Дело №33-2218
УИД 71RS0021-01-2022-002405-83 судья Сафронова И.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июня 2023 г. г. Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Кургановой И.В.,
судей Иваниной Т.Н., Крыловой Э.Ю.,
при секретаре Печникове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Узловского межрайонного прокурора на решение Узловского районного суда Тульской области от 23 марта 2023 г. по гражданскому делу № 2-140/2023 по исковому заявлению Узловского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах Швыревой Анны Ивановны, Блиновой Тамары Анатольевны, к администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района, Министерству строительства Тульской области об обязании предоставить в собственность вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Иваниной Т.Н., судебная коллегия
установила:
Узловский межрайонный прокурор, действуя в интересах Швыревой А.И. и Блиновой Т.А., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района об обязании предоставить жилое помещение, указав, что постановлением администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района от 18 января 2018 г. № 22 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок расселения собственников и нанимателей помещений не позднее 2028 г. Поскольку дом был признан аварийным после 1 января 2017 г., в программу переселения на 2019-2025 г.г. дом не вошел. В целях получения иных межбюджетных трансфертов и переселения граждан из данного дома 17 октября 2019 г. комиссия, назначенная распоряжением администрации муниципального образования Узловский район от 16 октября 2019 г. № 573-Р, провела обследование дома, по результатам которого с учетом технического заключения ООО «СТРОЙТЕХЭКСПЕРТ» от 26 декабря 2017 г., о наличии оснований в первоочередном порядке произвести отселение граждан, проживающих в аварийном доме. Администрацией были выделены денежные средства на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в спорном доме, однако в отношении собственников <адрес> Швыревой А.И. и Блиновой Т.А. меры по обеспечению жилищных прав администрацией муниципального образования Шахтерское Узловского района не приняты. Швырева А.И. и Блинова Т.А. являются собственниками по ? доле каждая в праве на <адрес>, общей площадью 84,5 кв.м. Из обращения Швыревой А.И. следует, что проживала в квартире до 2018 г., с 2019 г. проживала у родственников, поскольку в квартире проживать стало невозможно, а временное жилье администрация не предлагала. Блинова Т.А. также в квартире не проживала по причине аварийного состояния дома, жилое помещение для проживания администрация также не предлагала. Блинова Т.А. и Медведева В.И., действующая в интересах Швыревой А.Т., в 2022 г. обращались в администрацию муниципального образования Шахтерское по вопросу переселения из аварийного жилого дома. Согласно ответу вопрос о переселении будет решаться после завершения действующей региональной программы переселения. По информации ОНД и ПР по Узловскому району 6 августа 2020 г. в расселенном доме произошел пожар, в результате которого по всей площади была повреждена кровля. В настоящее время дом разрушен. Истец считает установленный срок расселения дома (не позднее 2028 г.) неразумным, ущемляющим права граждан, однако администрацией муниципального образования Шахтерское не принято решение о сокращении срока переселения и не начаты мероприятия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ. Считает, что на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ Швырева А.И. и Блинова Т.А. имеют право на предоставление им во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания. Просил суд обязать администрацию муниципального образования Шахтерское Узловского района предоставить в собственность Швыревой А.И., Блиновой Т.А. вне очереди жилое помещение, находящееся в границах населенного пункта – <адрес> площадью не менее 84,5 кв.м, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, с учетом суммы выкупной цены изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании определения Узловского районного суда Тульской области к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования Узловский район, в качестве ответчика привлечено Министерство строительства Тульской области.
Помощник Узловского межрайонного прокурора Гагин М.А. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил удовлетворить.
Истец Швырева А.И. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Представитель истца Швыревой А.И. по доверенности Медведева В.И. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные прокурором в интересах Швыревой А.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что Швырева А.И. стала собственником 1/2 доли квартиры после смерти сестры, на момент смерти проживала вместе с ней, но не была зарегистрирована в квартире, а имела регистрацию по месту жительства в <адрес>. В настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире у сына. После смерти сестры Швырева А.И. проживала в квартире с 2016-го по 2017-й г., а потом разрушилась крыша дома и была вынуждена уехать. В апреле 2018 г. в доме был отключен газ, причиной отключения послужила утечка газа в соседней квартире. Считала, что на основании ст.32 ЖК имеет право на предоставление жилого помещение взамен признанного аварийным. Швырева А.И. оплачивала все коммунальные платежи до момента пока не были отключены все коммуникации в квартире.
Истец Блинова Т.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что стала собственником 1/2 доли квартиры после смерти матери в порядке наследования, при этом на день смерти с ней не проживала. Также указала, что оплачивала все коммунальные платежи до момента, пока не были отключены все коммуникации в квартире.
Представитель ответчика Министерства строительства Тульской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района по доверенности Нагимова Л.А. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что на момент обследования в <адрес> никто не проживал, поэтому трансферт на расселение собственников этой квартиры не был выделен.
Представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловский район по доверенности Крутилина А.В. в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Решением Узловского районного суда Тульской области от 23 марта 2023 г. исковые требования Узловского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах Швыревой А.И., Блиновой Т.А., к администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района, Министерству строительства Тульской области об обязании предоставить в собственность вне очереди жилое помещение, оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении Узловский межрайонный прокурор Тульской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права при неправильном определении юридически значимых обстоятельств и неверной оценке представленных доказательств, принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
На апелляционное представление администрацией муниципального образования Шахтерское Узловского района, Министерством строительства Тульской области поданы возражения, в которых считают решение суда законным, обоснованным, а доводы преставления не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционного представления, представленных возражений, выслушав объяснения помощника Узловского межрайонного прокурора Гагина М.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя муниципального образования Узловский район Тульской области Гаак О.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Блинова Т.А. является собственником ? доли <адрес>. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 29 марта 2017 г.
Собственником другой ? доли этой же квартиры на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 14 ноября 2016 г. является Швырева А.И., право собственности зарегистрировано 22 ноября 2016 г.
Собственники жилого помещения на регистрационном учете в указанном жилом помещении не состояли с момента регистрации права собственности на жилое помещения и не состоят в настоящее время.
Постановлением администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района Тульской области от 18 января 2018 г. № 22 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения собственников и нанимателей помещений определен не позднее 2028 г.
Судом установлено, что решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с расположенным на нем многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, расположенным по адресу: <адрес>, не принималось.
Как поясняли при рассмотрении дела представитель ответчика администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района и представитель третьего лица администрации муниципального образования Узловского района, многоквартирный дом № 27 по ул. Островского пос. Дубовка Узловского района Тульской области не был включен в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования г. Узловая Узловского района на 2019-2025 гг.
Постановлением правительства Тульской области от 12 августа 2019 г. № 362 утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения.
Достижение цели обеспечения жилищных прав граждан, согласно пункту 3 указанного Порядка, обеспечивается предоставлением иного межбюджетного трансферта бюджету муниципального образования на приобретение муниципальным образованием благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, расположенном в многоквартирном аварийном доме, требующем первоочередного расселения.
С целью получения иных межбюджетных трансфертов администрация муниципального образования направляет в Министерство заявку о предоставлении трансферта за подписью главы администрации муниципального образования с приложением следующих документов: копии заключения комиссии администрации муниципального образования по оценке технического состояния аварийных многоквартирных домов для установления необходимости первоочередного отселения граждан с указанием мотивированных оснований принятого решения; копии постановления администрации муниципального образования о признании жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного дома аварийным; акта осмотра на предмет фактического проживания граждан не позднее 10 календарных дней на дату подачи заявки с приложением выписок из лицевых счетов потребителей электроэнергии; списка граждан, переселяемых из жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.
В целях получения иных межбюджетных трансфертов и переселения граждан из данного жилого дома, 17 октября 2019 г. комиссия, назначенная распоряжением администрации муниципального образования Узловский район от 16 октября 2019 г. № 573-р, провела обследование многоквартирного <адрес>, по результатам которого принято решение с учетом технического заключения ООО «СТРОЙТЕХЭКСПЕРТ» от 26 декабря 2017 г. о наличии оснований в первоочередном порядке произвести отселение граждан, проживающих в данном аварийном доме.
Согласно акту обследования от 17 октября 2019 г. в жилом доме в квартирах № 2, 4, 5 на момент обследования никто не проживал.
20 февраля 2020 г. Министерство строительства Тульской области направило главам администраций муниципальных образований уведомление о проведении с 27 февраля 2020 г. заявочной кампании на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения. Для получения трансфертов необходимо было направить заявку с приложением документов, указанных в п. 4 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 12 августа 2019 г. № 362.
В марте 2020 г. главой администрации муниципального образования Узловский район подана заявка на предоставление межбюджетных трансфертов на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения. В указанную заявку, в том числе, включены наниматели и собственники жилых помещений <адрес>, 3).
Поскольку фактическое проживание Швыревой А.И. и Блиновой Т.А. в <адрес> подтверждено не было, в заявку на предоставление межбюджетных трансфертов они включены не были, соответственно, денежные средства для приобретения им жилого помещения взамен признанного непригодным для постоянного проживания, выделены не были.
В ст. 32 ЖК РФ предусмотрена возможность и порядок прекращения права собственности на квартиру в многоквартирном доме при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе и в случае, когда жилой дом признан непригодным для проживания.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащем сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Вместе с тем, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
То есть, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом именно собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Оценивая представленные доказательства, руководствуясь положениями ч. 8, 9 ст. 32 ЖК РФ, п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», разъяснениями, содержащимися в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», установив, что Швырева А.И. и Блинова Т.А. в указанном жилом помещении с момента регистрации права собственности на него не проживали, в связи с чем не имелось оснований для включения Швыревой А.И. и Блиновой Т.А. в заявку на предоставление межбюджетного трансферта в целях их переселения в первоочередном порядке из дома, признанного аварийным, в соответствии с порядком предоставления трансферта, то, что на сегодняшний день постановление правительства Тульской области от 12 августа 2019 г. № 362 «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения» признано утратившим силу, а других механизмов, направленных на внеочередное обеспечение Швыревой А.И. и Блиновой Т.А. благоустроенным жилым помещением взамен жилого помещения, признанного непригодным для постоянного проживания, на сегодняшний день не имеется, постановление администрации муниципального образования Шахтерское Узловского района Тульской области от 18 января 2018 г. № 22 о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу с установленным в нем сроком расселения всех собственников и нанимателей помещений, в том числе, Швыревой А.И. и Блиновой Т.А., не позднее 2028 г., не утратило своей актуальности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности обеспечить вне очереди Швыреву А.И. и Блинову Т.А. другим благоустроенным жилым помещением, в порядке переселения из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, отказав в удовлетворении исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия.
Доводы апелляционного представления несостоятельны, т.к. основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Согласно части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Как разъяснено в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таким образом, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации их жилищных прав.
Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.
По делу установлено, что в реализуемую в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования город Узловая Узловского района на 2019-2025 годы» многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> не включен.
Как установлено судом первой инстанции, на момент объявления и проведения заявочной компании Блинова Т.А., Швырева А.И. в помещении, расположенном по адресу: <адрес> не проживали, в связи с чем не могли быть включены администрацией муниципального образования Узловский район в число лиц, переселяемых из жилых помещений, расположенных в признанном аварийным многоквартирном доме, на средства иных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Шварева А.И., Блинова Т.А., в чьих интересах действует Узловский межрайонный прокурор права требовать предоставления им другого жилья взамен признанного непригодным для проживания по указанным в иске основаниям не имеют, поскольку жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, принадлежащее истцам на праве собственности, расположено в доме, который не включен в действующую программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, администрацией муниципального образования Узловский район не принято решение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в т.ч. и тех, на которые имеется ссылка в апелляционном представлении, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда от 1823 марта 2023 г.
Правовых оснований для переоценки доказательств по делу у судебной коллегии не имеется, поскольку все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60, 67 ГПК РФ. Неполноты судебного разбирательства по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Узловского районного суда Тульской области от 23 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Узловского межрайонного прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 июня 2023 г.