Дело № 2-69/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Далматово Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Карелина А.В.,
при секретаре Порошиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некурящих (Юманкиной) Марии Владимировны к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, финансировании предоставления жилого помещения,
Установил:
Некурящих (после заключения брака **.**.**** Юманкина) М.В. обратилась в Далматовский районный суд Курганской области с иском к Администрации Далматовского района Курганской области, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о возложении на Правительство Курганской области обязанности профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения истцу; возложении на Администрацию Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района, как отраслевого (функционального) органа Администрации Далматовского района), обязанности предоставить по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г.Далматово Курганской области, общей площадью, не менее 15 кв.м. В исковом заявлении истец указала, что в соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Далматовского района №* от **.**.**** она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями. Истец достигла Данные Изъяты, окончила в **.**.**** общеобразовательную школу, в **.**.**** окончила Адрес Обезличен. Жилое помещение с момента включения в список и до настоящего времени по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено. В исковом заявлении истец ссылается на ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству».
Определением Далматовского районного суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Финансовое управление Курганской области.
Истец Юманкина (до регистрации брака Некурящих) иск поддержала. Дополнительно пояснила, что в **.**.**** ее родители ФИО3 и ФИО2 решением Далматовского районного суда лишены родительских прав. До **.**.**** с момента рождения проживала с родителями по адресу: Адрес Обезличен. Ей был назначен опекун ФИО15, которая являлась ее опекуном с **.**.**** г. по **.**.**** г. В **.**.**** году она окончила Данные Изъяты. **.**.**** окончила Данные Изъяты». Ее мать ФИО3 умерла в **.**.****. Имеет в собственности 1/2 доли квартиры, расположенной по адресу: Адрес Обезличен, вторая 1/2 доли принадлежит ее родному брату. Данная доля в квартире ей перешла в порядке наследования. До **.**.**** она проживала в жилом помещении опекуна по адресу: Адрес Обезличен. На период обучения в Адрес Обезличен проживала в общежитии техникума. С **.**.**** проживает в вышеуказанной квартире по месту регистрации, так как больше проживать ей негде. Данная квартира является однокомнатной, в квартире имеется только центральное отопление, другого благоустройства в квартире нет. **.**.**** она заключила брак, в связи с чем сменила фамилию на Юманкину, **.**.**** у нее родилась дочь – ФИО16 В настоящее время в квартире проживает ее отец – ФИО2, который был лишен родительских прав в отношении нее, без регистрации проживает ее супруг ФИО17, малолетняя дочь ФИО16 зарегистрирована по адресу с **.**.**** г., также без регистрации в квартире проживает сожительница отца – ФИО18. Также в квартире зарегистрирован и проживает ее брат – ФИО2 В данном жилом помещении проживать невозможно, так как отец ФИО19 ведет аморальный образ жизни, злоупотребляет спиртным, Данные Изъяты, условий проживания в квартире не имеется. Ее отец ФИО2 проживает в данной квартире много лет. Постановлением Администрации Далматовского района от **.**.**** установлен факт невозможности ее проживания в вышеуказанном жилом помещении. Площадь вышеуказанной квартиры составляет 27.3 кв.м., жилая площадь составляет 16,2 кв.м.Просит выделить ей жилое помещение в г.Далматово, так как в дальнейшем намерена проживать в г.Далматово Курганской области.
Представитель ответчиков Администрации Далматовского района и Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района Ильиных А.В.требования искового заявления признал. Суду пояснил, что истец имеет статус ребенка-сироты, данный статус истца ответчиками не оспаривается. Истец состоит в Списке детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Так же в материалах дела имеются доказательства того, что истец не может проживать в квартире вместе со своим отцом, так как он страдает хроническим алкоголизмом, такое основание для признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением имеется в законе Курганской области, то есть истец включена в список законно: ей исполнилось 18 лет, она закончила образовательное учреждение, на государственном обеспечении не стоит, поэтому она подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 15 кв.м. Обеспечение жилым помещением данной категории лиц возложено на органы местного самоуправления, а обязанность профинансировать предоставление жилого помещения возложена на субъект РФ. Жилые помещения приобретаются органом местного самоуправления за счет субвенций, выделяемых субъектом РФ. Поступившие в 2014 году из областного бюджета средства на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, израсходованы полностью. Поступление денежных средств на эти цели из области предполагается только в третьем квартале 2015 года. Жилья и средств на эти цели в районе нет. На момент рассмотрения спора жилое помещение Некурящих (Юманкиной) М.В. не предоставлено. Правомерность постановки на учет истца, как нуждающегося в жилом помещении, и нуждаемость истца в предоставлении жилого помещения представителем ответчиков не оспаривается. Также считает, что правомерно постановлением Администрации Далматовского района №* от **.**.**** признан факт невозможности проживания истца в жилом помещении, расположенном по адресу: Адрес Обезличен4.
Будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, представитель ответчика - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, представил возражение на исковое заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело в его отсутствие. Считает, что Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком и просит отказать в удовлетворении предъявленных требований. В обосновании указывает, что заявление о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут представить в уполномоченный орган по месту их жительства дети – сироты, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 г. Федеральным законодательством с 01.01.2013 г. определено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот из специализированного жилого фонда. Кроме того, исключено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот. Законодательством Курганской области урегулирован заявительный порядок включения в список детей-сирот, лиц из их числа. Государственные полномочия Курганской области по однократному предоставлению детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилого фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, необходимые для осуществления данных государственных полномочий субвенции предусмотрены в бюджете Курганской области на 2014 год. Указывает, что истцом не предоставлено доказательств невыполнения Правительством Курганской области полномочий по финансированию переданных полномочий.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - УДОКМС Администрации Далматовского района (органа опеки и попечительства) в судебное заседание не явился, о месте дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании 26.01.2015 г. представитель третьего лица Зуйков И.Н. исковые требования поддержал и пояснил, что Юманкина (Некурящих) М.В. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Постановлением Администрации Далматовского района от **.**.**** установлен факт невозможности ее проживания в вышеуказанном жилом помещении в связи с тем, что ФИО2 страдает Данные Изъяты, что подтверждается медицинскими справками, имеющимися в учетном деле.
Представитель третьего лица – Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, отзыва и возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Администрации города Далматово в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом был извещен.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно копии свидетельства о рождении (№*) родителями Некурящих М.В. **.**.**** года рождения, являются ФИО2 и ФИО3.
Решением Далматовского районного суда Курганской области от **.**.**** г., вступившим законную силу **.**.**** г., ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении Некурящих М.В.
Согласно свидетельства о смерти №*) ФИО3 умерла **.**.****.
Согласно копии свидетельства о браке (I№*) **.**.**** ФИО17 и Некурящих М.В. заключили брак, после регистрации брака жене присвоена фамилия Юманкина.
Согласно копии свидетельства о рождении (№*) ФИО16, **.**.**** года рождения ее родителями являются ФИО17 и ФИО17В.
Распоряжением Администрации Далматовского района №630-р от **.**.**** ФИО15 назначена опекуном над Данные Изъяты Некурящих М.В., также указано, что закрепить за Данные Изъяты Некурящих М.В. жилую площадь не представляется возможным по причине отсутствия жилой площади у родителей.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, которым в соответствии с настоящим ФЗ предоставлено право на дополнительные гарантии по социальной защите и социальной поддержке.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Юманкина (Некурящих) М.В. относится к числу лиц, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, указанный правовой статус истца ответчиками не оспаривается.
Постановлением Администрации Далматовского района от **.**.**** №* Некурящих М.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, под учетным номером 78.
Право Юманкиной (Некурящих) М.В. на обеспечение жилой площадью гарантируется ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г., согласно п.1 которого, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
П. 3 ст. 8 указанного Федерального закона предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с п.4 вышеуказанной нормы права - проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: … общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
В соответствии с п.3 ст.6 Закона Курганской областиот 31 декабря 2004г. N6
"О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в ред. от 28.04.2014 г.) - проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии обстоятельств, установленных федеральным законодательством, а также в случаях проживания в таких жилых помещениях лиц: 1)не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих самостоятельное право пользования жилым помещением; 5)больных хроническим алкоголизмом или наркоманией. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п. 8 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного ФЗ).
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Статья 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29февраля2012года №15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», предусматривающей принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в подпункте 14.2 устанавливает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с решением Далматовской городской Думы от **.**.**** «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилищном фонде муниципального образования г.Далматово в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в Администрацию г.Далматово в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Согласно копии домовой книги для прописки граждан, проживающих в доме по адресу: Адрес Обезличен, справки Администрации г.Далматово от **.**.**** г., адресных справок ОУФМС Курганской области в Далматовском районе от **.**.**** г., копии свидетельства о регистрации по месту жительства ФИО16 №* от **.**.**** в данном жилом помещении зарегистрированы: отец истца - ФИО2 с **.**.**** г., Некурящих М.В. с **.**.**** г., брат истца ФИО2 с **.**.**** г., с **.**.**** по данному адресу также зарегистрирована ФИО16, **.**.****.
Согласно материалов наследственного дела №*, свидетельства о праве на наследство по закону от **.**.**** г., выданного нотариусом Далматовского нотариального округа, после смерти ФИО22, умершей **.**.**** г., наследниками, принявшими наследство по 1/2 доле являются Некурящих М.В. и ФИО2 Наследство, на которое выдано свидетельство о праве на наследство по закону, состоит из квартиры, расположенной по адресу: Адрес Обезличен.
В соответствии с копией свидетельства о государственной регистрации права №* от **.**.**** и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества №* от **.**.**** Некурящих М.В. принадлежит на праве общей долевой собственности 1/2 доля квартиры, общей площадью 27.3 кв.м., расположенной по адресу Адрес Обезличен14, дата государственной регистрации права **.**.**** г., основание регистрации права – свидетельство о праве на наследство по закону.
Постановлением Администрации Далматовского района №* от **.**.**** признан факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: Адрес Обезличен Некурящих М.В., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время Юманкина (Некурящих) М.В. других жилых помещений в собственности не имеет, что подтвержденоуведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области №* от **.**.****
Согласно справок ГБУ «Далматовская центральная районная больница» от **.**.**** и **.**.**** ФИО2 состоит на учете в Далматовском наркологическом кабинете с **.**.**** г. с диагнозом «Данные Изъяты».
Согласно копии технического паспорта на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: Адрес Обезличен, данная квартира находится в двухэтажном жилом доме, процент износа составляет 54%, общая площадь квартиры составляет 27,3 кв.м, жилая площадь составляет 16,2 кв.м.
Из свидетельств, выданных образовательными учреждениями, следует, что Некурящих М.В. в **.**.**** окончила Данные Изъяты г. Данные Изъяты».
Из справки №* от **.**.**** г., выданной Данные Изъяты», следует, что Некурящих М.В. обучалась в Данные Изъяты по профессии «штукатур, маляр» с **.**.**** (приказ о зачислении №29-к от **.**.**** г.) по **.**.**** (приказ о выпуске №25-к от **.**.**** г.). На период обучения находилась на полном государственном обеспечении и проживала по адресу: Адрес Обезличен.
В судебном заседании из представленных суду доказательств установлено, что несмотря на наличие у истца в собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес Обезличен, общей площадью всей квартиры 27,3 кв.м., истец нуждается в улучшении жилищных условий, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения – на момент предъявления иска общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении составляла 9.1 кв.м. (27.3 кв.м. : 3 чел. – граждане проживающие и зарегистрированные по данному адресу), на момент рассмотрения дела 6,8 кв.м. (27.3 кв.м. : 4 чел. – граждане проживающие и зарегистрированные по данному адресу). Учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет установленная в г.Далматово составляет 12 и менее квадратных метров на одного человека.
На основании изложенных доказательств, следует сделать вывод, что истец по достижении 18-летнего возраста, окончив учебное заведение, является нуждающимся в предоставлении жилого помещения как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей и не имеющее жилого помещения в собственности или по договору социального найма, соответствующее учетной норме площади жилого помещения, так как постановлением Администрации Далматовского района №* от **.**.**** признан факт невозможности проживания истца в жилом помещении, в связи с проживанием в данном жилом помещении на законных основаниях ФИО2, страдающего заболеванием – Данные Изъяты, а также в связи с тем, чтообщая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, поэтому имеются все правовые основания для одноразового обеспечения Некурящих М.В. жилым помещением в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. и ст. 109.1 ЖК РФ.
Правомерность постановки на учет истца, как нуждающегося в жилом помещении, и правомерность признания факта невозможности проживания в жилом помещении Некурящих (Юманкиной) М.В. согласно представленных документов, сомнений у суда не вызывает, и сторонами по делу не оспаривалась. Оснований для снятия истца с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется (ст. 56 ЖК РФ).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Юманкиной (Некурящих) М.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 ст. 8, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
На момент рассмотрения спора жилое помещение Юманкиной (Некурящих) М.В. не предоставлено.
Поскольку субъективное право истца на одноразовое получение жилого помещения как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, возникло по прежней редакции ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», когда оно являлось внеочередным, иск судом должен быть разрешен по существу вне зависимости от того, получили ли жилые помещения другие лица, имеющие аналогичное право, вставшие на учет ранее истца, поскольку в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в **.**.**** г. Некурящих М.В. была включена.
В соответствии с п. 1 резолютивной части Определения Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года № 250-О-П было установлено, что абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (с последующими изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления Курганской области наделяются полномочием по однократному предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в порядке, установленном законодательством Курганской области, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также принятие решения о заключении на новый пятилетний срок договора найма специализированного жилого помещения (п. 44 в ред. Закона Курганской области от 26.12.2012 г. № 83).
В соответствии с Приложением № 1 к данному закону, указанное в п. 1 п. 44 ст. 3 Закона полномочие передано МО Далматовский район.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 4 указанного Закона Курганской области, органы местного самоуправления при осуществлении полномочий по опеке и попечительству имеют право на финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству.
В п.п. 1 п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 предусмотрено, что органы государственной власти Курганской области, обеспечивающие осуществление органами местного самоуправления полномочий по опеке и попечительству, обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления полномочий по опеке и попечительству.
В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления Курганской области, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области.
П. 2 ст. 8 указанного Закона Курганской области предусматривает, что объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области для осуществления полномочий по опеке и попечительству, определяется в соответствии с методикой согласно приложениям 2 - 11 к настоящему Закону. Поэтому доводы представителя Финансового управления о неисполнимости судебного решения в связи с не указанием в исковом заявлении суммы финансирования из бюджета Курганской области является несостоятельным, поскольку методика определения объема субвенций определена законодательно.
Согласно ст. 19 Устава муниципального образования Далматовского района, структуру органов местного самоуправления Далматовского района образуют: Далматовская районная Дума, глава Далматовского района и Администрация Далматовского района, которая в соответствии со ст. 37 Устава является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области. Структуру Администрации Далматовского района составляют глава Далматовского района – глава администрации Далматовского района, первый заместитель и заместитель главы Администрации Далматовского района, структурные подразделения администрации Далматовского района, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации Далматовского района. Из ст. 37 Устава следует, что Администрация Далматовского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.
Из Решения Далматовской районной Думы № 125 от 29.04.2011 года (с последующими изменениями) установлено, что в состав структуры Администрации Далматовского входит Управление имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района.
В соответствии с Положением об управлении имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, утвержденным Решением Далматовской районной Думы № 294 от 28.03.2013 года, Управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации Далматовского района и юридическим лицом, созданным в целях решения вопросов муниципального образования Далматовского района и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Далматовского района федеральными законами и законами Курганской области, в сфере имущественных и земельных отношений. Основной целью деятельности Управления является осуществление полномочий МО Далматовского района по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Далматовского района, земельными участками, муниципальной собственности Далматовского района и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Далматовского района. Управление заключает, расторгает, вносит изменения в договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда и социального найма жилых помещений, купли-продажи муниципального имущества (п. 1.7 ст.3 Положения).
Согласно ведомственной структуры расходов районного бюджета на 2015 год (приложение №9 к Решению районной Думы «О районном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») в разделе «Социальная политика» предусмотрены субвенции на однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений - 2945 тыс. руб., исполнение судебных актов о возложении на органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области обязанности по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилых помещений по договорам социального найма, а также по выплате денежной компенсации в счет предоставления указанных жилых помещений - 897 тыс. руб., предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в сумме 2847 тыс. руб.
Согласно справке финансового управления администрации Далматовского района от 05.02.2014 г. №2015, поступившие в 2014 году в бюджет Далматовского района денежные средства на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, освоены в полном объеме. В 2015 году в областном бюджете предусмотрено субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в сумме 6689 тыс. руб. поступление денежных средств, предусмотренных на вышеуказанные цели, планируется на 3 квартал 2015 года.
Право истца на одноразовое обеспечение жилым помещением нарушается, жилое помещение органом местного самоуправления после окончания учебного заведения истцу не было предоставлено, поэтому в силу ст. 3, 45 ГПК РФ истец правомерно обратился суд за защитой нарушенных прав.
В соответствии с вышеуказанными нормами федерального, областного и муниципального законодательства Юманкина (Некурящих) М.В. должна была быть одноразово обеспечена жилым помещением органами местного самоуправления муниципального образования Далматовский район за счет выделенных из областного бюджета на эти цели субвенций.
Следует признать надлежащим ответчиком по делу Администрацию Далматовского района в лице ее отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района, которое следует обязать предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте г.Далматово Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Пункт 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 г. № 2-П устанавливает, что Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 130, часть 1); право граждан на участие в местном самоуправлении путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления относится к основным правам и свободам, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 2; статья 17, часть 1; статья 32, часть 2; статья 130, часть 2); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Также абц. 4 п. 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации предусматривает, что данные требования должны учитываться и при реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться, как это вытекает из статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
При рассмотрении данного гражданского дела установлено, что полномочия по обеспечению детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа жилыми помещениями переданы муниципальному образованию Далматовский район.
Исходя из вышеизложенного, суд считает законными и обоснованными исковые требования Юманкиной (Некурящих) М.В. о возложении обязанности на Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Далматовского района в лице Управления имущественных и земельных отношений Администрации Далматовского района жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. При этом суд не применяет нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, а применяет вышеуказанные нормы федерального законодательства, законодательства Курганской области и правовые позиции по этим вопросам, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, подлежащие обязательному применению, поскольку при реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, которыми они могут наделяться, федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации, должна осуществляться обязательная передача необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а в 2015 году такие средства МО Далматовский район до момента вынесения решения суда не были перечислены.
Согласно ч.1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Юманкиной (Некурящих) Марии Владимировны к Администрации Далматовского района, Управлению имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения и возложении обязанности по финансированию удовлетворить.
Обязать Администрацию Далматовского района Курганской области в лице отраслевого (функционального) органа местного самоуправления - Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области предоставить Юманкиной (Некурящих) Марие Владимировне, **.**.**** года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г.Далматово Курганской области, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Некурящих Марие Владимировне, **.**.**** года рождения, Администрацией Далматовского района Курганской области в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца, путем принесения апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.
Председательствующий судья А.В. Карелин