РЎСѓРґСЊСЏ Землемерова Рћ.Р. Дело <данные изъяты>
РЈРР” 50RS0<данные изъяты>-70
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Гулиной Е.М.,
судей Шишкина Р.Р’., Петровой Рћ.Р’.,
РїСЂРё секретаре Сегрэ Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 сентября 2020 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 3 июня 2019 года по делу по иску Соколовой Е. А. к Министерству социального развития Московской области, Раменскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка,
заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Шишкина Р.Р’.,
объяснения истца Соколовой Е.В., представителя истца Соколова А.С., представителя ответчика Ушакова В.В., судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Соколова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Раменскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, которым просила: признать незаконным решение <данные изъяты> от 03.02.2020г. об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка <данные изъяты> с 20.01.2020г. до достижения им возраста двух лет, признать незаконным решение <данные изъяты> от 14.02.2020г. об отказе в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка <данные изъяты> с 08.02.2020г. до достижения им возраста трех лет, обязать произвести выплаты, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере 600 руб.
Требования мотивированы тем, что <данные изъяты>. у нее родилась дочь <данные изъяты> <данные изъяты> она переехала на постоянное место жительства в <данные изъяты>. <данные изъяты> истец через МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста двух лет с приложением соответствующих документов. В подтверждение дохода мужа была приложена копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 г. с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж является индивидуальным предпринимателем и применяет упрощенную систему налогообложения. Других доходов у мужа не имелось. Однако решением ответчика от <данные изъяты> <данные изъяты> в предоставлении выплаты ей было отказано ввиду того, что отсутствует документ, указанный в п.п. «а» п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) перового ребенка и (или) второго ребенка, (справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи (предоставлены неполные сведения о доходах). <данные изъяты> она обратилась в таком же порядке с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста трех лет с приложением соответствующих документов. В подтверждение дохода мужа были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 г. и за январь 2020 г. Решением ответчика от <данные изъяты> <данные изъяты> ей было отказано в назначении выплаты с аналогичной формулировкой, указанной в решении об отказе в назначении выплаты от <данные изъяты> С решением ответчика не согласна, полагает, что основания для отказа в предоставлении выплат отсутствовали.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные исковые требования поддержали, ответчик иск не признал, третье лицо Министерство экономики и финансов Московской области, в судебное заседание не явилось.
Решением Раменского городского суда Московской области от 3 июня 2019 года исковые требования Соколовой Е.А. удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В данном случае иск предъявлен не к юридическому лицу.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п. 4).
Раменское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.
Как следует из материалов дела, судом не производилась замена ненадлежащего ответчика на надлежащего. В решении суда указан ответчик - Раменское управление социальной защиты населения, на ненадлежащего ответчика судом возложена обязанность назначить выплаты истцу.
В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Раменскому управлению социальной защиты населения Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В суде апелляционной инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика – Раменского управления социальной защиты населения на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.
П. п. 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции" разъясняется, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия исходила из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Также в ст.1 Федерального закона от 28.12.2017 N 418-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей", указано, что Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона могут издаваться разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, в Приказе Минтруда России от 29.12.2017 N 889н (ред. от 28.08.2019) "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка" указан перечень необходимых документов, а именно: документы, подтверждающие рождение (усыновление) детей; документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации заявителя и ребенка; документы, подтверждающие смерть женщины, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, отмену усыновления - для лиц, указанных в части 3 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»; документ, подтверждающий расторжение брака; сведения о доходах членов семьи: а) справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи; б) сведения о пособиях и выплатах заявителю (члену семьи заявителя) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации в качестве мер социальной поддержки; в) сведения о получении пенсии, компенсационных выплат дополнительного ежемесячного обеспечения пенсионера; г) справка (сведения) о выплачиваемых студентам стипендии и иных денежных выплат студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, докторантам, слушателям подготовительных отделений; д) справка (сведения) о выплате пособия по безработице (материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, о стипендии и материальной помощи, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости; о выплате безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также о выплате несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах); е) сведения о получении пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации; ж) сведения о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; справка из военного комиссариата о призыве родителя (супруга родителя) на военную службу; документ, подтверждающий реквизиты счета в кредитной организации, открытого на заявителя (договор банковского вклада (счета), справка кредитной организации о реквизитах счета или другие документы, содержащие сведения о реквизитах счета).
Пунктом 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, <данные изъяты> у Соколовой Е.А. родилась дочь <данные изъяты>
<данные изъяты> Соколова Е.А. переехала на постоянное место жительства в <данные изъяты>.
<данные изъяты> Соколова Е.А. обратилась через МФЦ к ответчику с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении им возраста 2 (двух) лет с приложением соответствующих документов, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов.
В подтверждение дохода мужа истцом была приложена копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 г. с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж Соколов С.А. является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Решением ответчика от <данные изъяты> <данные изъяты> Соколовой Е.А. было отказано в удовлетворении заявления ввиду того, что отсутствует документ, указанный в п.п. «а» п.5 Перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) перового ребенка и (или) второго ребенка, (справка с места работы (службы, учебы) либо иной документ, подтверждающий доход каждого члена семьи (предоставлены неполные сведения о доходах).
Не согласившись с решением социального органа, Соколова Е.А. обратилась с жалобой в Министерство социального развития.
РР· представленного ответа РЅР° обращение следует, что заявителем РЅРµ были предоставлены сведения Рѕ доходах СЃСѓРїСЂСѓРіР° заявителя, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, Управлением принято решение РѕР± отказе РІ назначении выплаты. Жалоба заявителя РЅРµ подлежит удовлетворению, С‚.Рє. решение РѕР± отказе РІ назначении выплаты принято правомерно. Дополнительно сообщено, что индивидуальные предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения обязаны вести учет РґРѕС…РѕРґРѕРІ Рё расходов.
<данные изъяты> Соколова Е.А. обратилась в таком же порядке с заявлением о назначении выплат в связи с рождением первого ребенка до достижении возраста 3 (трех) лет с приложением соответствующих документов.
В подтверждение дохода мужа были приложены книги учета доходов и расходов за 2019 г. и за январь 2020 г.
Решением ответчика от <данные изъяты> <данные изъяты> ей было отказано в назначении выплаты с формулировкой аналогичной формулировке, указанной в решении об отказе в назначении выплаты от <данные изъяты> <данные изъяты>.
Как подтверждается материалами дела, истцом при обращении <данные изъяты> к ответчику были представлены все необходимые документы, в том числе копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за отчетный период 2019 г. с отметкой налогового органа о ее принятии, т.к. ее муж Соколов С.А. является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения.
При обращении Соколовой Е.А. <данные изъяты> она так же представила все необходимые документы, кроме того приложила книги учета доходов и расходов за 2019 г. и за январь 2020 г. на своего супруга Соколова С.А.
Отказывая в назначении Соколовой Е.А. в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка Соколовой З.А., ответчик ссылался на п.п. «а» п.5 Перечня документов, указывая, что предоставлены не полные сведения о доходах.
РР· РїРёСЃСЊРјР° Министерства финансов Р Р¤ РѕС‚ 31.01.2013 Рі. в„–03-11-10/1925 следует, что для целей, РЅРµ связанных СЃ налогообложением, индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого налога РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ или применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе использовать для подтверждения полученных РґРѕС…РѕРґРѕРІ документы, свидетельствующие Рѕ факте получения этих РґРѕС…РѕРґРѕРІ (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера Рё С‚.Рї.).
Право использовать индивидуальному предпринимателю для подтверждения полученных доходов документы, свидетельствующие о факте получения этих доходов (например, расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые ордера и т.п.) не является его обязанностью и ни одним из действующих норм не возложена на него такая обязанность.
Кроме этого, Министерство финансов РФ в письме от 28.07.2014 г. №03-11-10/36931 дополнительно указало, что «…к документам, подтверждающим доходы индивидуальных предпринимателей относятся: для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенную систему налогообложения, в том числе с объектом налогообложения в виде доходов, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход ля отдельных видов деятельности – копия налоговой декларации, представленной в налоговый орган в установленном порядке.
Таким образом, истцом при обращении 20.01.2020 г. и 08.02.2020 г. были представлены все необходимые документы, в том числе сведения о доходах супруга, позволяющие произвести расчет доходов семьи для назначения выплат в связи с рождением ребенка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъектах РФ устанавливается в порядке, определенном законами субъектов РФ. В Московской области порядок установлен Законом Московской области от 28.04.1998 N 13/98-ОЗ "О прожиточном минимуме в Московской области".
Величина прожиточного минимума согласно Постановлению Правительства Московской области N 637/31 от 19 сентября 2019 года "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за II квартал 2019 года" составляет на душу населения - 13 115 рублей, для трудоспособного населения - 14 547 рублей, пенсионеров - 9 848 рублей, детей - 12 688 рублей.
В суде апелляционной инстанции представителем истца для назначения выплат в связи с рождением ребенка до достижения им возраста 2-х лет представлен расчет доходов с января по декабрь 2019 г., согласно которого общий доход семьи с января по декабрь 2019 г. составил 733342 руб. 21 коп.; для назначения выплат в связи с рождением первого ребенка до достижения им возраста 3-х лет за период с февраля 2019 года по январь 2020г., общий доход семьи за указанный период составил 700254 руб. 12 коп.
Представленными материалами дела подтверждается, что на дату обращения Соколовой Е.А. за назначением ежемесячного пособия, доход на каждого члена семьи истца составлял менее двухкратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения на душу населения, установленного в Московской области.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Социальным органом доказательств отсутствия надлежащим образом оформленного документа, который позволит ответчику определить доход семьи истца и, как следствие, установить право на получение Соколовой Е.А. требуемой ежемесячной выплаты не представлено.
Федеральным законом 28.12.2017г. N 418-ФЗ N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" предусмотрено, что Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как следует РёР· свидетельства Рѕ рождении IV-РР’ <данные изъяты>, <данные изъяты> родилась <данные изъяты> Рі.СЂ.
Поскольку истец обратилась в УСЗН за назначением ежемесячной выплаты в связи рождением (усыновлением) ребенка по истечении 6 месяцев с месяца рождения <данные изъяты> то татакая выплата должна быть выплачена ответчиком за период с 20.02.2020 г. по 01.02.2020 г., то есть до достижения ребенком 2-летнего возраста, и за период с 08.02.2020 г. по 01.02.2021 г., до достижения возраста 3- х лет.
Доводы ответчика о том, что истец не зарегистрирован в установленном порядке на территории Московской области, соответственно не имеет право на указанные выплаты, несостоятельны. Соколовой Е.А. ответчику был представлен договор аренды жилого помещения, подтверждающий факт проживания на территории <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 3 июня 2019 года, отменить, постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Соколовой Е. А. меры социальной поддержки в виде ежемесячный выплаты в связи с рождением ребенка <данные изъяты> г.р. до достижения возраста 2-лет за период с 20.02.2020 г. по 01.02.2020 г. и до достижения возраста 3 –х лет за период с 08.02.2020 г. по 01.02.2021 г.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё