Решение по делу № 33-3532/2021 от 05.10.2021

Судья Блейз И.Г.                        № 2-2726/2021

                                (в первой инстанции)

                                № 33-3532/2021

                                (в апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2021 года                            г.Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Ваулиной А.В.,

судей Герасименко Е.В., Балацкого Е.В.,

при секретаре Белановой О.А.,

с участием прокурора Колбиной Ю.С.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 августа 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Мироновой И.В. к Департаменту капитального строительства города Севастополя (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент образования и науки города Севастополя) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,

установила:

Заместителя прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Мироновой И.В. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просил понудить ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование своих требований указал, что Миронова И.В.. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Департамента образования города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Миронова И.В.. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Между тем, по настоящее время ей жилое помещение не предоставлено, чем нарушены жилищные права Мироновой И.В., установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 августа 2021 года требования заместителя прокурора удовлетворены.

С таким решением суда Департамент капитального строительства города Севастополя не согласен и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального прав, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что право Мироновой И.В. на обеспечение жильём должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Севастополе. Внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, действующим законодательством не предусмотрено. Данные обстоятельства при постановлении решения судом не учтены, в результате чего нарушены права иных лиц, состоящих в названной очереди на получения жилья в городе Севастополе. Также, апеллянт отмечает, что обязанность предоставить истцу жилое помещение не оспаривает, однако в своей деятельности ограничен бюджетным финансированием и установленной административной процедурой. Кроме того, в настоящее время принимается большое количество аналогичных судебных решений, что приводит к созданию очереди по их исполнению, ставит ответчика в затруднительное положение и приводит к наложению ответственности в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции Миронова И.В., представители Департамента капитального строительства города Севастополя, Департамента образования и науки города Севастополя не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. Третье лицо представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Участвующий в деле прокурор Колбина Ю.С. решение суда просила оставить без изменения.

Выслушав сторону истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные отношения, учёл все фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства; дав им надлежащую оценку правомерно исходил из того, что Миронова И.В. в установленном порядке приобрела право на обеспечение жильём по договору найма специализированного жилого помещения, против принятия мер к реализации которого ответчик необоснованно уклоняется.

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории города Севастополя установлен Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», статья 8 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части по их заявлению в письменной форме, по достижении ими 18-летнего возраста, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, достигших 18-летнего возраста, указанных в абзаце первом настоящей части, жилые помещения предоставляются им по окончании обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, срока пребывания в организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном федеральным законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после получения профессионального образования, по завершении профессионального обучения, либо после прохождения военной службы по призыву, либо после отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится, в частности, достижение возраста 18 лет, обращение в уполномоченный орган с письменным заявлением, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации и нуждаемость в жилом помещении.

В силу п. 3.1.2 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 08 сентября 2016 года № 840-ПП, Департамент в соответствии с основными задачами наделяется полномочиями в сфере жилищной политики, в том числе, участвует в формировании жилищного фонда города Севастополя, принимает решения о распоряжении жилищным фондом города Севастополя (п. 3.1.2.1); заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда города Севастополя, в том числе специализированного жилищного фонда города Севастополя (п. 3.1.2.6).

Пунктом 3.1.2.7 Положения установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Севастополя, иных правовых актов города Севастополя Департамент принимает решения, в том числе, о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Исходя из системного толкования изложенных выше норм, учитывая, что Департамент капитального строительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищной политики, принимая во внимание пункт 2.11 Положения, в силу которого одной из основных задач Департамента капитального строительства города Севастополя является оказание государственных услуг в сфере жилищной политики, то в возникших правоотношениях названный ответчик является обязанным лицом.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Миронова И.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла 18-ти летнего возраста. Её родителями являются мать – Миронова Н.В.; отец – Миронов В.В.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 августа 2007 года, вступившим в законную силу 28 сентября 2007 года, Миронова Н.В. и Миронов В.В., ранее отказавшиеся от своего ребёнка, лишены родительских прав в отношении дочери.

Таким образом, истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав.

Миронова И.В. не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а равно собственником жилого помещения. За ней, а также за её малолетней дочерью Мироновой А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прав на жилое помещение не регистрировалось.

С ДД.ММ.ГГГГ истец проживала в сиротской группе <данные изъяты> VIII вида, где обучалась и воспитывалась; с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на регистрационный учёт по месту нахождения данного образовательного учреждения по адресу: <адрес>.

На основании заключенного с ответчиком договора найма жилого помещения из состава маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Миронова И.В. занимает жилое помещение площадью кв.м по адресу: <адрес>.

Распоряжением Департамента образования города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ Миронова И.В. включена в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Таким образом, у Мироновой И.В. в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако, в нарушение закона такое жилое помещение ей, до настоящего времени состоящей на жилищном учёте, не предоставлено.

При таких обстоятельствах понуждение Департамента капитального строительства города Севастополя к предоставлению истцу жилого помещения, в котором он нуждается, является правомерным.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает ввиду следующего.

В силу пункта 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Потому ссылки апеллянта на эти обстоятельства, как основания, препятствующие удовлетворению заявленных требований, несостоятельны.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что исполнение решений по подобной категории дел связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, не зависящих от воли Департамента, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства не влияют на законность выводов обжалуемого решения и установленную законом обязанность представить перечисленным выше граждан, включая истца, жилое помещение.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, опровергают выводы суда первой инстанции, а потому являются несостоятельными. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 27 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 15 октября 2021 года.

Председательствующий:                        А.В. Ваулина

Судьи:                                    Е.В. Балацкий

                                        Е.В. Герасименко

33-3532/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Ваулина Анна Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.10.2021Передача дела судье
14.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее