Решение по делу № 21-705/2022 от 17.08.2022

Судья Кондрашкина Ю.А. Дело № 21-705/2022 (№ 12-301/2022)

УИД: 64RS0043-01-2021-007784-11

РЕШЕНИЕ

12 сентября 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Мухиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Мурзыгалиевой Н.В. на решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 16 июня 2022 года по жалобе публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «РуссНефть» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 7 сентября 2021 года и решение заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «РуссНефть»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Мурзыгалиевой Н.В. № 1-500/2021 от 7 сентября 2021 года публичное акционерное общество Нефтегазовая компания «РуссНефть» (далее – ПАО НК «РуссНефть») привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Кургановой Е.А. от 24 сентября 2021 года № 11юр жалоба ПАО НК «РуссНефть» оставлена без удовлетворения, вышеуказанное постановление – без изменения.

Решением судьи Волжского районного суда города Саратова от 16 июня
2022 года постановление от 07 сентября 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Мурзыгалиева Н.В. обратилась в Саратовский областной суд с жалобой об отмене решения районного суда, полагая, что выводы суда противоречат нормам материального права, поскольку используемые юридическими лицами земельные участки, на которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду подлежат постановке на учет.

В судебном заседании защитник ПАО НК «РуссНефть» - Столярова Е.А. возражала против доводов жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив законность постановленного судом решения, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 8.46 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 статьи 69.2 указанного закона установлено, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту – НВОС), на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность. Для принятия решения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, которое обязано поставить объект НВОС на государственный учет, необходимо, в том числе, руководствоваться информацией, регистрируемой в Едином государственном реестре прав (в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и содержащейся в лицензиях, выданных для реализации хозяйственной и иной деятельности на объекте НВОС.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (статья 1 Федерального закона от 10 января 2021 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Должностное лицо, вынося оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности исходил из следующего.

В ходе сверки данных реестра поднадзорных объектов недропользования с базой данных Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования и государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду, было выявлено, что ПАО НК «РуссНефть» не выполнило обязанность по постановке объектов геологического надзора, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, а именно участок недр, предоставленный в пользование на основании лицензии СРТ 01825НЭ.

ПАО НК «РуссНефть» осуществляет пользование недрами в пределах Соколовогорского лицензионного участка на основании лицензии СРТ 01825НЭ (дата государственной регистрации 28 февраля 2017 года). Цель пользования недрами: разведка и добыча полезных ископаемых.

В рассматриваемой ситуации, в отношении Соколовогорского лицензионного участка недр должен осуществляться государственный экологический, геологический и земельный надзоры.

В государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду числится объект ПАО НК «РуссНефть» под номером 63-0164-001316-П (УППН Соколовогорский (головные сооружения) цех МТО, АУП), который включает в себя государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, и подлежит государственному экологическому надзору.

В государственном реестре объектов НВОС данные об объекте – Соколовогорский участок недр, как предмет геологического надзора, отсутствуют.

Таким образом, должностное лицо сделало вывод о том, что ПАО НК «РуссНефть» не выполнило обязанность по постановке на государственный учет объекта геологического надзора – Соколовогорского участка недр, тем самым нарушили требования, установленные пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2021 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В связи с чем постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Мурзыгалиевой Н.В. № 1-500/2021 от 7 сентября 2021 года ПАО НК «РуссНефть» было привлечено к административной ответственности по статье 8.46 КоАП РФ с назначением наказания.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ суд первой инстанции правильно исходил из того, что законодательство не обязывает дополнительно ставить на учет участок недр, на котором расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Так, согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так, объект негативного воздействия ПАО НК «РуссНефть» поставлен на учет в соответствии с требованиями законодательства и Федеральный закон от 10 января 2021 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не обязывает дополнительно ставить на учет участок недр пользования как объект негативного воздействия, поскольку в данном случае участок не является таковым в силу данного в указанном законе понятия «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду».

Приведенные в оспариваемом постановлении ссылки на Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398, Постановление Правительства РФ № 1095 от 30 июня 2021 года, не относят участок к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в них идет речь об учете земельных участков.

Оснований для отмены судебного акта по доводам жалобы не установлено, наличие состава административного правонарушения является единственным основанием наступления административной ответственности за совершенное деяние, следует признать, что такой элемент состава административного правонарушения, как его объективная сторона, а именно совершение должностным лицом противоправного действия или бездействия, в рассматриваемом случае не доказан.

Кроме того, КоАП РФ не предусматривает право суда, рассматривающего жалобу на постановление, решение по делу об административном правонарушении, при отсутствии существенных нарушений процессуальных требований, вынести решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Исходя из указанных правовых норм, при отсутствии процессуальных нарушений по результатам пересмотра судебного акта возможность его изменения и ухудшения при этом положения лица, привлекаемого к ответственности, не предусмотрена.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 названного кодекса, составляет один год.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из смысла указанных норм, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.

При таких обстоятельствах правовых оснований к отмене решения судьи Волжского районного суда города Саратова от 16 июня 2022 года не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Волжского районного суда города Саратова от 16 июня
2022 года по жалобе публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «РуссНефть» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям
от 7 сентября 2021 года и решение заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 24 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества Нефтегазовая компания «РуссНефть» оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Мурзыгалиевой Н.В. - без удовлетворения.

Судья Т.Е. Шмидт

21-705/2022

Категория:
Административные
Ответчики
ПАО Нефтегазовая Компания "РуссНефть"
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Шмидт Т.Е.
Статьи

8.46

Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
18.08.2022Материалы переданы в производство судье
12.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2022Дело оформлено
20.09.2022Дело передано в экспедицию
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее