дело № 33-501/2021(33-8771/2020)
(2-5058/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 21 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей областного суда Данилевского Р.А., Раковского В.В.,
при секретаре судебного заседания Щукиной Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермолаева Владимира Валентиновича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области о признании права и возложении обязанности изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата).
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., пояснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области – ФИО5, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Ермолаева В.В. – ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Ермолаев В.В. обратился в суд с указанным иском. В его обоснование указал, что проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области (далее – УФСКН России по Оренбургской области). (дата) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и ликвидацией ФСКН России, он был уволен с правом выхода на пенсию по выслуге лет.
В период прохождения службы в УФСКН России по Оренбургской области (дата) он подал заявление в Комиссию УФСКН России по Оренбургской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Спустя почти год – (дата) он был принят на учет для получения данной выплаты. После ликвидации ФСКН России был поставлен в общую очередь с сотрудниками Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области (далее – УМВД России по Оренбургской области), с присвоением порядкового номера 44 388 с составом семьи из 4 человек.
Считает, что в нарушение положений законодательства, он был принят на учет для получения выплаты не с даты подачи заявления – (дата), а с даты принятия решения о его постановке на учет, то есть с (дата), что существенным образом нарушает его права на получение предусмотренной социальной выплаты.
В связи с указанными обстоятельствами, истец Ермолаев В.В. просил суд признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с (дата); обязать УМВД России по Оренбургской области изменить дату постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на (дата).
Решением Ленинского районного суда (адрес) от (дата) исковые требования Ермолаева В.В. к УМВД России по Оренбургской области были удовлетворены.
Суд постановил: признать за Ермолаевым В.В. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения как сотрудника, принятого на учет для ее получения с даты подачи заявления – (дата).
Обязать УМВД России по Оренбургской области изменить дату постановки Ермолаева В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с (дата) на (дата).
С решением суда не согласился ответчик УМВД России по Оренбургской области. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истец Ермолаев В.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции участие не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Ермолаева В.В.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего дела Ермолаев В.В. в период с (дата) по (дата) проходил службу в органах УФСКН России по Оренбургской области.
В соответствии со справкой УФСКН России по Оренбургской области от (дата) календарная выслуга лет Ермолаева В.В. для назначения пенсии на (дата) составила 14 лет 5 месяцев 69 дней, льготная – 2 года 9 месяцев 26 дней, общая выслуга – 17 лет 3 месяца 5 дней.
(дата) истец Ермолаев В.В. обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.
Решением комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом № от (дата), Ермолаев В.В. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с выпиской из приказа от (дата) №-лс подполковник полиции Ермолаев В.В. уволен со службы в органах наркоконтроля (дата) на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от (дата) № (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Оренбургской области для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом № от (дата), установлено наличие у пенсионера МВД России Ермолаева В.В. условий, необходимых для принятия на учет, Ермолаев В.В. принят на учет и внесен в список очередников единовременной социальной выплаты под порядковым номером 941 с учетом даты издания распоряжения комиссии ФСКН России от (дата).
Данное решение комиссии было утверждено распоряжением УМВД России по Оренбургской области № от (дата).
Из представленной в материалы дела выписки из книги учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения №, начатой (дата), следует, что дата постановки Ермолаева В.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты по настоящее время указана, как (дата).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Ермолаев В.В. не утратил право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и его увольнением из органов наркоконтроля, учел, что при вынесении распоряжения о принятии истца на учет комиссией ФСКН России было нарушено право Ермолаева В.В. состоять на учете с даты подачи заявления, то есть с (дата), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами.
Так в период подачи истцом Ермолаевым В.В. документов в целях его постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения действовало Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 613.
В соответствии с пунктом 123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в редакции от 18 мая 2012 года) сотрудники и лица, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, принятые на учет в органах наркоконтроля для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения до 1 января 2013 года, сохраняют право на ее получение в порядке и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 747 с целью обеспечения прав сотрудников органов наркоконтроля на получение единовременной социальной выплаты были утверждены Правила предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Указанные Правила устанавливали порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года № 747 единовременная выплата предоставляется сотруднику по решению директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя, собственником жилого помещения либо членом семьи собственника, при этом общая площадь занимаемого им жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. м.
На основании пункта 13 указанных Правил решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, снятии с указанного учета или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией в порядке, установленном Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Приказом ФСКН России от 2 ноября 2011 года № 471 утвержден Порядок формирования и работы комиссии, образуемой в ФСКН России для рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Исходя из положений Порядка формирования и работы комиссии, образуемой в ФСКН России для рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не установлены сроки рассмотрения заявления.
Вместе с тем, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено право сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления такой социальной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
Согласно пункту 7 названных Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Также частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ от 19 июля 2011 года «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ от 19 июля 2011 года «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ от 19 июля 2011 года «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае прекращения сотрудником службы (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 6 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таким образом, бывшие сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации обладают правом на получение единовременной социальной выплаты при наличии одновременно двух условий: если они были уволены со службы с правом на пенсию и в период прохождения службы были приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В силу пункта 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются поименованные в данном пункте Правил документы.
В соответствии с пунктом 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти (пункт 15 Правил).
Согласно пункту 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам исходя из очередности принятия их на учет.
Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что право на получение выплаты носит заявительный характер. При определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. При этом дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии о принятии (отказе в принятии) на учет не влияет на очередность предоставления социальной выплаты. Иное противоречило бы вышеприведенным Правилам, учитывая, что при определении порядка очередности во внимание принимается совокупность двух условий: стажа службы и даты подачи заявления.
Учитывая заявительный порядок и принцип единой очередности предоставления социальной выплаты, которую государство предоставляет с целью обеспечения жильем лиц, проходящих государственную службу, в зависимости от даты подачи заявления при условии возникновения права на такую выплату, а также положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в соответствии с которым функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о применении по аналогии закона пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, согласно которому заявление Ермолаева В.В. подлежало рассмотрению не позднее чем через два месяца после его подачи, поскольку иной срок не был установлен Правилами и Приказом ФСКН России, а также обязанность включить его в очередь на получение социальной выплаты ни с даты принятия решения комиссией, а с даты подачи им заявления.
Таким образом, рассмотрение заявления спустя год со дня подачи заявления противоречит смыслу гарантируемой законом льготы в виде установления права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также требованиям разумности и справедливости.
Ссылки в апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области на пункт 13 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», согласно которому граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля, не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку основаны на неверном толковании данной правовой нормы.
Системное толкование пунктов 5, 11, 20, 31 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, не позволяют допускать нарушение очередности принятия сотрудников на учет в зависимости от даты подачи заявления на всех этапах учета и не свидетельствуют о совпадении таких понятий как дата принятия на учет и дата рассмотрения заявления сотрудника о принятии на учет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 26 марта 2020 года № 624-О, установление срока для принятия и утверждения уполномоченными органами решений о принятии сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, призвано обеспечить своевременное рассмотрение их заявлений и тем самым направлено на реализацию прав этих сотрудников, оно не регламентирует очередность и время постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.
Таким образом, учитывая, что изначально решение от (дата) комиссией ФСКН России о постановки истца Ермолаева В.В. на учет было принято по истечении значительного срока после подачи им заявления, Ермолаев В.В. был поставлен на учет для получения единовременной выплаты именно с даты принятия решения комиссией, а не с даты подачи им заявления, что повлекло за собой нарушение права Ермолаева В.В., в силу единого статуса с сотрудниками органа внутренних дел на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи документов, восстановление его права в настоящее время возможно лишь путем возложения такой обязанности на Управление МВД России по Оренбургской области, то есть по месту фактического учета.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути, доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и (или) процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи