№ 2а-4916/2020
25RS0001-01-2020-007428-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Н.А. Ярошевой
при секретаре Д.И. Новосёловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Почечуевой Светланы Вавжиновны к 1-му отделу ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании решения незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Почечуева С.В. обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что решением административного ответчика № 01843 от 04.07.2016 она была принята на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма на нее одну. Приказом командира в/ч 20885 № 186-сч от 16.07.2018 она была исключена из списков части с 25.07.2018 года. Решением административного ответчика № 07-85/137 от 21.09.2020 она была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях. С данным решением она не согласна. Основанием к снятию ее с учета нуждающихся в получении жилья послужила уверенность административного ответчика в том, что она сохранила право пользования в проданной ею ранее <адрес>, собственником которой она была в период с 07.04.2006 года по 17.01.2011 года и которую продала по договору купли-продажи от 21.12.2010 года. По мнению административного ответчика снявшись с регистрационного учета по вышеуказанной квартире в 2017 году она ухудшила свои условия. Считает такое мнение ошибочным, т.к. с 2011 года она проживала и проживает по адресу: <адрес>, по коммерческому найму, из проданной квартиры она выехала в 2011 году и больше туда не возвращалась. Сохранение регистрации по прежнему адресу было обусловлено отсутствием иного жилья, где она могла быть зарегистрирована. Только в 2017 году она снялась с регистрационного учета и с разрешения арендодателя квартиры получила регистрацию по месту пребывания в квартире по адресу: <адрес> Считает, что регистрация в <адрес>, не означает, что она проживала в данной квартире после 2011 года, ее регистрация до 2017 года в проданной квартире не может свидетельствовать о фактическом проживании в данной квартире и тем более влиять на ее право быть обеспеченной жильем. Таким же образом, снятие ее с регистрационного учета не может служить основанием считать, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Ссылка административного ответчика на сохранение за ней права пользования на ранее приватизированное жилье (<адрес>) на основании положений Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.19 ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» и ст.31 ЖК РФ не состоятельна. Никакого отношения к её ситуации данные нормы не имеют, т.к. с покупателем ее квартиры в близкородственных отношениях она не состоит, таким образом, право пользования проданной квартирой не имеет. Она не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения, также не является ни собственником, ни членом семьи собственника жилого помещения, таким образом, имеет право на обеспечение жильем. Административному ответчику были известны все обстоятельства не позднее 2016 года (постановка на учет). Таким образом, ответчик пропустил срок для принятия решения о снятии ее с учета нуждающихся в жилье. Просит признать решение административного ответчика от 21.09.2020 года о снятии ее с учета нуждающихся в получении жилых помещений незаконным и обязать административного ответчика отменить данное решение.
02.12.2020 при подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФГКУ «Востокрегионжилье».
Представитель административного истца, действующий на основании ордера Рябий Р.А., в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований по изложенным в административном иске, письменных пояснениях по административному иску, доводам и основаниям. Дополнительно пояснил, что представленные в материалы дела договоры найма жилого помещения от 15.10.2013, 25.04.2017, 10.08.2019, 10.08.2020 подтверждают тот факт, что Почечуева С.В. не проживала в <адрес>. В п. 7 договора купли-продажи от 21.12.2010 указано, что Почечуева С.В. сохраняет право проживания в квартире №<адрес>, однако, указанным правом административный истец не воспользовалась, в указанной квартире не проживала, включение данного пункта в договор было обусловлено отсутствием иного жилья, где могла бы быть зарегистрирована Почечуева С.В., а без регистрации административный истец могла была быть подвергнута штрафу. Фактически административный истец не проживает в <адрес> с 2013 года, с этого времени (с 2013 года) проживает в <адрес>, на которую неоднократно с 2013 года заключались договоры найма жилого помещения. Квартира <адрес> была продана административным истцом в целях возврата долга. Административный ответчик не представил доказательств того, что квартира была продана Почечуевой С.В. намеренно, с целью получения жилья от МО РФ. Более того, с момента выезда из спорной квартиры в 2011 году прошло более пяти лет. Ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя, ни собственником, ни членом семьи собственника Почечуева С.В. не является. Просит удовлетворить требования Почечуевой С.В. в полном объеме.
Представитель административных ответчиков, действующий на основании доверенности Торкаев Я.Б.., в судебном заседании с требованиями не согласился по изложенным в письменных возражениях доводам и основаниям, пояснил, что договор купли-продажи от 21.12.2010 года не оспорен, является действующим, незаконным не признан. Почечуева С.В. на основании договора купли-продажи от 21.12.2010 может пользоваться квартирой <адрес>, поскольку за ней до настоящего времени сохранено право проживания в указанной квартире. Довод л том, что п.7 договора был включен для сохранения регистрации, поскольку по иному адресу истец зарегистрирован быть не могла, несостоятелен, т.к. на основании ч.3 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» Почечуева С.В. могла быть зарегистрирована по войсковой части. Т.к. истец должны была быть обеспеченной жилищной субсидией, были запрошены дополнительные документы. Из ответа на запрос стало известно, что административный истец снялась с регистрационного учета 27.04.2017. Принимая во внимание указанные обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что не истек срок 5 лет с момента совершения действий по намеренному ухудшению жилищных условий, принято оспариваемое решение. Просит в удовлетворении требований Почечуевой С.В. отказать в полном объеме.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие в котором указала, что на требованиях настаивает в полном объеме по доводам изложенным в иске, доверяет представлять ее интересы адвокату Рябий Р.А.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что требования Почечуевой С.В. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации
Согласно п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что Почечуева С.В. проходила военную службу по контракту в в/ч 31146 МО РФ, приказом командующего Приморской флотилии разнородных сил от 11.05.2018 № 35 уволена с военной службы на основании пп. «а» п.1 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по достижению предельного возраста, общая продолжительность военной службы в Вооруженных силах РФ на момент увольнения составляет 23 года 08 месяцев в календарном исчислении, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании.
Из имеющегося в материалах дела решения начальника 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ № 01843 от 04.07.2016 следует, что Почечуева С.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства – ФИО10, состав семьи: один человек, дата принятия на учет – 26.05.2016.
Судом установлено, что в связи с предстоящим жилищным обеспечением Почечуевой С.В. 1-м отделом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ была проведена актуализация ранее предоставленных административным истцом документов, в результате чего было установлено, что 247.04.2017 Почечуева С.В. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>
Согласно решения начальника 1-го отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о внесении изменений в учетные данные № 07-85/137 от 21.09.2020, Почечуева С.В. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (жилищной субсидии), поскольку рассмотрев повторно представленные административным истцом документы установлено, что Почечуева С.В. на правах собственности в период с 07.04.2006 по 17.01.2011 владела жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 44,3 кв.м. На указанное жилое помещение зарегистрировано прекращение права собственности 17.01.2011 по договору купли-продажи от 21.12.2010, в соответствии с п.7 которого Почучуева С.В. сохранила право пользования в отчуждаемом ею жилом помещении. Согласно отметкам в паспорте о регистрации по месту жительства с 02.06.1998 по 27.04.2017 и выписки из формы № 10, Почечуева С.В. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, т.о. на момент приватизации была зарегистрирована в жилом помещении по вышеуказанному адресу, чем сохранила за собой право пользования наравне с собственником, в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1, со ст.19 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие жилищного кодекса РФ» и ст.31 Жилищного кодекса РФ. В соответствии с пп.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Вопрос обеспечения Почечуевой С.В. жилым помещением от Министерства обороны РФ рассматривается по избранному месту жительства – ФИО10. Учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в ФИО10, на основании Решения Городского Собрания ФИО10 от 24.06.2010 № 51 «Об установлении учетной нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в городе Сочи» составляет 10 кв.м общей площади на одного человека, исходя из которой, Почечуевой С.В., сохранившая после отчуждения право пользования жилым помещением, общей площадью 44,3 кв.м, была обеспечена жилым помещением по нормам жилищного законодательства. С 27.04.2017 Почечуева С.В. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>. С момента снятия с регистрационного учета по месту жительства и регистрации по месту пребывания произошло ухудшение жилищных условий. Учитывая, что от даты регистрации по последнему месту проживания прошло менее пяти лет, основания для признания Почечуевой С.В. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (жилищной субсидии), в настоящее время отсутствуют.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из положений ст. 226, 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, основания для отказа в принятии на названный учет, правовые основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определены в статьях 51 - 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы и т.д.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 названного Кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, (действующим на момент вынесения оспариваемого решения), предусмотрено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по избранному постоянному месту жительства.
Решением Городского Собрания ФИО10 № 51 от 24.06.2010 установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в размере 10 кв.м общей площади на одного человека.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу ч.8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства (Обзор судебной практики N 1, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016).
Пункт 6 Правил, действующий на момент вынесения оспариваемого решения, предусматривает, что военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные, в том числе, с отчуждением жилых помещений или их частей, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичное положение содержится в п. 4 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280.
Судом установлено, что Почечуевой С.В. на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан №78447 от 26.01.2006 на праве собственности принадлежала квартира, площадью 44,3 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается договором от 26.01.2006, свидетельством о государственной регистрации права от 29.05.2006.
21.12.2010 года между Почечуевой С.В. и ФИО8 был заключен Договор купли-продажи, по условиям которого Почечуева С.В. продала принадлежащую ей на праве собственности двухкомнатную квартиру площадью 44,3 кв.м., в том числе жилой 30,6 кв.м по адресу: <адрес>, 17.01.2011 договор купли-продажи был зарегистрирован в Управлении Россреестра по Приморскому краю.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему.
Пунктом 7 Договора купли-продажи от 21.12.2010 предусмотрено, что в соответствии с выпиской из домовой книги, в указанной квартире зарегистрирована Почечуева С.В., стороны договорились, что указанное лицо сохраняет право проживания в недвижимости.
Как следует из выписки из формы №10 от 20.05.2016, в <адрес> зарегистрирована Почечуева С.В., собственник ФИО8 в указанной квартире не зарегистрирована.
Согласно сведений, содержащихся в паспорте серии №, Почечуева С.В. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с 02.06.1998 года, снята с регистрационного учета 27.04.2017.
Таким образом, суд полагает обоснованным довод представителя административного ответчика о том, что поскольку данный договор не оспаривался и не признан недействительным как полностью так и в части, Почечуева С.В. на момент постановки ее на учет в качестве нуждающихся сохранила право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, площадью 44,3 кв.м., при этом новый собственник не обращалась с требованием о признании ее утратившей право пользования указанным жилым помещением, истец добровольно снялась с регистрационного учета по указанному адресу, т.е. ухудшила свои жилищные условия.
Довод представителя административного истца о том, что регистрация Почечуевой С.В. до 2017 года в проданной квартире не может свидетельствовать о фактическом проживании в данной квартире, влиять на ее право быть обеспеченной жильем, права пользования на проданную квартиру административный истец не имеет, т.к. не является членом семьи нового собственника, суд признает несостоятельным, поскольку право проживания в квартире по адресу: <адрес>, сохраняется за истцом на основании условий договора купли-продажи от 21.12.2010, о чем в нем прямо указано, право пользования истца указанным жилым помещением собственником жилого помещения не оспорено и не прекращено.
Довод представителя истца о том, что условие о сохранении права проживания Почечуевой С.В. было включено в договор для сохранения регистрации, т.к. у истца отсутствовало иное жилье, где она могла быть зарегистрирована, суд признает необоснованным, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 15 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Почечуева С.В. могла быть зарегистрирована по адресу войсковой части, в которой проходила военную службу.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что решение от 21.09.2020 № 07-85/137 от 21.09.2020 о снятии Почечуевой С.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (жилищной субсидии) принято уполномоченным должностным лицом, с соблюдением установленного порядка и при наличии предусмотренных нормами действующего законодательства оснований, в связи с чем, требования истца о признании указанного решения незаконным удовлетворению не подлежит.
Ссылка истца на то, что оспариваемое решение принято с нарушением п.15 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 №512, не является основанием для признания решения незаконным и удовлетворения требований, поскольку установленный п.15 Правил срок не является пресекательным.
Поскольку в удовлетворении требований истца о признании решения незаконным отказано, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, требования истца о возложении на ответчика обязанности отменить указанное решение удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Почечуевой Светланы Вавжиновны к 1-му отделу ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании решения незаконным и возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья Ленинского районного
суда г. Владивостока Н.А.Ярошева
мотивированное решение изготовлено 13.01.2021