Мотивированное решение суда изготовлено 24.05.2022
Гражданское дело № 2-1776/2022
66RS0006-01-2022-000997-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 мая 2022 года г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего Шевелевой А.В.,
при помощнике судьи Ряпосовой Я.А.,
с участием истца Федотова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федотова А. В. к Администрации г. Екатеринбурга, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области о признании фактически принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Федотов А.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области о признании фактически принявшим наследство, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование исковых требований указано, что 17.08.2021 умерла тетя истца К.А.И.. До смерти К.А.И. проживала в квартире по адресу: < адрес >. После смерти К.А.И. открылось наследство в виде квартиры по адресу: < адрес >, денежного вклада, открытого в ПАО Сбербанк, по договору о вкладе «Рекордный» от 23.10.2018. 09.08.2021 К.А.И. составлено завещание, удостоверенное нотариусом, согласно которому все имущество, какое только ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно не заключалось и где бы оно не находилось, в том числе, квартиру по адресу: < адрес >, она завещала истцу Федотову А.В. Других наследников, фактически принявших наследство или вступивших в наследство в установленный законом срок, не имеется, поскольку супруга и детей у К.А.И. не было. После смерти К.А.И. Федотов А.В. к нотариусу для оформления наследственных прав не обращался, однако фактически вступил в права наследования. При жизни К.А.И. Федотов А.В. ухаживал за ней, проживал с ней совместно в ее квартире, пользуется вещами, принадлежавшими К.А.И., оплачивает коммунальные услуги за квартиру К.А.И., поддерживает помещение в надлежащем состоянии.
В исковом заявлении с учетом заявления об уточнении исковых требований истец просит признать его фактически принявшим наследство, открывшееся после смерти К.А.И., умершей 17.08.2021, признать за ним право собственности на квартиру по адресу: < адрес > (кадастровый < № >), а также на денежные средства на счетах, открытых на имя К.А.И. в ПАО Сбербанк: < № > (Рекордный 1г-1г6м от 23.10.2018), < № > (Депозит Сбербанка России 2г-3г от 28.01.1991), < № > (Универсальный на 5 лет от 18.09.2006).
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснил, что ошибочно полагал, что с заявлением о принятии наследства необходимо обращаться к нотариусу по истечении шести месяцев, поэтому не обратился к нотариусу в предусмотренный законом срок.
От ответчиков каких-либо возражений относительно заявленных требований не поступило.
Свидетель П.Л.М., проживающая по адресу: < адрес >, в судебном заседании подтвердила, что истец ухаживал за К.А.И. перед смертью, проживал с ней, оплачивал ее похороны, после смерти К.А.И. следит за квартирой, оплачивает коммунальные услуги, сделал ремонт.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о рассмотрении дела при данной явке.
Заслушав объяснения истца, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что К.А.И., < дд.мм.гггг > года рождения, умерла 17.08.2021.
09.08.2021 К.А.И. составлено завещание < № >, удостоверенное К.А.В., временно исполняющей обязанности нотариуса Б.О.В., которым К.А.И. все имущество, какое только ко дню смерти окажется ей принадлежащим, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, в том числе, квартиру по адресу: < адрес >, завещала истцу Федотову А.В.
По предоставленным по судебному запросу нотариусом сведениям данное завещание не отменено, не изменено.
Иных наследников в ходе рассмотрения дела судом не установлено, супруга и детей на дату смерти у наследодателя не имелось.
Из материалов дела следует, что в состав наследства после смерти наследодателя вошли денежные средства на счетах, открытых на имя К.А.И. в ПАО Сбербанк: < № > (Рекордный 1г-1г6м от 23.10.2018), < № > (Депозит Сбербанка России 2г-3г от 28.01.1991), < № > (Универсальный на 5 лет от 18.09.2006), а также квартира по адресу: < адрес > (кадастровый < № >).
Материалами дела подтверждается, никем по делу не оспаривается, что наследственное дело после смерти наследодателя К.А.И., умершей 17.08.2021, не открывалось, истец к нотариусу в предусмотренный законом срок не обратился, поскольку ошибочно полагал, что к нотариусу необходимо обратиться по истечении данного срока.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии со ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Под владением в данном случае понимается физическое обладание имуществом, в том числе и возможное пользование им. Фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что после смерти наследодателя К.А.И. истец понес расходы на организацию ее похорон, в течение срока принятия наследства производил оплату коммунальных услуг по квартире наследодателя, оплатил задолженность за телефон, в течение срока принятия наследства и до настоящего времени принимает необходимые меры для сохранения наследственного имущества (квартиры) К.А.И. в надлежащем состоянии. Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела истцом, а также подтверждены допрошенным в судебном заседании свидетелем П.Л.М., не доверять показаниям которой у суда оснований не имеется.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 1152,1153 Гражданского кодекса Российской Федерации считает установленным факт принятия истцом наследства после смерти наследодателя.
По смыслу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина, принадлежащее ему на праве собственности имущество переходит к его наследникам в соответствии с завещанием или законом.
По смыслу положений ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу том, что истец, являющийся наследником по завещанию после смерти К.А.И. и фактически принявший наследство после смерти наследодателя, приобрел в порядке наследования право собственности на наследуемое имущество в виде денежных средств на счетах, открытых на имя К.А.И.,< дд.мм.гггг > года рождения, умершей 17.08.2021, в ПАО Сбербанк: < № > (Рекордный 1г-1г6м от 23.10.2018), < № > (Депозит Сбербанка России 2г-3г от 28.01.1991), < № > (Универсальный на 5 лет от 18.09.2006), а также в виде квартиры по адресу: < адрес > (кадастровый < № >).
При таких обстоятельствах, учитывая также, что никем, кроме истца, в ходе рассмотрения дела не заявлено о своих правах на наследственное имущество, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 17.08.2021.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░., < ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 17.08.2021, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: < ░░░░░ > (░░░░░░░░░░░ < № >), ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░.░.░.,< ░░.░░.░░░░ > ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 17.08.2021: < № > (░░░░░░░░░ 1░-1░6░ ░░ 23.10.2018), < № > (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2░-3░ ░░ 28.01.1991), < № > (░░░░░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░ ░░ 18.09.2006).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░