Дело № 2а-3236/2021
56RS0042-01-2021-005262-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г. Оренбург
Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Чувашаевой Р.Т.
при секретаре Портновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Благотворительному фонду «Твори добро» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области обратилось с административным исковым заявлением к Благотворительному фонду «Твори добро» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что Благотворительный фонд «Твори добро» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области 23 августа 2017 года, ОГРН 1175658018799, учетный номер 5614010248. В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Некоммерческое партнерство не представило в Управление информацию за 2018, 2019 годы, содержащую отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международный и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001. ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 16 августа 2018 года № 170, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) Фонд не представил отчеты о своей деятельности за 2018, 2019, 2020 года в произвольной форме.
В связи с этим Управлением в адрес Благотворительного фонда «Твори добро» было вынесено предупреждение об устранении данных нарушений в месячный срок со дня получения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ №. Предупреждение было направлено по почте в адрес Благотворительного фонда «Твори добро», указанный в ЕГРЮЛ, заказным письмом с простым уведомлением о вручении, возращено с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
В связи с этим просит ликвидировать Благотворительный фонд «Твори добро», и исключить сведения о нем из Единого госудасртвенного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Административный ответчик - Благотворительный фонд «Твори добро» в судебное заседание не явился, судом извещался по последнему известному месту регистрации: <адрес>, посредством направления судебного извещения заказным письмом с уведомлением. Судебные извещения возвращены в адрес суда в связи с истечением срока хранения.
Сведений о том, что административный ответчик по вышеуказанному адресу не зарегистрирован, материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Применительно к правилам части 2 статьи 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела. Таким образом, административный ответчик добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда "Судебное".
С учетом требований ст. 96 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Судом установлено, что Благотворительный фонд «Твори добро» зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Управление) 23 августа 2017 года, сведения внесены в ЕГРЮЛ 30 августа 2017 года, ОРГН 1175658018799, учетный номер 5614010248.
В нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ Благотворительный фонд «Твори добро» не представило в Управление информацию за 2018, 2019 годы, содержащую отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международный и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по формам ОН0001, ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 года № 170 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.
Кроме того, в нарушение п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) Фонд не представил отчеты о своей деятельности за 2018, 2019, 2020 года в произвольной форме.
Управлением в отношении Благотворительного фонда «Твори добро» было вынесено предупреждение об устранении данного нарушения в месячный срок со дня получения предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ №. Предупреждение было направлено по почте в адрес Благотворительного фонда «Твори добро», указанный в ЕГРЮЛ, заказным письмом с простым уведомлением о вручении, возращено с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу».
Таким образом, Благотворительный фонд «Твори добро» неоднократно не представил в уполномоченный орган сведения, предусмотренные ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Ввиду указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, об извещении административного ответчика о вынесенных предупреждениях.
Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В силу п.п. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», является основанием для обращения Министерства юстиции РФ или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации и препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Согласно п.п. 63, 73, 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства юстиции РФ от 03.03.2014 № 26, Управление наделено полномочиями по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций; по результатам контроля за деятельность к некоммерческих организаций выносить предупреждения и вносить представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (пункт 30).
Установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции РФ по Оренбургской области для их устранения, не имелось.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными при наличии одновременно двух условий: их несоответствия нормативным правовым актам; нарушение данными решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что данное административное исковое заявление о ликвидации Благотворительного фонда «Твори добро» и исключении организации из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области к Благотворительному фонду «Твори добро» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Ликвидировать Благотворительный фонд «Твори добро» (ОГРН 1175658018799) и исключить сведения об организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 3 сентября 2021 года.
Судья Р.Т. Чувашаева