Дело № 2а-1692/2021
УИД 44RS0001-01-2021-003770-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2021 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Сусловой Е.А.,
при секретаре Долгих А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП Управления ФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н., Управлению ФССП России по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы обратилось в суд с вышеуказанным административным иском. Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г. Костромы от 29 июля 2019 года по гражданскому делу № 2-857/2019 на Администрацию города ... и МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» возложена обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Акатова, 1-ая пол. ХIХ в.», расположенного по адресу: г. ..., по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 06 ноября 2019 года. Постановлением о возбуждении исполнительного производства № 79759/20/44001-ИП от 02.12.2020 года должнику администрации г. Костромы установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В указанный срок требования исполнительного документа исполнены не были, в связи с чем судебным приставом исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Исполнение решения суда поставлено в зависимость от принятых собственников помещений, в многоквартирном доме решений, которые исключают возможность его исполнения в срок, установленный судебным приставом – исполнителем, поскольку в связи со сложившейся в 2020 году в городе Костроме эпидемиологической ситуацией, провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в первом полугодии 2020 года не представилось возможным. 08.07.2020 года собственниками помещений в указанном многоквартирном доме проведено общее собрание. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений, в многоквартирном доме, рассоложенном по адресу г. ..., от 08.07.2020 года собственниками приняты следующие решения: о проведении работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия с перечнем противоаварийных работ по его сохранению в целях организации и последующего выполнения данных работ и установке информационной надписи на объект культурного наследия, в соответствии с согласованным с государственным органом (макетом) (участие соразмерно занимаемой доле); об определении источника финансирования указанных выше работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия с перечнем противоаварийных работ по его сохранению, стоимостью 28 096 рублей, и последующего выполнения вышеуказанных работ. Однако вопрос об определении уполномоченного лица от имени собственников помещений многоквартирного дома на обращение в специализированную организацию для составления акта технического состояния объекта культурного наследия, с перечнем противоаварийных работ по его сохранению, в целях организации и последующего выполнения вышеуказанных работ, установления информационной надписи на объекте культурного наследия, в соответствии с согласованным с государственным органом проектом (макетом) и уполномоченного лица на сбор средств финансирования указанных работ в повестку дня общего собрания собственников помещений, не вошел. 05.04.2021 года собственниками помещений в многоквартирном доме проведено общее собрание. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Кострома, ул.Комсомольская, д.31 от 05.04.2021 года собственниками приняты следующие решения: определить уполномоченным лицом от имени собственников помещений в многоквартирном ... на обращение в специализированную организацию для составления акта технического состояния объекта культурного наследия ООО «Комфортные условия»; увеличить тариф по строке «Содержание» на 12 месяцев в размере согласно приложению. Со ссылкой на положения ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» административный истец просит освободить его от уплаты наложенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора.
К участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области, ...
Представитель административного истца Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Управления ФССП России по Костромской области, судебный пристав – исполнитель МОСТП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиева Н.Н., о времени, дате, месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Заинтересованные лица извещены надлежащим образом, в суд не явились. Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области направил письменный отзыв по иску, вопрос об удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.
Исследовав материалы административного дела, обозрев материал № 13-283/2021, суд приходит к следующему.
В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такому роду мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
При рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50-КГ15-20).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ленинского районного суда г. Костромы от 29 июля 2019 г. по гражданскому делу № 2-857/2019 удовлетворены исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к администрации г. Костромы, Солопову М.В., Красновой И.В., Перфильевой И.С., Перфильеву Д.В., МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия.
На администрацию г. Костромы, Солопова М.В., Краснову И.В., Перфильеву И.С., Перфильева Д.В. и МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» возложена обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно:
- разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Акатова, 1-ая пол. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Комсомольская, д.31, по результатам обследования, проведенного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 12 месяцев с даты вступления решения в законную силу;
- провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Акатова 1-ая пол. XIX в.», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Комсомольская, д.31, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Также на администрацию г. Костромы, Солопова М.В., Краснову И.В., Перфильеву И.С., Перфильева Д.В. возложена обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно: установить информационную надпись на объекте культурного наследия в соответствии с согласованным Госорганом проектом (макетом) (участие соразмерно занимаемой доли) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 6 ноября 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Костромы от 29 июля 2019 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, предъявленных к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания».
В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований, предъявленных к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания», отказано.
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя администрации г. Костромы Мальцевой И.В. – без удовлетворения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства № 79759/20/44001-ИП от 02.12.2020 года возбуждено исполнительное производство по указанному выше делу в отношении администрации г.Костромы, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановление получено Администрацией г. Костромы 12 декабря 2020 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 15.01.2021 года с Администрации города Костромы взыскан исполнительский сбор 50 000 руб.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что должник о возбуждении в отношении него исполнительного производства и установленном для добровольного исполнения сроке был осведомлен, в этот срок решение суда не исполнил и доказательств невозможности исполнения решения в течение этого срока в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств судебному приставу-исполнителю не представил.
Таким образом, предусмотренные законом условия для вынесения постановления от 15.01.2021 года имелись.
Постановление получено Администрацией города Костромы 26 января 2021 года.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 26 июля 2021 года Администрации г. Костромы предоставлена отсрочка исполнения решения сроком до 05 мая 2022 года.
Определением Ленинского районного суда г. Костромы от 29 июля 2021 года Перфильевой .. предоставлена отсрочка исполнения решения сроком до 05 мая 2022 года.
Судом установлено, что решение суда от 29.07.2019 года администрацией города Костромы в части возложения обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре, а именно разработать и согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Акатова, 1-ая пол. ХIХ в.», расположенного по адресу: г. ..., не исполнено до настоящего времени.
Также из материалов дела видно, что 08.07.2020 собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город ... проведено общее собрание. Согласно протоколу общего собрания от 08.07.2020 собственниками приняты следующие решения: о проведении работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия с перечнем противоаварийных работ по его сохранению в целях организации и последующего выполнения данных работ и установке информационной надписи на объекте культурного наследия, в соответствии с согласованным с государственным органом (макетом) (участие соразмерно занимаемой доле); об определении источника финансирования указанных выше работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия с перечнем противоаварийных работ по его сохранению, стоимостью 28 096 руб., и последующего выполнения вышеуказанных работ.
Однако вопрос об определении уполномоченного лица от имени собственников помещений многоквартирного дома на обращение в специализированную организацию для составления акта технического состояния объекта культурного наследия с перечнем противоаварийных работ по его сохранению в целях организации и последующего выполнения вышеуказанных работ, установления информационной надписи на объекте культурного наследия в соответствии с согласованным Госорганом проектом (макетом) и уполномоченного лица на сбор средств для финансирования указанных работ в повестку дня общего собрания собственников помещений не вошел.
05.04.2021 собственниками помещений в многоквартирном доме проведено повторное собрание. Согласно протоколу общего собрания от 05.04.2021 собственниками приняты следующие решения: определить уполномоченным лицом от имени собственников помещений в многоквартирном доме ... на обращение в специализированную организацию для составления акта технического состояния объекта культурного наследия ООО «Комфортные условия»; определить источник финансирования работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия путем увеличения тарифа по строке «содержание» на 12 месяцев в размере согласно приложению.
Как следует из материала № 13-283/2021 о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, согласно письму ООО «Комфортные условия» от 14.05.2021 работы по составлению акта технического осмотра объекта культурного наследия будут проведены при поступлении необходимых денежных средств на лицевой счет дома; в соответствии с письмом ОГБУ «Наследие» от 19.05.2021 срок выполнения работ по составлению акта технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Акатова, 1-я пол. XIX в.», расположенного по адресу: города ... с перечнем противоаварийных работ составит 10 рабочих дней с момента заключения договора.
Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку исполнение решения суда администрацией города Костромы поставлено в зависимость от решений, принятых общим собранием собственников многоквартирного дома 05.04.2021. В течение установленного судебным приставом-исполнителем пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно по указанным выше причинам.
Доказательств тому, что Администрация города умышленно уклонялась от исполнения решения суда в установленный 5-дневный срок, не представлено.
На основании изложенного, суд считает возможным освободить Администрацию города Костромы от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Муниципального образования городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы, удовлетворить.
Освободить Муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Аверкиевой Н.Н. от 15 января 2021 года, в рамках исполнительного производства № 79759/20/44001-ИП.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Суслова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2021 года
КОПИЯ ВЕРНА: судья Суслова Е.А.