УИД 61RS0022-01-2024-001673-83
№ 2-2390/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таганрог Ростовской области 14 мая 2024 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бондаренко Н.А.,
при секретаре судебного заседания Зубец О.Р.,
с участием:
старшего помощника прокурора г. Таганрога Ищенко И.П.,
представителя Администрации г. Таганрога Тугуз Р.Т., на основании доверенности от <дата>
представителя МКУ «Благоустройство» Ирхина В.Н. на основании доверенности № от <дата>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Таганрога действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, МКУ «Благоустройство», ООО «Экотранс», о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой г. Таганрога в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», поручения прокуратуры области от <дата> №, проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что часть земельного участка, собственность на который не разграничена, расположенного в кадастровом квартале №, около земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>, находится в ведении муниципального образования «Город Таганрог».
На вышеуказанном земельном участке выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, также на указанном земельном участке размещен контейнер, который согласно реестру мест накопления твердых бытовых отходов г.Таганрога, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога от <дата> № «О внесении измене6ний в приказ УЖКХ г.Таганрога от <дата> №», не значится, ввиду чего установлен незаконно.
На основании изложенного, истец просит суд возложить на администрацию г. Таганрога обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале №, около земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>.
В процессе рассмотрения гражданского дела, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены МКУ «Благоустройство», ООО «Экотранс».
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П., поддержал заявленные исковые требования по изложенным доводам, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Тугуз Р.Т. действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица МКУ «Благоустройство» Ирхин В.Н, действующий на основании доверенности просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ООО «Экотранс» в судебное заседание своего представителя не направил, извещался судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако конверт возвращен в адрес суда с отметкой «истек срок хранения».
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В силу ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ходе судебного заседания установлено, прокуратурой г. Таганрога в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», поручения прокуратуры области от <дата> № проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от <дата> №, являются несанкционированными свалками отходов.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
В нарушение указанных норм законодательства, в ходе проверки в границах муниципального образования «город Таганрог» на земельном участке с адресным ориентиром: <адрес> в кадастровом квартире №, выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, также на указанном земельном участке размещен контейнер, который согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов г.Таганрога, утвержденному приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от <дата> № «О внесении изменений в приказ УЖКХ г.Таганрога от <дата> №» не значится, ввиду чего установлен незаконно.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от <дата>.
Размещение твердых бытовых отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе, на территориях, не оборудованных для данных целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
В соответствии с п. 11, 24, 25, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства, осуществление муниципального земельного контроля.
Аналогичные положения содержатся в п. 24 ч. 1 ст. 10, п. 31 ч. 1 ст. 41 Устава муниципального образования «город Таганрог».
Таким образом, обязанность по предотвращению загрязнения земель отходами лежит на органе местного самоуправления городского округа как органе, уполномоченном распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена, т.е. на администрации г. Таганрога.
Экологическая безопасность населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. Неисполнение администрацией г. Таганрога указанных выше требований действующего законодательства создает опасность причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде.
По факту несанкционированного размещения отходов по вышеуказанным участкам прокуратурой г. Таганрога в адрес администрации г. Таганрога вносилось представление об устранении нарушений закона, при этом, должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято.
До настоящего времени ответчиком не принято мер по ликвидации несанкционированные свалки отходов на земельном участке расположенном в кадастровом квартале №, около земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Таганрога, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов – удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию г. Таганрога в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале №, около земельного участка с адресным ориентиром: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.А.Бондаренко
Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2024.