29RS0018-01-2021-003718-53
Дело № 2-2895/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Белякова В.Б.
при секретаре Русаковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чадова Е. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Чадов Е.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области /далее УФСИН/ о взыскании 100000 рублей денежной компенсации морального вреда.
В обоснование иска указывает, что ДД.ММ.ГГГГ был этапирован из ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Архангельской области /далее ИК/ в ФКУ Областная больница ФСИН России по Архангельской области /далее Больница/ и ДД.ММ.ГГГГ был этапирован по обратному маршруту. Указывает, что перевозился в специальных автомобилях из ИК до железнодорожного вокзала в <адрес> и с железнодорожного вокзала <адрес> до Больницы, а также по обратному маршруту с нарушением установленных требований. Указывает, что камеры в них слишком маленькие, отсутствуют ремни безопасности, отопление и вентиляция. Утверждает, что при этом его не выводили в туалет, кроме того, в период перевозок другие осужденные курили и он, как некурящий, подвергался пассивному курению. Помимо этого, указывает, что от <адрес> <адрес> и обратно он перевозился в специальных вагонах поезда, камеры в которых также очень маленькие и были переполнены. Указывает, что при этом его не выводили в туалет, приходилось использовать пластиковые бутылки, другие осужденные курили, он также подвергался пассивному курению, не выдавались постельные принадлежности. Указывает, что в связи с допущенными нарушениями при перевозках он испытал существенные нравственные страдания, переживания, неудобства различного характера.
По определению суда, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика была привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России /далее ФСИН/, а в качестве третьих лиц к участию в рассмотрении дела были привлечены ФКУ УК УФСИН России по Архангельской области /далее УК/, Прокуратура Архангельской области, ФКУ ИК – 4 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ Областная больница ФСИН России по Архангельской области.
Истец о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, находится в местах лишения свободы, просил провести процесс без его участия.
Представитель ответчиков – ФСИН и УФСИН Верещагина О.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.
Представитель третьего лица – Прокуратуры Архангельской области Иванова Н.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагает, что они не основаны на законе.
Остальные участвующие в деле лица о судебном заседании уведомлены надлежащим образом, в суд не явились.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд установил следующее.
На основании ст. 1064 ч.1 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Указанное означает, что истец может претендовать на возмещение вреда при условии доказанности незаконных действий (бездействия) сотрудников, осуществляющих административно-властные полномочия и иные полномочия от имени государства. Под незаконными действиями (бездействием) следует понимать деяния, противоречащие закону и иным правовым актам.
Статья 151 ГК РФ предписывает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Исходя из положений ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод", ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 43 УК РФ уголовное наказание является мерой государственного принуждения.
Согласно п. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 72 УИК РФ исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима.
В соответствии с пунктом первым правил 73 Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), утвержденных резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года № 70/175 перевозка заключенных в условиях недостаточной вентиляции или освещения или же в любых других физически излишне тяжелых условиях подлежит запрещению. Заключенные перевозятся за счет тюремной администрации, причем их перевозка должна осуществляться в одинаковых для всех условиях.
В силу ч.1, 3 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно.
При перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия (ч. 3 ст. 76 УИК РФ).
Статьей 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закреплено, что порядок конвоирования лиц, заключенных под стражу, устанавливается законодательством Российской Федерации и совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такими федеральными органами, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 и Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 101.03.2011 № 248, являются Министерство юстиции Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации, которые своим приказом от 24.05.2006 № 199дсп/369дсп утвердили Инструкцию по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию (далее – Инструкция).
Инструкция определяет порядок организации конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях их экстрадиции, а также порядок действий караулов и должностных лиц при происшествиях (пункт 1).
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец конвоировался встречным караулом, назначенным от ИК-4, до железнодорожной станции <адрес> на оперативно-служебном автомобиле типа «АЗ» ГАЗ – С41R13 ГАЗон-Некст, госномер № При этом Чадов Е.В. размещался в камере № 5 спецавтомобиля (вместимость камеры 5 человек), всего в камере находилось 2 человека.
ДД.ММ.ГГГГ на станции «<адрес> Чадов Е.В. был принят сотрудниками планового караула по железнодорожному маршруту № «<адрес>», назначенного от УК, от сотрудников встречного караула, назначенного от ИК-4, и в спецвагоне типа «СТ» был отконвоирован до станции <адрес>. Заявитель был размещен в большой камере № спецвагона, рассчитанной на 10 человек. Всего в камере находилось 3 человека весь путь следования. Время в пути составило около 19 ч. 33 мин.
На станции <адрес> Чадов Е.В. был принят сотрудниками встречного караула, назначенного от УК, и на специальном автомобиле марки «КАМАЗ – 4308», госномер №, который оборудован двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и двумя малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой, отконвоирован в Больницу. Заявитель размещался в большой камере №. Всего в камере находилось 6 человек.
ДД.ММ.ГГГГ в Больнице Чадов Е.В. был принят сотрудниками встречного караула, назначенного от УК, и на спецавтомобиле марки «ГАЗ-33106», госномер № который оборудован двумя большими камерами вместимостью по 5 человек в каждой и пятью одиночными камерами, конвоировался до обменного пункта станции <адрес> Заявитель размещался в большой камере №. Всего в камере находилось 3 человека.
На станции <адрес> Чадов Е.В. был принят сотрудниками планового караула по железнодорожному маршруту № «<адрес>», назначенного от УК, и в спецвагоне типа «СТ» конвоировался до станции <адрес> где был передан сотрудникам встречного караула, назначенного от ИК-4. Заявитель был размещен в большой камере № спецвагона, рассчитанной на 10 человек. Всего в камере находилось от 5 до 7 человек, в зависимости от приема и сдачи конвоируемых лиц на обменных пунктах в пути следования.
ДД.ММ.ГГГГ Чадов Е.В. был передан встречному караулу, назначенному от ИК-4, и на спецавтотранспорте типа «АЗ» «ГАЗ – С41R13 ГАЗон-Некст», госномер №, доставлен в ИК-4. При этом Чадов Е.В. размещался в камере № спецавтомобиля (вместимость камеры 5 человек), всего в камере находилось 4 человека.
Вышеуказанные сведения подтверждаются путевыми журналами встречных караулов, путевыми журналами плановых караулов, постовыми и путевыми ведомостями, справками от ИК-4 и УК.
Конструкция и внутренняя планировка спецавтомобилей и спецвагонов, в которых осуществлялось конвоирование Чадова Е.В., выполнены согласно требованиям приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и приказа Минюста России от 17.06.2013 № 94 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы».
Конструкция и внутренняя планировка специального кузова спецавтомобилей, в которых осуществлялось конвоирование Чадова Е.В., выполнены также согласно требованиям ГОСТ 78.01.002-99 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления».
Устройство специальных вагонов регламентируется также требованиями, установленными Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2003 № 12.
В силу п.п. 1 п. 73 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно- исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279 (далее – Наставление), к транспортным средствам, используемым учреждениями УИС для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании, и подлежащим оборудованию ИТСОН (инженерно-технические средства охраны и надзора), относятся, в том числе, специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее – спецавтомобили), специальные железнодорожные вагоны (далее – спецвагоны).
Из п.п. 2 п. 73 Наставления следует, что в случае изготовления спецавтомобиля на базе грузового автомобиля (шасси) на последний устанавливается специальный кузов (далее - спецкузов). В спецкузове, грузовом отсеке автофургона, салоне автобуса и легкового автомобиля оборудуются: помещение караула, камеры для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей). Спецавтомобиль на базе грузового автомобиля (шасси) и автобуса предназначен для перевозки только сидящих людей.
Таким образом, действующее законодательство не возлагает обязанность по оборудованию спецавтомобилей туалетными кабинами.
Как следует из п.п. 3 п. 73 Наставления спецкузов должен быть цельнометаллическим, каркасным, с теплоизоляцией между наружной и внутренней обшивкой, теплоизоляция должна занимать весь объем ячеек каркаса кузова, внутренняя высота спецкузова должна составлять от 1600 до 1700 мм, наружная и внутренняя обшивка спецкузова должна быть выполнена из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм.
В силу п.п. 8 п. 73 Наставления сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20,0 мм x 20,0 мм x 1,5 мм, выполнены из фанеры толщиной не менее 10 мм.
Спинки сидений для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны быть выполнены из доски хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, окрашены в цвет рабочего салона и соответствовать следующим требованиям:
- крепление сиденья и спинки должно осуществляться с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее 8 мм;
- спинки должны быть выполнены в виде досок шириной от 100 до 150 мм, установленных на высоте от 250 до 350 мм от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или каркасу перегородок камер (стенок кузова).Сиденья для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, должны иметь следующие размеры:
- длина сидений (лавок) в общих камерах должна определяться из расчета 450 мм на одно посадочное место;
- ширина сиденья в одиночной камере - не менее 420 мм;
- высота сидений - от 400 до 500 мм, глубина сидений - не менее 350 мм.
Согласно технической документации на транспортные средства конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие поручней для удержания во время движения транспортного средства в камерах специального автомобиля и ремней безопасности для спецконтингента.
Подпунктами 11, 12, 13 п. 73 Наставления установлено, что отопление рабочего салона осуществляется дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающими на дизельном топливе. В спецавтомобилях на базе автофургонов, автобусов и легковых автомобилей могут использоваться штатные отопители базового транспортного средства. Для охлаждения воздуха в летнее время внутри рабочего салона в помещении караула может устанавливаться кондиционер, пульт управления кондиционером размещается в помещении караула.
Вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно-вентиляционный люк в крыше помещения караула, вентиляционные лючки в камерах и туалетной кабине и системой принудительной приточно-вытяжной вентиляции (п.п. 12 п. 73 Наставления).
Как следует из п. 4.1.4 ГОСТ 30593-2015 «Межгосударственный стандарт. Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности» при наличии системы кондиционирования допускается не оборудовать ТС элементами вентиляции, выполнение функций которых обеспечивается системой кондиционирования.
Освещение помещения караула, камер и туалетной кабины должно обеспечиваться на все время пребывания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в спецавтомобиле. Должна быть обеспечена возможность включения освещения при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания. Освещение в помещении караула, камерах и туалетной кабине осуществляется при помощи плафонов, защищенных решетками или колпаками с отверстиями (п.п. 13 п. 73 Наставления).
Согласно паспортам оперативно-служебных автомобилей типа А3, руководств по эксплуатации КЮРГ 681.969.000 РЭ, КЮРГ 681.965.000 РЭ, свидетельствам о регистрации транспортных средств, паспортам транспортных средств, спецавтомобили оборудованы отопителями воздушным «Планар-44Д-12», и «Планар-8Д-24» соответственно, биотуалетом, накрышным вентилятором. Спецкузов данных автомобилей представляет собой цельнометаллическую клепальную конструкцию кессоного типа и специального фигурного профиля, установленного в «зацеп». Внутренняя облицовка выполнена из стального листа толщиной 0,8 мм и соединена с каркасом стен и крыши с помощью заклепки с отрывным стержнем. Теплоизоляция стен, дверей и крыши выполнена путем закладки пенопласта ПСБ-С-30 в ячейки каркаса панелей. Обогрев рабочего салона в зимнее время осуществляется автономным отопителем, который установлен на передней наружной стенке спецкузова. Производительность отопителя обеспечивает постоянную температуру от +18С до +20С в помещении спецконтингента и караула.
Согласно п. 73 приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» в спецавтомобилях обеспечена возможность работы автономных отопителей при неработающем двигателе спецавтомобиля, при любом положении ключа зажигания и при вынутом ключе зажигания, что позволяет поддерживать комфортную температуру воздуха при стоянках.
Вентиляция рабочего салона осуществляется через аварийно-вентиляционный люк в помещении караула и установленными в общих камерах двумя накрышными вентиляторами производительностью 850 м3/час каждый. Для обеспечения микроклимата (охлаждения воздуха в летнее время) внутри рабочего салона при наружной температуре воздуха выше + 15 С на крыше спецкузова установлен автомобильный кондиционер. Освещение помещения конвоя и камер (общих и одиночных) осуществляется при помощи светодиодных светильников типа «СИЕНУ», защищенных металлическими решетками. Для дополнительного освещения общих камер в спецкузове установлена на передней стенке помещения караула поворотная переносная фара, оборудована дополнительная подсветка под сидениями в общих камерах.
В соответствии с п. 1.5.3 Руководства по эксплуатации спецавтомобилей конструкция и внутренняя планировка спецкузовов выполнены согласно приказу Минюста России от 17.06.2013 № 94 «О внесении изменений в приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-технических средств охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» и ГОСТ Р 52754-2007 «Транспортные средства специализированные Федеральной службы исполнения наказаний. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи», ОСТа 78.01.002-99 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. Методы испытаний».
Из диагностических карт транспортных средств следует, что специальные автомобили прошли технические осмотры, по результатам которых транспортные средства признаны соответствующими обязательным требованиям безопасности транспортных средств и как следствие допущены к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.
В силу п. 193 Инструкции перед убытием на службу начальник караула организует тщательный осмотр инженерно-технического оборудования спецавтомобилей.
Как следует из отметок в постовых ведомостях встречных караулов от ИК-4, от УК, специальные автомобили, на которых конвоировался Чадов Е.В., технически исправны, состояние автомобилей удовлетворительное, камеры осмотрены.
Согласно справкам главного инженера, заместителя начальника учреждения – начальника отдела охраны ИК-4, специальный автомобиль с госномером № обрабатывается дезинфицирующим средством ОДС-17 в шлюзе учреждения, системы освещения, отопления и кондиционирования технически исправны, высота кузова от пола до крыши 174 см.
Согласно справке УК, спецавтомобили, в которых конвоировался Чадов Е.В., были технически исправны, все системы жизнеобеспечения (вентиляция, отопление) были в исправном состоянии и работали. Санитарное состояние транспортных средств находилось в удовлетворительном состоянии.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что специальные автомобили предъявляемым требованиям соответствовали и в период конвоирования истца находились в исправном состоянии.
Довод истца о длительности нахождения в камере спецавтомобиля при конвоировании, а также при посадке в спецвагон, является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно справке заместителя начальника ИК-4 протяженность маршрута встречного конвоирования от ИК-4 до железнодорожной станции <адрес>и обратно) составляет 6,5 км. Движение по маршруту занимает в среднем от 10 до 15 минут, может увеличиваться в зависимости от дорожной обстановки и загруженности улиц автотранспортом.
Из информации УК следует, что маршрут следования из Больницы на обменный пункт (и в обратном направлении) составляет примерно 30 мин. (время может изменяться с учетом дорожной обстановки).
На обменном пункте станции <адрес> время погрузки спецконтингента в ж/д транспорт (аналогично в автомобильный транспорт) составляет около 20 мин. (в зависимости от количества этапируемых лиц).
Довод Чадова Е.В. о том, что на протяжении всего маршрута конвоируемые лица были лишены возможности пользоваться туалетом, является несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из п. 104 Инструкции, в зависимости от характера служебной задачи караулы по конвоированию могут быть: плановыми, встречными, сквозными, особыми, эшелонными, временными. Встречный караул назначается для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в специальных автомобилях из следственных изоляторов и исправительных учреждений на обменные пункты и обратно.
Пункт 197 Инструкции предусматривает остановку через каждые 2-3 часа движения, в том числе, для отправления конвоируемыми (лицами караула) естественных надобностей только при конвоировании по плановым и сквозным автодорожным маршрутам.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает остановку для отправления конвоируемыми (лицами караула) естественных надобностей при осуществлении встречного караула, поскольку, исходя из его целей, он не подразумевает длительное нахождение в пути следования.
Спецконтингенту (в том числе лицам караула) каких-либо препятствий для отправления естественных надобностей перед конвоированием создано не было.
Оборудование туалета спецвагонов полностью соответствуют оборудованию туалетов пассажирских вагонов.
Установлено, что вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществлялся согласно п. 229 Инструкции, по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку, зa исключением времени работы планового караула при посадке (высадке) осужденных и лиц, содержащихся под стражей, проведения обысковых мероприятий и выдачи горячей воды.
Специальный вагон модели «ЦМВ 61-4495» оборудован биотуалетом, состоящим из унитаза и умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемыми лицами естественные надобности и совершать гигиенические процедуры в пути следования, в том числе и при нахождении в санитарных зонах, а также при длительных стоянках поезда.
Довод Чадова Е.В. о том, что на протяжении всего маршрута все конвоируемые лица курили и он подвергался пассивному курению, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в спецавтотранспорте запрещено. В камерах для осужденных и лиц, содержащихся под стражей, размещены знаки о запрете курения. При убытии из учреждений УИС осужденные информируются администрацией о запрете курения табака в спецтранспорте и об административной ответственности за указанные нарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации под роспись.
В силу п. 170 Инструкции состав караула запрещает конвоируемым курить. О нарушении осужденными и лицами, содержащимися под стражей, режима содержания при встречном конвоировании начальник караула сообщает начальнику органа-получателя.
Установлено, что после окончания посадки спецконтингента в специальный транспорт до их сведения доводилась информация о запрете курения табака и административной ответственности. По каждому факту курения конвоируемыми лицами в спецтранспорте начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима содержания с фиксацией на видеорегистратор. Акт приобщается к личному делу нарушителя.
Приказом ФСИН России от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний» утверждены вышеуказанные правила (далее – Правила).
Согласно пункту 2 данного приказа начальникам территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, образовательных и лечебно-профилактических учреждений (далее – учреждения и органы) ФСИН России предписано, в том числе, обеспечить исполнение требований Правил работниками, осужденными, подозреваемыми, подследственными, обвиняемыми, подсудимыми и другими лицами, находящимися в учреждениях и органах ФСИН России.
Раздел 7.3 Правил регулирует обеспечение пожарной безопасности при перевозке осужденных автомобильным транспортом, так в силу п. 7.3.8 Правил при перевозках осужденных, в том числе, запрещается курить и пользоваться открытым огнем (свечами, керосиновыми лампами, факелами и т.п.).
Установлено, что при конвоировании истца на всем пути следования фактов курения осужденных караулами по конвоированию зафиксировано не было, акты о нарушении режима содержания не составлялись, что также подтверждается пояснениями лиц из состава караула, справками УК, ИК-4.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанности раздельного содержания курящих и некурящих лиц при их конвоировании при том, что есть законодательный запрет курения на транспорте.
Довод истца о том, что высота отсеков была недостаточной, в связи с чем приходилось постоянно находиться в сидячем положении подлежит отклонению, поскольку материалами дела установлено, что высота от пола до крыши спецавтомобиля соответствует предъявляемым требованиям, данные транспортные средства в силу п.п. 2 п. 73 Наставления предназначены для перевозки только сидящих людей.
Суд считает, что конструктивные особенности автомобиля, в частности обивки кузова автомобиля металлическими листами, как того требует действующее законодательство, не нарушают личных неимущественных прав истца.
Довод истца о том, что во время этапирования в спецвагоне он не был обеспечен постельными принадлежностями, был лишен сна, является несостоятельным по следующим основаниям.
Индивидуальное спальное место в специальном вагоне
не предусмотрено. Сотрудники караула не обязаны обеспечивать конвоируемым лицам непрерывный восьмичасовой сон ввиду того, что в камерах специального вагона постоянно меняется контингент, подлежащий конвоированию на всем протяжении маршрута. Поэтому выдача постельных принадлежностей (матрацев, подушек, постельного белья, одеял) конвоируемым лицам в специальном вагоне действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Большая камера спецвагона оборудована 6 полками, рассчитанными на 4 места для лежания и 6 мест для сидения (по 3 человека на каждую из 2 нижних полок). Кроме того, на втором ярусе имеется откидная полка, которая также может использоваться в качестве дополнительного места для отдыха и сна. Расстояние между полками в большой камере: по ширине – 50 см., по высоте: от пола до полки первого яруса – 54 см., от полки первого яруса до полки второго яруса – 94 см., от полки второго яруса до полки третьего яруса – 62 см. и от полки третьего яруса до потолка – 80 см.
Высота камер специального вагона позволяет конвоируемым лицам беспрепятственно встать в полный рост.
Из материалов дела следует, что перед убытием спецвагонов в рейс все помещения спецвагонов были подвергнуты дезинфекции и дезинсекции, что подтверждается отметками дезинфектора в журнале учета санитарной обработки спецвагона. Кроме того, при следовании спецвагонов от станции <адрес> и обратно помещения спецвагонов обрабатывались дезинфицирующими средствами примерно каждые 2 часа, что подтверждается отметками сотрудника караула, проводившего обработку, в графике санитарной обработки помещений специального вагона.
Установлено, что спецавтомобили, в которых конвоировался Чадов Е.В., были технически исправны, все системы жизнеобеспечения (вентиляция, отопление) были в исправном состоянии и работали. Санитарное состояние транспортных средств находилось в удовлетворительном состоянии.
Из материалов дела следует, что все системы жизнеобеспечения специальных вагонов, в которых следовал Чадов Е.В., также находились в исправном состоянии и работали.
Изложенное подтверждается актами приемки специального вагона типа "СТ", постовыми и путевыми ведомостями.
Судом также установлено, что во время конвоирования Чадова Е.В. общее количество конвоируемых лиц не превышало лимит наполнения камер.
На протяжении всего конвоирования жалоб и претензий, связанных
с условиями конвоирования, Чадов Е.В. не высказывал ни в устной,
ни в письменной форме, за медицинской помощью к должностным лицам караулов по конвоированию не обращался.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения – ГПК РФ) каждая из сторон по делу должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу положений ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Истцом в материалы дела не представлены, а судом не установлены какие – либо доказательства, подтверждающие заявленные нарушения условий конвоирования Чадова Е.В.
При этом суд считает необходимым отметить, что имеющиеся в материалах дела пояснения <данные изъяты>., <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>. о нарушении условий этапирования истца опровергаются как материалами дела, так и пояснениями сотрудников караулов <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>., <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> также имеющихся в материалах дела.
Решение суда не может быть основано на предположениях.
Кроме того, суд считает необходимым отметить и то обстоятельство, что применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными выше нормами права связывается с необходимостью предоставления истцом доказательств причинения вреда, а также наличием причинно – следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о таких нарушениях условий содержания истца под стражей, в результате которых были бы нарушены личные неимущественные права истца либо принадлежащие ему нематериальные блага.
При этом законом не предусмотрена безусловная обязанность компенсации морального вреда в случае выявления любых нарушений материально – бытовых, санитарных и иных условий содержания при отсутствии доказательств нарушения личных неимущественных прав либо принадлежащих гражданину нематериальных благ.
На основании изложенного выше суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования Чадова Е. В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено 04 октября 2021 года.
Судья В.Б.Беляков