Дело № 2а-60/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2017 года г. Бодайбо
Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе: судьи Овчинниковой И.Ф., единолично, при секретаре Губкиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-60/2017 по административному исковому заявлению Захаровой Татьяны Николаевны к ТОРМ Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Иркутской области, Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области о признании требования по начислению налога на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности возвратить уплаченный налог на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований административным истцом указано, что истец получила требование * от МИ ФНС России по Иркутской области № 3 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.10.2015г., исходя из инвентаризационной стоимости равной 8 782 747 рублей на сумму 26 800 рублей 01 копейка за жилое помещение по адресу: **. В ответ на ее обращение с просьбой о перерасчете налога МИ ФНС России по Иркутской области № 3 сообщила, что на 01.01.2016г. на территории Иркутской области не принято решение о начале применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Согласно данных поступивших из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на 01.01.2012г. инвентаризационная стоимость спорного объекта составила 7 657 147 рублей, на 01.01.2013г. – так же. В приложенном расчете (перерасчете) налога на имущество физических лиц указана инвентаризационная стоимость объекта налогообложения за 2011 год – 162 рубля 44 копейки, за 2012 года – 7 657 147 рублей, за 2013 год – 7 657 147 рублей. За один календарный год инвентаризационная стоимость налога на недвижимое имущество увеличилась на 7 656 984 рубля 56 копеек, притом, что данный дом признан аварийным и ветхим жильем включенным в программу переселения. По информации Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» техническая документация на спорный объект недвижимости не изготавливалась и не выдавалась, данные об инвентаризационной стоимости данного объекта в МИ ФНС России Иркутской области № 3 не направлялись. Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости определяется органом технической инвентаризации (БТИ) при проведении технической инвентаризации и изготовлении технического паспорта по письменному заявлению собственника недвижимости, с которым административный истец не обращалась. Следовательно, при отсутствии инвентаризационной стоимость у МИ ФНС России № 3 по Иркутской области отсутствовали и отсутствуют основания начисления налога на недвижимое имущество.
Просит суд признать требование ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо по начислению налога на недвижимое имущество по адресу: **, кв. 3 за 2012г., 2013г., 2014г., 2015г. неправомерным. Возложить обязанность на ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо вернуть уплаченный налог в 2016 году за 2011-2013г.р. в размере 53 600 рублей 18 копеек, пени в размере 73 рубля 70 копеек.
Заявлением от 17.02.2017г. административный истец уточнил требования, указав, что приказом ФНС России от 20.12.2016г., № ММВ-7-4/693 МИ ФНС России № 3 по Иркутской области и ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска реорганизованы путем присоединения и переименования в Межрайонную инспекцию ФНС России № 20 по Иркутской области, в состав подведомственной территории к которой отнесен Бодайбинский район. ТОРМ МИ ФНС России № 20 по Иркутской области не наделен правом возвращать налогоплательщикам излишне уплаченный налог, таким правом с 20 декабря 2016 года наделена МИ ФНС Росси и № 20 по Иркутской области, в связи с чем, просит суд, признать требование ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо по начислению налога на недвижимое имущество по адресу: **, кв. 3 за 2012г., 2013г., 2014г., 2015г. неправомерным. Возложить обязанность на МИ ФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо вернуть уплаченный налог в 2016 году за 2011-2013г.р. в размере 53 600 рублей 18 копеек, пени в размере 73 рубля 70 копеек.
Административный истец Захарова Т.Н., представитель административного истца Зайцева Н.Ю., действующая на основании доверенности от 09.12.2016г. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении в их отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик МИ ФНС России № 20 по Иркутской области своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которого в целях постепенного перехода к осуществлению государственного кадастрового учета объектов капитального строительства Федеральным законом от 24.07.20007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» до 1 января 2013 г. был установлен переходный период, в течение которого государственный учет объектов капитального строительства осуществлялся органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственными органу кадастрового учета государственными бюджетными учреждениями. С 1 января 2013 г. государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляются. На территории всех субъектов Российской Федерации подведомственные Росреестру государственные бюджетные учреждения осуществляют государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В Письме Минфина России от 01.03.2013 N 03-05-04-01/6108, адресованном ФНС России, рекомендовано до внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществлять исчисление налога на имущество физических лиц исходя из данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013г. На основании сведений из регистрирующих органов на имя Захаровой Т.Н. зарегистрирована квартира, в целой доле владения, расположенная по адресу: ** 3 в период с 20.11.2001 по 24.01.2017 годы. Согласно статье 5 Закона N 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц за 2012- 2014гг. производилось налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, за 2014г. порядок исчисления налога регулируется Главой 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц» с учетом коэффициента-дефлятора равного 1.147. Сведения с БТИ налоговым органом получены 01.02.2013 имя последнего принятого файла № *. По состоянию на 01.01.2012 актуальная инвентаризационная стоимость объекта составляет 7 657 147, на 01.01.2013 год 7 657 147. В связи с чем, налоговыми органами производилось исчисление налога по вышеуказанному имуществу за 2012 год в размере 26800.01 руб., за 2013 год в размере 26800 руб., за 2014 год в размере 26800.01 руб. за 2015 год в размере 30740 рублей с учетом коэффициента-дефлятора. На основании изложенного, считает начисление налога на имущество Захаровой Т.Н. расположенного по адресу: ** за 2011-2015г. по сведениям БТИ представленными в порядке ст.85 НК РФ для целей налогообложения, законным и обоснованным.
Административный ответчик ТОРМ МИ ФНС № 20 России по Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направил, о дате о времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание заинтересованное лицо АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» своего представителя не направил, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.150 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 3 НК РФ.
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из п. 1 ст. 1 Закона N 2003-1 от 09.12.1991г.р. «О налогах на имущество физических лиц» (действующего до 01.01.2015г.) и ст. 400 НК РФ.
Строения, помещения и сооружения являются объектом налогообложения на основании п. 6 ст. 2 Закона N 2003-1 и пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ.
Из материалов дела следует, что Захарова Т.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: **, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок и ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от 05.09.2016г.
Из налогового уведомления * от 29.07.2016г. следует, что налоговая база (инвентаризационная стоимость квартиры) на 2015 года, налоговым органом рассчитывается по имеющимся у них сведениям, полученным из Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», которая составляет 8 782 747 рублей, в связи с чем сумма начисленного налога составляет 30 740 рублей.
До 1 января 2015 г. действовал Закон от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1).
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 284-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) дополняется новой главой «Налог на имущество физических лиц». С указанной даты утратил силу Закон № 2003-1.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч. 1 ст. 3 Закона № 284-ФЗ).
Таким образом, до 01 января 2015 г. правоотношения в области налогообложения физических лиц регулировались Законом РФ от 9 декабря 1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», с 1 января 2015 г. - гл. 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
Вместе с тем, Федеральным законом № 306-ФЗ от 02 ноября 2013 г. в п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения, согласно которым налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.
Положения Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013 год.
Кроме того, Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» с 1 января 2015 г. введена в действие глава 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации. Изменился и порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, которая рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта, а не его инвентаризационной стоимости.
Согласно п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, ст. 3 Федерального закона от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 г., осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.
В случаях определения налоговой базы из инвентаризационной стоимости объекта, исчисляемой с учетом коэффициента-дефлятора, налоговый орган может лишь использовать последние данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 части второй НК РФ).
На основании Приказа Госстроя РФ № 36 и МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28.02.2001г. и в соответствии со ст. 85 НК РФ организациями технической инвентаризации в налоговые органы передавались сведения об объектах недвижимого имущества. В соответствии с п. 3 Порядка представления, сведения об инвентаризационной стоимости объекта налогообложения заполнялись на основании данных технических паспортов. Последние сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости были переданы в налоговые органы, как следует из пояснений административного ответчика ФНС № 20 по Иркутской области, по состоянию на 01.01.2013г.
Начиная с 2014г., в соответствии с Законом РФ № 2003-1 (ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» № 306-ФЗ) налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговый орган, на основании Постановлений Правительства Иркутской области «Об утверждении коэффициентов для определения восстановительной стоимости строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности».
Из представленных материалов дела усматривается, что согласно налоговому уведомлению *, Захаровой Т.Н. за 2011 год был начислен налог, за вышеуказанный объект недвижимости, исходя из суммы оценки 162 рубля 44 копейки, в сумме 0 рублей 16 копеек, за 2012 год был начислен налог, за вышеуказанный объект недвижимости, исходя из суммы оценки 7 657 147 рублей, в сумме 26 800 рублей 01 копейка, за 2013 год был начислен налог, за вышеуказанный объект недвижимости, исходя из суммы оценки 7 657 147 рублей, в сумме 26 800 рублей 01 копейка, а всего 53 600 рублей 18 коп.
При этом, из материалов дела следует, что Захарова Т.Н. обратилась с заявлением в МИФНС России № 3 по Иркутской области, о пересчете налога на имущество физических лиц за 2015г. по вышеуказанному Объекту недвижимости, принадлежащему истцу на праве собственности.
Из ответа МИ ФНС России № 3 по Иркутской области, в перерасчете суммы налога на имущества по объекту недвижимости — квартиры, Захаровой Т.Н. было отказано.
Приказом ФНС России от 20.12.2016г. № ММВ-7-4/693, МИ ФНС России № 3 по Иркутской области и ИФНС России по Правобережному округу г. Иркутска реорганизованы путем присоединения и переименования в Межрайонную инспекцию ФНС России № 20 по Иркутской области, в состав подведомственной территории к которой отнесен Бодайбинский район.
Судом достоверно установлено, что налог на имущество за 2012,2013,2014г.. 2015г. был исчислен исходя из инвентаризационной стоимости объекта 7 657 147 рублей, что является неверным.
При этом административными ответчиками не представлено суду доказательств того, каким образом была получена информация об инвентаризационной стоимости спорного объекта недвижимости из филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» и внесена в базу МИФНС России №20 по Иркутской области.
В соответствии с совместным Приказом Госстроя РФ и МНС РФ от 28 февраля 2001 "Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества" (действовавшим до 01.01.2012 года) организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 2).
Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.
В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости (п. 3).
В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
По сообщению Бодайбинского производственного участка Иркутского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», инвентаризация квартиры по адресу: **, не проводилась, технический паспорт не изготавливался, сведений об объекте недвижимости не имеется.
Также, согласно информации ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», информация об инвентаризационной стоимости вышеуказанного объекта, недвижимости на 01.01.2012г. Иркутским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №3 по Иркутской области не направлялась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо по начислению налога на недвижимое имущество по адресу: Иркутская область г. Бодайбо ул. Разведчиков, д.9, кв. 3 за 2012г., 2013г., 2014г., 2015г. в сумме 53 600 рублей 18 коп. является незаконными.
Согласно информации Федеральной налоговой службы Захаровой Т.Н. 19.01.2016г. был уплачен налог на имущество МИФНС России №20 по Иркутской области в размере 53 600 рублей 18 коп, а также пени в размере 73 рубля 70 копеек, что также подтверждается платежными поручениями *, * от 19.01.2016г.
Поскольку исчисление налога на имущество физических лиц за 2012, 2013, 2014, 2015 годы, исходя из инвентаризационной стоимости объекта 7 657 147 рублей признано неправомерным, то Межрайонной ИФНС России №20 по Иркутской области подлежит возвратить уплаченный Захаровой Т.Н. налог на недвижимое имущество по адресу: ** в размере 53 600 рублей 18 коп., пени в размере 73 рубля 70 коп.
При таких обстоятельствах, суд считает административные исковые требования Захаровой Татьяны Николаевны к ТОРМ МИ ФНС России № 20 по Иркутской области, МИ ФНС России № 20 по Иркутской области о признании требования ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо по начислению налога на недвижимое имущество по адресу: ** за 212г., 2013г., 2014г., 2015г. незаконным, возложении обязанности на МИ ФНС России № 20 по Иркутской области в г. Бодайбо вернуть Захаровой Т.Н. уплаченный налог в 2016 году за 2011-2013г.р. в размере 53 600 рублей 18 копеек, пени в размере 73 рубля 70 копеек законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Захаровой Татьяны Николаевны к ТОРМ Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Иркутской области, Межрайонной инспекции ФНС России № 20 по Иркутской области о признании требования по начислению налога на недвижимое имущество незаконным, возложении обязанности возвратить уплаченный налог на имущество физических лиц - удовлетворить.
Признать требование ТОРМ Межрайонной ИФНС России № 20 по Иркутской области по начислению налога на недвижимое имущество по адресу: ** за 2012г., 2013г., 2014г., 2015г. – незаконным.
Возложить обязанность на Межрайонную инспекцию ФНС России № 20 по Иркутской области возвратить Захаровой Татьяне Николаевне уплаченный налог в 2016 году в размере 53 600 рублей 18 копеек (пятьдесят три тысячи шестьсот рублей 18 копеек), пени в размере 73 рубля 70 копеек (семьдесят три рубля 70 копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Бодайбинский городской суд Иркутской области в течение одного месяца.
Судья: И.Ф. Овчинникова