Решение по делу № 2а-88/2020 от 15.11.2019

Дело № 2а-88/2020

УИД № 76RS0015-01-2019-002500-40

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 января 2020 г.

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Рябцеве М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головановой Е.В. к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л :

Голованова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту государственного жилищного надзора Ярославской области о признании незаконными действия административного ответчика, выраженные в ответе от 13 сентября 2019 г. № ОГ.12-8768/19 на обращение заявителя от 16 августа 2019 г., возложении обязанности по рассмотрению указанного обращения, проведению проверки по указанным в жалобе обстоятельствам.

В обоснование административного иска указано, что Голованова Е.В. обратилась в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области с жалобой в связи с незаконным выставлением счета на оплату по строке «домофон» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Безопасный город» в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг. Согласие на получение дополнительной услуги административный истец не давала, договора с данным поставщиком не подписывала, общего собрания собственников в доме по вопросу оказания Обществом с ограниченной ответственностью «Безопасный город» данной услуги не проводилось и фактически данная услуга в расчетном периоде, за который выставлен счет, указанной организацией не оказывалась. 16 августа 2019 г. административный истец обратилась в Департамент за защитой своих прав, в ответе от 13 сентября 2019 г. административный ответчик указал, что услуга «домофон» не является жилищно-коммунальной, предоставление которых регулируется жилищным законодательством и соответственно Департамент не обладает полномочиями по проверке установления платы за такую услугу. По мнению административного истца, Департамент имеет полномочия по проверке законности действий по включению дополнительной строки в счет-квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, так как необоснованное изменение размера платы, выставленной через жилищно-коммунальную квитанцию, является основанием для проведения проверки департаментом, соблюдение порядка осуществления расчетов с гражданами является лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю. В результате незаконных действий Департамента заявитель был лишен права на защиту, так как в рассмотрении жалобы по существу было отказано, при этом нарушение прав заявителя продолжается, незаконные начисления производятся ежемесячно, а оплата квитанции является обязательной. 01 октября 2019 г. заявителем была подана жалоба вышестоящему в порядке подчиненности лицу – и.о. директора Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области Чужановой О.Б., однако ответа на жалобу не поступило.

Административный истец Голованова Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Федорук А.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области Алексеева М.Д. административный иск не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в письменном отзыве, согласно которому нарушений закона в действиях Департамента при рассмотрении обращения заявителя не имеется, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Безопасный город» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу пункта 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 указанного Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

На основании пункта 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ №493 от 11 июня 2013 г., задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

В силу пункта 3 Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Исходя из пунктов 10, 11 Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами: обязательных требований к определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами,) услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; определению размера и внесению платы за коммунальные услуги; порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что Голованова Е.В. является собственником квартиры <адрес>. В указанной квартире кроме собственника зарегистрированы Голованова Д.А., Курицин В.С., Курицина Н.В. По данному адресу открыт лицевой счет на Голованову Е.В., расчет платежей производит Акционерное общество «ЯрОблЕИРЦ». Управление указанным многоквартирным домом осуществляет Акционерное общество «Управляющая компания Дзержинского района». В платежных документах за июль 2019 г. по указанному счету была выставлена квитанция №61 на услугу «домофон» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Безопасный город».

16 августа 2019 г. Голованова Е.В. обратилась в Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области с жалобой на неправомерные действия Акционерного общества «Управдом Дзержинского района» и Общества с ограниченной ответственностью «Безопасный город» по включению в платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2019 г. платы за «домофон».

13 сентября 2019 г. Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области был направлен ответ Головановой Е.В., в котором указано, что ее обращение рассмотрено, услуга «домофон» в многоквартирном доме, не связанная с расходами на содержание и ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, является дополнительной и не входит в перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставление которых регулируется жилищным законодательством, на основании чего, Департамент не обладает полномочиями по проверке порядка установления и начисления платы за услуги, не относящиеся к жилищно-коммунальным, в том числе за услугу «домофон». Услуга по обслуживанию и ремонту домофона не относится к жилищно-коммунальным, ее предоставление регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации и договором между сторонами, ответственным за внесение платы за домофон, является сторона по договору на обслуживание и ремонт домофона.

По мнению суда, оснований для признания действий административного ответчика по рассмотрению обращения Головановой Е.В. незаконными не имеется по следующим основаниям.

Из поступившего обращения Головановой Е.В. в Департамент следует, что в нем ставится вопрос о проведении проверки по факту неправомерного включения управляющей организацией в платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за услугу по обслуживанию домофона, которая фактически получателем платы Обществом с ограниченной ответственностью «Безопасный город» не оказывалась.

В рамках своей компетенции по поступившим обращениям граждан, Департаментом были направлены запросы в Акционерное общество «Управляющая компания Дзержинского района», Территориальную Администрацию Дзержинского района города Ярославля и в Акционерное общество «ЯрОблЕИРЦ».

Проанализировав поступившие ответы из указанных организаций, Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области установил, что по спорному адресу услуга «домофон» не входит в перечень жилищно-коммунальных услуг, управляющая компания начисления за «домофон» административному истцу не производит. 01 июля 2019 г. между Акционерным обществом «ЯрОблЕИРЦ» и Обществом с ограниченной ответственностью «Безопасный город» был заключен агентский договор №Я-148-2019, согласно которому Акционерное общество «ЯрОблЕИРЦ» взяло на себя обязательство осуществлять начисление платы за услуги по обслуживанию домофона, в том числе по адресу: <адрес>.

Данный факт нашел свое подтверждение и в суде.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Как установлено пунктом 2 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

Согласно Положению о Департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства Ярославской области от 15 октября 2014 г. №1030-п, органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по государственному жилищному надзору, является Департамент государственного жилищного надзора.

Вопросы по выявлению и пресечению нарушений установленных законом требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, созданию и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах отнесены к компетенции Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области в силу пункта 2.2 Положения о Департаменте государственного жилищного надзора Ярославской области, утвержденного постановлением правительства Ярославской области от 15 октября 2014 г. № 1030-п.

Согласно пункту 5 Административного регламента осуществления Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области регионального жилищного надзора на территории Ярославской области, надзор не осуществляется в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

Предметом надзора является соблюдение органами государственной сласти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, за исключением управляющих организаций, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных действующим законодательством обязательных требований в следующих сферах, указанных в подпунктах 5.1 – 5.6 данного пункта. В частности, в сфере управления многоквартирными домами – требования к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

В области реализации прав собственников помещений в многоквартирном доме – требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; порядку и условиям заключения договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании имущества собственников помещений в многоквартирном доме; ограничению изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

Административным регламентом осуществления Департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области лицензионного контроля, утвержденным приказом департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 27 декабря 2018 г. № 97, устанавливается, что предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а также сведения о деятельности лицензиата в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также сведения, содержащиеся в документах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, и соответствие соискателей лицензии лицензионным требованиям, установленным частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, в полномочия административного ответчика не входит надзор в отношении юридических лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, проведение проверочных мероприятий относительно правомерности порядка установления и начисления платы за услуги, не относящиеся к жилищно-коммунальным услугам, в том числе за услугу «домофон» и правомерности включения в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг и иных дополнительных услуг. Оспариваемый счет за «домофон» был выставлен потребителю не управляющей компанией, а Обществом с ограниченной ответственностью «Безопасный город».

Именно в рамках своей компетенции, 13 сентября 2019 г. Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области рассмотрел обращение Головановой Е.В. и дал письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Каких-либо оснований для проверки деятельности Акционерного общества «ЯрОблЕИРЦ» и Общества с ограниченной ответственностью «Безопасный город» у Департамента не было. В договорных отношениях административный истец с указанными юридическими лицами не состоял и не состоит. Доказательств обратного суду представлено не было.

На основании представленных сторонами доказательств судом установлено, что оспариваемые действия совершены административным ответчиком, обладающим соответствующими полномочиями, в установленном порядке, при наличии оснований, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, при этом права и законные интересы административного истца не нарушены.

Административный истец не лишен права защитить свои права в ином порядке. Об этом должностным лицом административного ответчика в ответе на жалобу было также разъяснено.

Таким образом, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Головановой Е.В. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья Ю.В. Куклева

2а-88/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Голованова Елена Владимировна
Ответчики
Департамент государственного жилищного надзора ЯО
Другие
Федорук Анастасия Алексеевна
ООО "Безопасный город"
Суд
Ленинский районный суд г. Ярославль
Судья
Куклева Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
leninsky.jrs.sudrf.ru
15.11.2019Регистрация административного искового заявления
15.11.2019Передача материалов судье
20.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2019Судебное заседание
12.12.2019Судебное заседание
10.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее