Судья Левак Ю.В.
Докладчик Быкова И.В. Дело № 33- 4029/2014
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зуевой С.М.,
судей Давыдовой И.В., Быковой И.В.
при секретаре Гладких А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 мая 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области Силивончика В.А. на решение Купинского районного суда Новосибирской области от 04 марта 2014 года, которым исковые требования Гоян Л. П. удовлетворены в полном объеме.
Признаны незаконными решение Управления пенсионного фонда РФ в Купинском районе Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа о включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в командировках,
и решение Управления пенсионного фонда РФ в Купинском районе Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Возложено обязательство на Управление пенсионного фонда РФ в Купинском районе Новосибирской области включить Гоян Л. П. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения на курсах повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в командировках,
и назначить Гоян Л. П. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
Взысканы с Управления пенсионного фонда РФ в Купинском районе Новосибирской области в пользу Гоян Л. П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения представителя пенсионного фонда Бадыкшановой С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гоян Л.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Купинском районе Новосибирской области о признании незаконными решений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по 07.ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации (в решении указано 08м.03д. фактически же этот период составляет 4 месяца 14 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения в командировках (08 дней) и в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Купинском району Новосибирской области назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента наступления у нее права на досрочную трудовую пенсию по старости (с учетом обращения с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ года), то есть с ДД.ММ.ГГГГ года, включив ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации (в решении указано 08м.ОЗд. фактически же этот период составляет 4 месяца 14 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - периоды нахождения в командировках (00 мес. 08 дней); а всего 00 лет 4 месяца 22 дня.
В обоснование заявленных требований указано, что решения № и № являются незаконными, так как нарушают ч. 1 ст.196, ст. 187 Трудового кодекса РФ, исключая из специального трудового стажа периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и нарушают ст. 166, ст. 167 Трудового кодекса РФ, исключая из специального трудового стажа периоды нахождения в командировках.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области Силивончика В.А., просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать полностью.
В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении решения судом был неправильно истолкован закон - ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Суд должен был руководствоваться при рассмотрении дела Правилами исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Исходя из указанных Списков, для зачета периодов работы в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения необходимо выполнение одновременно двух условий: работа должна осуществляться в должностях, предусмотренных в разделе «Наименование должностей» и в учреждениях, перечисленных в разделе «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка.
В части вопроса о зачете периодов в стаж на соответствующих видах работ, не урегулированных Правилами от 29.10.2002 г. № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Закона от 17.12.2001 г. При этом п.5 названных Правил не предусмотрено включение в соответствующий стаж работы периодов повышения квалификации, командировки, стажировки и профессиональной переподготовки.
П. 4 правил от 11.07.2002 г. № 516, на который ссылается районный суд при обосновании возможности зачета в стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, применяются при исчислении стажа медицинской деятельности в части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 №781.
Апеллянт считает, что ссылка суда на ст. 39 Конституции РФ является несостоятельной, так как досрочная трудовая пенсия назначается ранее общеустановленного возраста и не обусловлена факторами, предусмотренными Конституцией РФ.
Апеллянт считает, что в части исчисления срока пенсии решение также принято необоснованно, так как на даты обращения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, Гоян Л.П. был недостаточным.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 2 ст. 27 указанного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования Гоян Л.П., суд пришел к выводу о том, что решение УПФ РФ в Купинском районе г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в трудовой стаж периодов командировки и периодов повышения квалификации, а также решение от ДД.ММ.ГГГГ отказе в назначении истцу пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, в связи с отсутствием требуемого стажа, является незаконным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождения в командировках, основаны на правильном толковании пенсионного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальных стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Таким образом, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на упомянутые курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Учитывая положения действующего законодательства, доводы апеллянта о том, что курсы повышения квалификации не могут быть засчитаны в льготный трудовой стаж истца в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку это не предусмотрено Правилами от 11.07.2002, являются неправомерными.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка.
Поэтому периоды направления работника в служебную командировку являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Из изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, следует, что периоды нахождения в служебных командировках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе, в стаж медицинской работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
При этом данные периоды подлежат включению в специальный стаж на тех же условиях, как и работа по занимаемой должности, поскольку иных правил зачета указанных периодов в специальный стаж законодателем не предусмотрено.
Поэтому доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Однако судебная коллегия считает заслуживающими доводы апеллянта о несогласии с решением суда в части назначения пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п. 1 ст. 19 закона, трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Норма пункта 1 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права, способствует своевременному обращению за назначением пенсии и не нарушает какие-либо права граждан, на что обращал неоднократно внимание Конституционный суд России в своих определениях (от 24 марта 2005 года N 76-О и от 17 октября 2006 года N 380-О).
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничений каким-либо сроком.
Пунктом 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ N 17/19пб от 27.02.2002 г., предусмотрено, что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Таким образом, закон связывает право на пенсию с обязательным обращением лица, имеющего это право, и устанавливает день, с которого может быть назначена пенсия, - со дня обращения.
В суде апелляционной инстанции установлен факт обращения истицы в пенсионный орган в установленном законом порядке, с необходимыми документами, подтверждающими стаж на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном п. п. 2, 5 Перечня документов, требуемых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2002 г. N 16/19па, только ДД.ММ.ГГГГ г.
Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Принимая во внимание, что на истица выразила свое волеизъявление только обратившись в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ г., соответственно с указанного периода ей и должна быть назначена пенсия. Поскольку при обращении в пенсионный орган в мае 2013 г истица требуемого стажа не имела, при повторном обращении оснований предусмотренных п. 4. и 4.1 ст. 19 закона для назначения трудовой пенсии ранее дня обращения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Купинского районного суда Новосибирской области от 04 марта 2014 года - изменить в части даты назначения пенсии.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Купинском районе Новосибирской области назначить Гоян Л. П. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года.
В остальной части судебное решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области – удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи