Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-2872/2021 от 25.02.2021

    № 16-2872/2021

                                     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар                                             7 июня 2021 года

       Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу защитника администрации Щепкинского сельского поселения Лебедева И.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Аксайского района Ростовской области от 18 июня 2020 года и решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 6 октября 2020 года, вынесенные в отношении администрации Щепкинского сельского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                      установил:

         постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Аксайского района Ростовской области от 18 июня 2020 года, администрация Щепкинского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 6 октября 2020 года указанное постановление изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении администрации Щепкинского сельского поселения по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

     Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

     Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

          Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации Щепкинского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой    послужили обстоятельства того, что 20 марта 2020 года в 11 часов 40 минут в ходе обследования должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по Аксайскому району улично-дорожной сети на участке автомобильной дороги: <адрес>, выявлен факт невыполнения требований пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и пункта 13 Основных положений по обеспечению безопасности дорожного движения, выразившихся в непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, а именно наличие на проезжей части плавного искажения поперечного профиля покрытия, локализованное вдоль полос наката, максимальная глубина колен, измеренная по обоим полосам наката составила 10,5 см.

Исходя из приведенных обстоятельств мировой судья посчитал вину юридического лица доказанной.

Судья районного суда признал постановление мирового судьи обоснованным.

            Между тем, с выводами судебных инстанций согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

     Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Выводы судебных инстанций об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности, что в рассматриваемом случае мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела не было учтено.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В силу абзаца шестого пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым пункта 4 статьи 6 указанного закона, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Абзацем первым пункта 4 статьи 6 названного закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся в частности осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно части 4 статьи 15 вышеназванного закона органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 г. №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, между администрацией Аксайского района и администрацией Щепкинского сельского поселения 25 декабря 2017 года заключено Соглашение о передаче части полномочий по вопросу местного значения в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечении функционирования парковок (парковочных мест), осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1.2 Соглашения).

При этом в соответствии с пунктом 6.3 Соглашения поселение несет ответственность за осуществление переданных ему полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами.

В силу пунктов 3.3 и 3.4 Соглашения исполнение переданных полномочий осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, уполномоченным органом от муниципального района по их перечислению является Управление Коммунального и дорожного хозяйства администрации Аксайского района.

На указанные обстоятельства при составлении протокола об административном правонарушении, а также в жалобе на постановление мирового судьи указывал глава администрации сельского поселения, ссылаясь также на то, что бюджет на 2018 год сельским поселением был освоен, на последующие годы финансирование на осуществление полномочий в области дорожной деятельности не выделялось.

     То есть в ходе производства по делу заявитель оспаривал виновность в совершении вменяемого административного правонарушения, последовательно заявляя, что юридическое лицо не является субъектом данного административного правонарушения.

Судебные инстанции приведенным доводам надлежащую оценку не дали, сведения о перечислении иных межбюджетных трансфертов в 2019 и 2020 году из администрации района не истребовали, вопрос об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения из иных источников местного бюджета не выясняли.

При этом мировой судья, признавая факт отсутствия финансирования, посчитал, что это обстоятельство не освобождает администрацию сельского поселения от соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Однако такой вывод противоречит условиям пункта 6.3 Соглашения, поскольку отсутствие финансирования не позволяет осуществлять администрации Щепкинского сельского поселения полномочия в области дорожной деятельности.

Само по себе наличие соглашения о передаче полномочий по решению вопроса местного значения, касающегося дорожной деятельности, при отсутствии надлежащего финансирования не свидетельствует о неисполнении своих обязательств администрацией Щепкинского сельского поселения.

Данных о том, что безопасность дорожного движения на территории сельского поселения может быть обеспечена из иных ресурсов, материалы дела не содержат, должностным лицом и судебными инстанциями не приведено.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае судебными инстанциями не установлено выполнение администрацией муниципального района своих обязательств, установленных Соглашением, по финансированию сельского поселения на реализацию возложенных полномочий по содержанию автомобильных дорог местного значения, то вывод о непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении не может быть признан сделанным с учетом фактических обстоятельств дела и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что признается существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

       При таких данных вывод судебных инстанций о виновности сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка № 2 Аксайского района Ростовской области от 18 июня 2020 года и решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 6 октября 2020 года, вынесенные в отношении администрации Щелкинского сельского поселения по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.

    Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

          постановил:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 12.34 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

       ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.

            ░░░░░                                       ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. №5-2-549/2020

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. №12-605/2020

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. №16-2872/2021

16-2872/2021

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ ЩЕПКИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее