Решение по делу № 33-4333/2016 от 22.06.2016

Дело № 33- 4333/2016

Апелляционное определение

г. Тюмень 11 июля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего: Григорьевой Ф.М.,
судей: Ситниковой Л.П., Пуминовой Т.Н.
при секретаре: Савилове Р.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Тюменской области Коваль Н.М., действующей на основании письменных доверенностей, на решение Центрального районного суда города Тюмени от 07 апреля 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования Колодяжного С.А. удовлетворить.

Восстановить Колодяжному С.А. срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать Департамент социального развития Тюменской области включить Колодяжного С.А. <.......> года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Правительство Тюменской области предоставить Колодяжному С.А. <.......> года рождения из специализированного жилищного фонда Тюменской области благоустроенное жилое помещение на территории г.Тюмени общей площадью не менее 18 кв.м. соответствующее требованиям жилищного законодательства.

Обязать Администрацию г.Тюмени заключить с Колодяжным С.А. договор найма специализированного жилого помещения, после исполнения Правительством Тюменской области обязанности о предоставлении жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Григорьевой Ф.М., объяснения представителя ответчика Правительства Тюменской области Коваль Н.М., действующей на основании письменных доверенностей, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Колодяжного С.А., просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Истец Колодяжный С.А. обратился в суд к Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени, Департаменту социального развития по Тюменской области о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что Колодяжный С.А., <.......> года рождения, в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, находился под попечением. Истец указывает, что за ним было закреплено жилое помещение по адресу: город Тюмень, улица <.......>, которое не соответствует требованиям жилищного законодательства, поскольку общая площадь указанного жилого помещения менее учётной нормы приходящейся на одного члена семьи. При обращении в органы опеки с заявлением о защите его жилищных прав и включении в список детей-сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма, истцу, во включении в список было отказано ввиду достижения 23-х летнего возраста. Истец считает, что поскольку он не реализовал своё право на получения жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, за ним сохраняется данное право до обеспечения жилым помещением в силу действующего законодательства.

Истец Колодяжный С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом через своего представителя (л.д.75).

В судебном заседании представитель истца Колодяжная Ф.Х., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от <.......> года (л.д.15), исковые требования, поддержал в полном объеме.

Представитель ответчиков Департамента социального развития Тюменской области, Правительства Тюменской области Коваль Н.М., действующая на основании письменных доверенностей (л.д.51,52,80), в судебном заседании просила в удовлетворения иска отказать в полном объеме, поскольку истцу исполнилось 23 года.

Представитель ответчика Администрации города Тюмени в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, об отложении дела не просил (л.д.77). Направил в суд отзыв на иск, в котором просил в случае удовлетворения требований, принять решение, определив способ исполнения Администрацией города Тюмени, после исполнения своих обязательств Правительством Тюменской области (л.д.47-48,49).

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Правительство Тюменской области.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Коваль Н.М., действующая на основании письменных доверенностей, просила решение отменить полностью и принять новое решение об отказе в иске в полном объеме. В жалобе указывает, что в настоящее время Колодяжный С.А. достиг возраста 23 лет, следовательно, не может быть включён в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Колодяжный С.А., <.......> года рождения (л.д.29), относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истца – Колодяжный <.......>, умер <.......> года (л.д.41), мать истца – Колодяжная <.......>, умерла <.......> года (л.д.42).

Постановлением Главы администрации <.......> города Тюмени от <.......> 1996 года №<.......> над истцом была учреждена опека и закреплено жилое помещение по адресу: город Тюмень, улица <.......>. (л.д.38).

Приказом Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства города Тюмени Департамента социального развития Тюменской области от 28 октября 2015 года № <.......>-п Колодяжному С.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с достижением им возраста 23 лет. (л.д.17).

Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Тюменский филиал, Управления Росреестра по Тюменской области Колодяжный С.А. собственником недвижимого имущества на территории города Тюмени не значится, право бесплатной приватизации не использовано (л.д.18,33). Истец является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: город Тюмень, улица <.......>. (л.д.11)

Разрешая возникший спор и постановляя решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу, что истец по независящим от него обстоятельствам не был поставлен на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с закреплением за ним жилого помещения общей площадью 66,1 кв.м., в котором проживают 5 человек с учётом истца, что противоречит требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, так как судом первой инстанции допущена ошибка в применении норм материального права.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку мать истца умерла в 1990 года, отец умер в 1996 году, поэтому истец приобрел статус сироты и к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

     Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года              №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21 декабря 1996 года) - дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 21 декабря 1996 года) - дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции федерального закона № 17-ФЗ от 08 февраля 1998 года) дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как видно из материалов дела, истец Колодяжный С.А., <.......> года рождения, возраста 23 лет достиг <.......> 2007 года, следовательно с этого времени он утратил статус сироты для предоставления и обеспечения органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Изменения в ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены Федеральным законом №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года.

Согласно положениям ст.8 указанного закона, в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Однако к моменту введения в действие ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года истцу было уже 27 лет.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст.1 Федерального закона Российской Федерации №159-ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа указанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

С учётом изложенного судебная коллегия считает, что ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года в редакции Федерального закона №15-ФЗ от 29 февраля 2012 года к возникшим правоотношениям применению не подлежит. Статья 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года до исполнения истцом возраста 23 лет предусматривала возможность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Тогда как истец имел и имеет закрепленное жилое помещение, до достижения возраста 23 лет на учёте в органах муниципальной власти по указанной категории не состоял, в настоящий момент он достиг возраста 23 лет, следовательно, не может быть включён в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и не подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Тюменской области.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причине с заявлением о постановке таких лиц на учёт нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.

Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки его на учёт, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат, оснований для восстановления срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, судебной коллегией также не установлено.

Учитывая доводы истца и представленные им доказательства, а также то, что обращение с заявлением о включении его в список имело место по прошествии длительного времени после достижения 23 лет, на момент обращения в суд истцу исполнился 31 год, поэтому основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и принятии по делу нового решения об отказе удовлетворении исковых требований Колодяжного С.А.

Руководствуясь ст., ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 07 апреля 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Колодяжного С.А. к Департаменту социального развития Тюменской области, Правительству Тюменской области, Администрации города Тюмени о восстановлении срока для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, о предоставлении вне очереди жилого помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории города Тюмени, общей площадью не менее 18 кв.м., об обязании заключить договор найма специализированного жилого помещения - отказать.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4333/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Колодяжный С.А.
Ответчики
Администрация г.Т.
Правительство Тюменской области
Правительство Т.о.
Департамент социального развития Тюменской области
Администрация г. ТЮмени
Другие
Колодяжная Ф.Х.
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Григорьева Фания Мансуровна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
11.07.2016Судебное заседание
17.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее