УИД ...
...
Решение
02 октября 2024 г. г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Кудряшова М.В. при секретаре Дамбиевой Д.Ч., рассмотрев жалобу МУП «Водоканал» по постановление административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 14 августа 2024 г. в отношении МУП «Водоканал» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 32.1 Закона РБ от 05 мая 2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях»,
Установил:
Постановлением административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ ... от 14 августа 2024 г. МУП «Водоканал» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 32.1 Закона РБ от 05 мая 2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях» и подвергнуто наказанию в виде штрафа 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, МУП «Водоканал» принесена жалоба, согласно которой юридическое лицо просит отменить постановление о привлечении к административной ответственности, производство по делу прекратить. Указывая на то, что административной комиссией не в полной мере исследованы все обстоятельства. Кроме того, МУП «Водоканал» надлежащим образом не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Срок давности привлечения к административной ответственности истек, поскольку разрешения на проведение земельных работ выдавались в 2023 г., не более чем на 10 суток.
В судебном заседании представитель МУП «Водоканал» Даржаев С.А., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Представитель административной комиссии в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно заявлению председателя комиссии А.С. Родионова, последний просил рассмотреть дело без их участия.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Ч.1 ст. 32.1 Закона РБ от 05 мая 2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков закрытия разрешения заявителем на осуществление земляных работ, если данное нарушение не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Указанные требования закона при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал» не выполнены.
Решением Улан-Удэнского совета депутатов № 447-42 от 30 август 2018 г. утверждены Правила благоустройства территорий городского округа «Город Улан-Удэ».
Указанные Правила благоустройства территории городского округа «Город Улан-Удэ» (далее - Правила) разработаны в целях обеспечения безопасности и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории города Улан-Удэ.
Правила устанавливают комплекс мероприятий по содержанию территории города Улан-Удэ, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, осуществления контроля за соблюдением настоящих Правил.
Разделом 2 Правил, во взаимосвязи с п. 1.3 Порядка предоставления разрешения на осуществление земляных работ, утв. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28 апреля 2016 г. №200-21 (далее – Порядок), установлено понятие аварийные земляные работы - ремонтно-восстановительные работы на инженерных коммуникациях, иных объектах при их повреждениях, требующие безотлагательного производства земляных работ для устранения опасности, непосредственно угрожающей безопасности людей, их правам, а также охраняемым законом интересам.
П. 2.2 указанного Порядка, срок оформления разрешения на осуществление земляных работ составляет 10 рабочих дней с момента подачи заявления.
После окончания осуществления земляных работ или аварийных земляных работ лица, получившие разрешение на осуществление земляных работ или аварийных земляных работ, обязаны закрыть разрешение по Акту об исполнении разрешения на осуществление земляных работ или аварийных земляных работ (приложение № 7 к настоящему Порядку) в установленный разрешением срок. Для закрытия разрешения на осуществление земляных работ или аварийных земляных работ юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели за 3 рабочих дня до окончания срока действия разрешения представляют в уполномоченный орган заявление о закрытии разрешения на осуществление земляных работ или аварийных земляных работ в произвольной форме. В случае строительства новых инженерных коммуникаций к заявлению о закрытии разрешения на осуществление земляных работ или аварийных земляных работ заявителем прилагается исполнительная съемка таких коммуникаций (п. 5.1, 5.2 Порядка).
Как установлено п. 1.8 Порядка, уполномоченные органы по выдаче разрешения на осуществление земляных работ - <адрес>.
Согласно обжалуемому постановлению, МУП «Водоканал» вменяется нарушение сроков проведения земляных работ по адресу: <адрес> с целью аварийных работ на сетях водопровода, согласно разрешению ... от 31 января 2023 г. (срок работ с 27 января 2023 г. по 05 февраля 2023 г.).
05 февраля 2023 г. срок действия вышеупомянутого ордера истек. При этом, сведений о закрытии данного ордера в материалах дела нет.
Из материалов дела следует, что администрация Железнодорожного района г. Улан-Удэ обратилось в Комитет городского хозяйства администрации г. Улан-Удэ о принятии мер административного воздействия в отношении МУП «Водоканал» по 34 (в том числе, по указанному выше) не закрытым ордерам на земляные работы, выданные в 2023 г. В связи с указанным, Управление административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ обязало явиться МУП «Водоканал» для дачи пояснений и составления протоколов об административных правонарушениях и получения копий документов на 11 июля 2024 г. в период времени с 13.05 ч. по 15.45 ч.
Согласно материалам дела протокол об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал» составлен в отсутствии юридического лица, при этом в материалах дела не содержится данных, свидетельствующих об извещении названного лица о составлении протокола об административном правонарушении 11 июля 2024 г.
Так, в материалах дела имеется скриншот электронной почты Комитета городского хозяйства г. Улан-Удэ из которого следует, что уведомление о составлении административного протокола в отношении МУП «Водоканал» на 11 июля 2024 г., последний извещен лишь 12 июля 2024 г., т.е. уже после его составления.Данных о направлении юридическому лицу каких-либо иных извещений в материалах дела нет.
Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что названное лицо о составлении протокола об административном правонарушении 11 июля 2024 г. надлежащим образом извещено не было.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, МУП «Водоканал», не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению комиссией не проверялось, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления. При наличии в материалах дела данных, указывающих на нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, комиссия не возвратила протокол об административном правонарушении составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Допущенное по данному делу нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Так, в соответствии с абз. 2 - 4 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Согласно положениям закона РБ «Об административных правонарушениях» ст. 32.1 указанного Закона, расположена в 4 Главе «административные правонарушения в области охраны окружающей среды, землепользования и благоустройства».
В силу положений ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении шестидесяти календарных дней (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении девяноста календарных дней) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации, в области охраны окружающей среды и природопользования - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, суд полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст. 32.1 Закона РБ «Об административных правонарушениях» не с даты обнаружения допущенного МУП «Водоканал» правонарушения, а со дня, следующего за последним днем периода, определенного Порядком для исполнения соответствующей обязанности по закрытию ордера на земляные работы.
Учитывая, что ордер на проведение земляных работ выдан МУП «Водоканал» на срок с 27 января 2023 г. по 05 февраля 2023 г., в связи с чем, днем совершения вмененного правонарушения по настоящему делу является 06 февраля 2023 г., учитывая, что за 3 дня до истечения срока проведения работ юридическое лицо не обратилось в администрацию Железнодорожного района г. Улан-Удэ с заявлением о закрытии ордера.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 06 февраля 2024 г., тогда как протокол об административном правонарушении составлен 11 июля 2024 г., постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 14 августа 2024 г.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии от 14 августа 2024 г. подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в районном суде настоящей жалобы срок давности привлечения МУП «Водоканал» к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство го данному делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь 30.7 КоАП РФ, суд
Решил:
Постановлением административной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ ... от 14 августа 2024 г. вынесенное в отношении МУП «Водоканал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 32.1 Закона РБ от 05 мая 2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях» отменить.
Производство по делу в отношении МУП «Водоканал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 32.1 Закона РБ от 05 мая 2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях» прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности.
Судья М.В. Кудряшова