ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-1758/2021 Судья-докладчик суда первой инстанции Благодатная Е.Ю.
Дело № 33-664/2022
УИД 91RS0003-01-2021-002794-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2022 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,
судей – Синани А.М., Подлесной И.А.,
при секретаре – Ушак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Ткаченко Д.В. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, третье лицо - союз организаций профсоюзов «Федерации независимых профсоюзов Крыма», о признании приказа незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и морального вреда в связи с незаконным увольнением,
по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 октября 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
В мае 2021 года Ткаченко Д.В. обратилась в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, окончательно уточнив который в октябре 2021г, просила:
- признать незаконным и отменить приказ Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-Л об увольнении по сокращению с государственной гражданской службы Ткаченко Д.В. с должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы и расторжении с ней служебного контракта;
- восстановить Ткаченко Д.В. на работе в должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым;
- взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в пользу Ткаченко Д.В. средний заработок за время вынужденного прогула, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 259 632,93 рубля;
- в случае фактического восстановления на работе после ДД.ММ.ГГГГ взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в пользу Ткаченко Д.В. средний заработок за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе исходя из среднедневного заработка - 2472,69 рублей;
- взыскать с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в пользу Ткаченко Д.В. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным увольнением в сумме 19 000,00 рублей;
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГг. истец Ткаченко Д.В. на основании приказа №-л принята на государственную гражданскую службу в Министерство жилищно-коммунального хозяйства РК и назначена на должность консультанта отдела кадровой работы государственной гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком издан приказ №-Л, согласно которому введена новая структура и штатное расписание Министерства, приказано предупредить государственных гражданских служащих Министерства в реорганизуемых подразделениях о предстоящем высвобождении согласно приложению №, в котором под порядковым номером 64 значилась Ткаченко Д.В., а также указано предложить государственным гражданским служащим все имеющиеся в Министерстве вакансии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Истец указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, ответчик фактически провел сокращение должности до истечения двух месяцев с момента принятия решения о сокращении, поскольку приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-Л ввел новое штатное расписание со ДД.ММ.ГГГГг, то есть за два месяца и 9 календарных дней до даты увольнения истца.
Прокуратура Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила истцу о том, что в ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 31 Закона № 79-ФЗ, штатное расписание утверждено приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-Л до истечения двухмесячного срока с момента уведомления работников о предстоящем увольнении, в связи с чем Прокуратурой подготовлено представление.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получено уведомление Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № о сокращении занимаемой должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы, а также сообщено, что по истечении двух месяцев со дня его получения с истом будет расторгнут контракт.
Также, ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление Министерства от ДД.ММ.ГГГГ о предложении в соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона №79-ФЗ, ч. 1 ст. 180 ТК РФ вакантных должностей согласно приложению к указанному уведомлению.
В числе вакантных должностей, приведенных в приложении к уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №, была указана должность заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы Управления правовой работы и государственной гражданской службы.
ДД.ММ.ГГГГ истец предоставила свое письменное согласие на замещение вакантной должности заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы из предложенного перечня вакантных должностей, о чем письменно написала согласие непосредственно на уведомлении Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил, что для замещения вакантной должности заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства установлены квалификационные требования к претенденту, в том числе, наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по направлению подготовки, специальности «юриспруденция», а поскольку у истца нет юридического образования, ответчик сослался на отсутствие оснований для занятия данной должности.
Истец имеет полное высшее экономическое образование по специальности «Учет и аудит» (специалист), а также второе высшее образование по специальности «Государственное управление» (магистр государственного управления).
Истец полагает, что ответчик незаконно отказал истцу в замещении вакантной должности заведующего сектором кадровой работы государственной гражданской службы по мотивам отсутствия юридического образования.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик предложил истцу вакантные должности, среди которых имелась должность заведующего отделом по вопросам обращения с отходами. На уведомлении истец указала о своем согласии на замещение ряда должностей, в том числе, должности заведующего отделом по вопросам обращения с отходами.
Между тем, приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-Л, истец уволена с занимаемой должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы и с ней расторгнут контракт на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в связи с сокращением.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Определением суда от 2 сентября 2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, привлечен Союз организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма». (1т. л.д. 213-214)
Определением суда от 24 сентября 2021г. заменено третье лицо Союз организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» на Крымскую республиканскую организацию общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения. (1т. л.д. 259-260)
В судебном заседании истец Ткаченко Д.В. и ее представитель Миркин А.Л. уточнённые исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства РК - Сидоренко Л.А. против удовлетворения исковых требований возражал, согласно представленных суду письменных возражений.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 11 октября 2021 года с учетом определения Центрального районного суда г. Симферополя от 03.11.2021г об исправлении описки, иск Ткаченко Д.В. удовлетворен частично.
Суд признал незаконным и отменил приказ Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-л об увольнении по сокращению с государственной гражданской службы Ткаченко Д.В. с должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы и расторжении с ней служебного контракта.
Суд восстановил Ткаченко Д.В. в должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд взыскал с Министерства жилищно-коммунального хозяйства в пользу Ткаченко Д.В. средний заработок за время вынужденного прогула в размере 188 651, 30 рублей и 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Суд взыскал с Министерства жилищно-коммунального хозяйства в доход бюджета госпошлину в размере 6 810 рублей.
Решение суда о восстановлении на работе и выплате заработной платы в течение трех месяцев (исходя из среднемесячной заработной платы в размере 37 730, 26 рублей) допущено к немедленному исполнению.
В остальной части в удовлетворении иска Ткаченко Д.В. отказано.
Не согласившись с указанным решением, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что ответчиком выполнены все возложенные на него обязательства при расторжении трудового договора по инициативе работодателя.
Ткаченко Д.В. решение суда не оспаривает. В возражениях, поданных на апелляционную жалобу, Ткаченко Д.В. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ткаченко Д.В. проходила государственную гражданскую службу Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГг замещала должность <данные изъяты> отдела кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым. (Приказ о приеме №-Л от ДД.ММ.ГГГГ, стаж государственной гражданской службы <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней). ( том 1, л.д.14, 15)
Из п.1.1 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, подотчетным и подконтрольным Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Структура и штатное расписание Министерства утверждаются Главой Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателем Совета министров Республики Крым в пределах установленной Советом министров Республики Крым предельной численности.(п.1.10 Положения)
Распоряжением Председателя Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг №-рп внесены изменения в распоряжение Председателя Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг №-рп «Об утверждении структуры и штатного расписания Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым», приложения 1 и 2 к нему изложены в новой редакции. (Приложение №- структура Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым, Приложение № штатное расписание Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым (том 1, л.д.86-92).
Во исполнение указанного Распоряжения министерством принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-Л «Об изменении структуры и штатного расписания Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым», которым введена новая структура и штатное расписание Министерства с ДД.ММ.ГГГГг. Указано о необходимости предупредить государственных гражданских служащих Министерства, замещающих должности государственной гражданской службы в реорганизуемых подразделениях, о предстоящем высвобождении по списку согласно приложению 1, предложить государственным гражданским служащим Министерства, определенным в п.2.1 настоящего приказа, все имеющиеся в Министерстве вакансии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно приложению 2, ознакомить государственных гражданских служащих Министерства, подлежащих перемещению с ДД.ММ.ГГГГ, по списку согласно приложению 3. (том 1, л.д.85)
В списке государственных гражданских служащих Министерства подлежащих высвобождению (Приложение № к приказу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-Л) под № указана должность <данные изъяты> отдела кадровой работы и государственной гражданской службы, которую замещала Ткаченко Д.В.(том 1, л.д.17)
ДД.ММ.ГГГГ. Ткаченко Д.В. ознакомлена с уведомлением сокращении занимаемой должности № от ДД.ММ.ГГГГ. (том 1, л.д.20)
Также, ДД.ММ.ГГГГ. Ткаченко Д.В. ознакомлена с уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ которым ей предложены образовавшиеся вакантные должности, согласно Приложению. На данном уведомлении истец указала, что она дает согласие на замещение вакантной должности заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы. (том 1, л.д.21 - 24)
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком истцу направлено сообщение №, согласно которому по результатам рассмотрения ее согласия на занятие вакантной должности заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства, истцу сообщено, что квалификационными требованиями к данной должности установлено наличие у лица, претендующего на ее замещение, высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по направлению подготовки, специальности «юриспруденция». В связи с отсутствием в материалах личного дела сведений о наличии у Ткаченко Д.В. указанного образования, основания для замещения вакантной должности заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы, отсутствуют. В связи с чем, Ткаченко Д.В. предложено рассмотреть иные вакантные должности. (том 1 л.д.25)
16.03.2021г. на данном уведомлении, Ткаченко Д.В. отмечено о несогласии с данным отказом и просьбой рассмотреть данный вопрос на комиссии по служебным спорам. (том 1 л.д.26)
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по служебным спорам Министерства жилищно – коммунального хозяйства Республики Крым принято решение о том, что спор Ткаченко Д.В. по вопросу отказа ей в занятии должности заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства, не подведомственен комиссии по служебным спорам Министерства ЖКХ РК. (том 1 л.д.141)
При этом, установлено, что в состав данной комиссии не входили представители государственных гражданских служащих, в том числе из выборного профсоюзного органа, что противоречит требованиям ч. 4 ст.70 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также свидетельствует об отсутствии необходимого кворума представителей государственных служащих.
ДД.ММ.ГГГГ истец ознакомлена с уведомлением о предложении должности согласно приложению, указала о согласии на замещение должности начальника управления правовой работы и государственной гражданской службы.(том 2, л.д.235)
По результатам рассмотрения указанного согласия, Министерством истцу сообщено, что квалификационными требованиями к данной должности установлено наличие у лица, претендующего на занятие данной должности, высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по направлению подготовки, специальности «Юриспруденция». В связи с отсутствием сведений о наличии у истца указанного образования, Министерство указало об отсутствии оснований для замещения истцом указанной должности. (том 2, л.д.224)
ДД.ММ.ГГГГ. Ткаченко Д.В. вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. о предложении вакантных должностей. (том 1, л.д.31-34)
Истец Ткаченко Д.В. просила ответчика рассмотреть возможность замещения ею должностей: начальника управления правовой работы государственной гражданской службы; начальника управления жилищного хозяйства; заместителя начальника управления заведующего отделом по обращениями с отходами; начальника управления жилищного хозяйства; начальника управления реализации государственных программ; начальника управления экономики предприятия ЖКХ и анализа; начальника управления финансов; начальника управления инженерной инфраструктуры ЖКХ; заместителя начальника управления-заведующего отделом жилищного хозяйства и переселения из аварийного жилья управления жилищного хозяйства. (том 1 л.д.31-32)
Приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко Д.В. (консультант отдела кадровой работы и государственной гражданской службы) уволена с государственной гражданской службы Республики Крым, по сокращению должностей государственной службы ДД.ММ.ГГГГ, и с ней расторгнут заключенный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РК и замещении должности государственной гражданской службы РК от ДД.ММ.ГГГГ №. (том 1 л.д.35)
Из ответа прокуратуры Республики Крым на имя истца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по обращениям истца прокуратурой установлено, что в нарушение ч.2 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ штатное расписание, утвержденное приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-Л введено в действие до истечения двухмесячного срока с момента уведомления работников о предстоящем сокращении. В нарушение ч.1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ истцу и иным работникам, в адрес которых Министерством направлены уведомления о сокращении, предложены вакантные должности, в том числе не соответствующие уровню квалификации, специальности, направлению подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, уровню профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности.( том 1, л.д.39-41)
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что ответчиком нарушен порядок увольнения истца с государственной гражданской службы Республики Крым по сокращению должностей государственной службы.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является принцип равного доступа граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего (пункт 3 статьи 4 названного закона).
В пункте 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 указанного федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ урегулированы отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. (часть 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (часть 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. (часть 6 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.
Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренных частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.
Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" не содержит норм, обязывающих представителя нанимателя заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения, предложения об их замещении, должны производиться в течение всего срока проведения мероприятий по сокращению численности или штата гражданских служащих, по день их увольнения.
Из материалов дела следует, что при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы ответчиком истцу предлагались вакантные должности.
ДД.ММ.ГГГГ истец просила рассмотреть вопрос о возможности замещения ею ряда должностей. Как следует из информации, предоставленной ответчиком, на должность начальника управления жилищного хозяйства сотрудник был принят ДД.ММ.ГГГГ; на должность заместителя начальника управления – заведующий отделом по обращению с отходами – сотрудник принят ДД.ММ.ГГГГ; на должность начальника управления инженерной инфраструктуры ЖКХ сотрудник принят ДД.ММ.ГГГГ, на должность заместителя начальника управления – заведующего отделом жилищного хозяйства и переселения из аварийного жилья управления жилищного хозяйства сотрудник принят ДД.ММ.ГГГГ. (том 2, л.д.222)
Между тем, от занятия указанных должностей истец не отказывалась. Доказательств того, что с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы, истец не могла занимать указанные должности, ответчик не предоставил.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что среди предложенных истцу вакантных должностей, на замещение которых истец дала согласие, имелась должность заведующего сектором кадровой работы и государственной гражданской службы.
Ответчиком истцу было указано на отсутствие оснований для замещения ею указанной должности в связи с отсутствием соответствующего образования. Таким образом, истцу была предложена должность, не соответствующая уровню квалификации, специальности, направлению подготовки, уровню профессионального образования, что противоречит положениям ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации"
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, являются верными выводы суда о несоблюдении ответчиком порядка увольнения истца с государственной гражданской службы Республики Крым по сокращению должностей государственной гражданской службы.
В связи с чем, суд обоснованно признал незаконным и отменил приказ Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым от 11 мая 2021 года № 164-л об увольнении по сокращению с государственной гражданской службы Ткаченко Д.В. с должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы и расторжении с ней служебного контракта, восстановил истца в должности консультанта отдела кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут влиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную им в суде первой инстанции и являвшуюся предметом изучения, сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, что является недопустимым, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы решения суда.
Кроме того, установив нарушение прав истца, суд пришел к выводу о взыскании в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 188 651, 30 рублей и 5 000 рублей в счет компенсации морального вреда.
Доводов относительно взысканных судом сумм среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда апелляционная жалоба не содержит.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от11 октября 2021 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым оставить без удовлетворения.
Председательствующий – Чистякова Т.И.
Судьи – Синани А.М.
Подлесная И.А.