.01.2016 по 31.03.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. С 19.01.2016 он был зарегистрирован Управлением Пенсионного Фонда РФ по Костромскому району Костромской области в качестве страхователя в территориальном органе и являлся плательщиком страховых взносов.
За 2016 год Косаревым А.В. не произведена оплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за 2017 года не произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Костромского районного суда Костромской области Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области в удовлетворении административного иска к Косареву А.В. взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование отказано, в связи с пропуском срока на обращение в суд. УСН за 2016 год в размере 8802,67 рублей и начисленная на нее пеня 404,14 рублей за период с 01.01.2017 по 01.08.2017; страховой взнос на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2016 год 3664,16 и страховой взнос на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС РФ за 2017 год 1147,50 рублей были признаны безнадежными к взысканию.
В соответствии со ст.31 НК РФ налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
По данным налогового органа за налогоплательщиком Косаревым А.В. числится задолженность в бюджет по пени по УСН в размере 362. 68 рублей по сроку уплаты 23.10.2018.
По пеням по страховым взносам в сумме 315,95 рублей, из них: пеня по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС на расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере 150,97 рублей. Пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 164,98 рублей.
Налоговым органом в адрес Косарева А.В. были направлены требования:
- № 15133 от 08.12.2017, с указанием добровольного срока уплаты до 20.03.2018;
- № 344435 от 23.10.2018, с указанием добровольного срока уплаты до 21.11.2018;
- № 12191 от 26.02.2019, с указанием добровольного срока уплаты до 23.04.2019.
Данные требования Косаревым А.В. оставлены без удовлетворения, задолженность по пени не погашена.
Неисполнение административным ответчиком обязанности по погашению пени послужило основанием для обращения административного истца в суд.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года N 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
В силу пунктов 5, 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Аналогичные требования распространяются и к взысканию пени по страховым взносам.
Исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
Соответственно, с учетом вступившего в законную силу решения суда о признании безнадежной ко взысканию задолженности по основному требованию о страховых взносах на ОМС в ФФОМС за 2016 и 2017 годы в связи с пропуском срока на обращение в суд, не подлежат удовлетворению производные требования о взыскании пени на эту недоимку.
Кроме того, по общему правилу, установленному абз. 1, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказ
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ положений ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Данная позиция подтверждена разъяснением, изложенным в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ», согласно которому при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Таким образом, из буквального толкования норм права о порядке взыскания налога, пени и штрафа, закрепленных в п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ, следует, что при пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд, для чего необходимо обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного по уважительной причине шестимесячного срока.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Таким образом, из положений Закона N 212-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации следует, что общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании налогов и пеней исчисляется исходя их трех составляющих: срок для предъявления требований (3 месяца), срок для добровольного исполнения требования и срок для предъявления заявления о взыскании в суд (6 месяцев).
Вместе с тем, как отмечалось выше, должнику направлены требования с указанием сроков добровольной уплаты задолженности. Требования оставлены должником без исполнения.
Доказательств соблюдения порядка принудительного взыскания задолженности, предусмотренного ст.ст. 19, 20 Закона N 212-ФЗ и ст.ст. 46, 47 НК РФ суду не представлено, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств административного ответчика и постановление о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика не принимались. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
На момент обращения налоговой инспекции с административным иском в суд 23.12.2021 установленные ст.ст. 46, 47 НК РФ сроки обращения в суд пропущены.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания.
На момент обращения в суд с настоящим административным иском налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока. Убедительных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В силу ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется в связи с пропуском налоговой инспекцией срока обращения в суд и отсутствием оснований для его восстановления.
В силу ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 54 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Предъявленная к взысканию сумма задолженности по налогу признается судом безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом, который с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса, утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Управлению ФНС России по Костромской области в удовлетворении административного иска к Косареву А.В. о взыскании пени по налогу и страховым взносам отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Задолженность Косарева А.В. по пени за несвоевременную уплату налога, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в общей сумме 678,63 рубля признать безнадежной к взысканию.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья Воронова О.Е.